РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Твоя профессиональная карьера» 9-а класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Твоя профессиональная карьера» 9-а класс
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера». Программа курса «Твоя профессиональная карьера»: В.П. Бондарева, М.С. Гуткина, Т.М. Занковская. Программа профессиональных проб : Л.Н.Абакумова, Л.А. Дмитриеав, Е.Д. Волохова, М.С.Гуткин. издательство «Просвещение».
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Твоя профессиональная карьера» 9-а класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
РАССМОТРЕНО
НМК учителей
Протокол № _____
от «__» _______20__г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
_____ /____________
/«____»__________20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____ /____________/
Приказ № _____
«____»_________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Твоя профессиональная карьера»
9-а класс
Разработчик:
Половинкина
Людмила Дмитриевна
учитель технологии
первой кв. категории
Лабытнанги,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера». Программа курса «Твоя профессиональная карьера»: В.П. Бондарева, М.С. Гуткина, Т.М. Занковская. Программа профессиональных проб : Л.Н.Абакумова, Л.А. Дмитриеав, Е.Д. Волохова, М.С.Гуткин. издательство «Просвещение».
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Цели курса: - актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса: - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; - сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; - обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 68 часов 9-а классе; занятия 2 раза в неделю по 1 часу.
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения. Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность. Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарно-тематическим планом в IX классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый — подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй — практический, включающий задания по трем направлениям — технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности. Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы. Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
Содержание профессиональных групп зависит от материально-технического оснащения (УПК, УПЦ, производственного окружения, региональных и национальных особенностей и др.). Поэтому при необходимости учитель может вносить в программу свои уточнения, изменения. Так, могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время целевого обучения учащихся. Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии. К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать психологов, социологов, экономистов. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела (блока)
Количество часов
Теория
Практические
работы
Вводное занятие
1
1
Внутренний мир человека и возможности его познания.
4.Практическая работа №18. «Определение способности школьников к выбору
профессии».
25. Индивидуальный профессиональный план – 1ч.
1. Практическая работа №19. «Составить свой индивидуальный
профессональный план».
26. Итоговый тест – 1ч.
27. Профконсультационные услуги —6 ч.
(Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской
консультации.)
28. Итоговый тест по пройденному курсу – 1 час
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программа
Учебники и учебные пособия для учащихся
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Контрольно-измерительные материалы
Программа
Курса «Технология. Твоя профессиональная
Карьера» Москва
«Просвещение»
2006 г.
С.Н Чистякова
Твоя профессиональная
Карьера Москва
« Просвещение»
2007.
С.Н Чистякова
Азбука профориентации ХХ1 века.
Н.В.Кудряшова, И.А.Полякова, Л.В.Быкова;
Рабочая тетрадь ученика.
Твоя профессиональная карьера
Москва
« Просвещение»
2008
С.Н. Чистякова
Азбука профориентации ХХ1 века.
Н.В.Кудряшова, И.А.Полякова, Л.В.Быкова;
Твоя профессиональная карьера
Москва
« Просвещение»
2006
Рабочая тетрадь учителя.
Сборник тестов «Твоя
будущая
профессия»
Н.В. Тутубалина
Профориентационная диагностика.
Презентации для занятий учебно-методического комплекса.
Профессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации ХХ1 века»
Рекомендуемые сайты.
www.testkontrol.ru...tvoya-profes.karera
www.prosv.ru
www.iu7-word.ru
www.ubo.ru/books/?cat
Рекомендуемая литература
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.
Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006. „
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —■■ Ростов-на-Дону, 1996.
Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
Кабаков В. С, Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. - М., 1986.
Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. - М., 1985-1989.
Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.