Рабочая программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"
Рабочая программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 20 г.
Рассмотрено на заседании кафедры _____________________образования
Протокол № _______от «» . 20 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Заместитель директора / /
« » .20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Составитель:
Комкова Елена Владимировна
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях
1.2 Цели, задачи преподавания учебного предмета, курса.
Цель курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики.
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
-повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
2.1 Роль и значимость предмета, курса.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Твоя профессиональная карьера».
2.2 Преемственность при изучении данного курса. Курс «Твоя профессиональная карьера» изучается в 8-х классах основной школы по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа. Курс твоя профессиональная карьера структурируется на основе теорий:профессиональное самоопределение, личность и профессии, анализ профессий.
2.3 Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности.
Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» предусматривает проведение практических занятий, на которых широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методов обучения: комбинированный урок, конференция, индивидуальные и групповые беседы, и т.д.
2.4 Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплекту.
Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа курса «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35часов на текущий учебный 2015/2016 год, исходя их учебного годового календарного графика в 35 учебных недель.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
4.1. Описание важности учебного курса
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» позволит учащихся актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики. Позволит развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета
Главной целью образовательной области курса «ТПК» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.
По окончании курса «ТПК» в основной школе учащиеся; - получат адекватную систему представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
-. получат навыки рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
- овладеют технологией принятия решения в ситуации профессионального опыта.
- активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно- профессионального проекта.
- научатся ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; - научатся находить необходимую информацию в различных источниках; - научатся построению планов профессионального образования и трудоустройства. - понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; - планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
4.3. Особенности обучающихся.
Курс «Твоя профессиональная карьера» рассчитан для изучения в 8-х классах. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Твоя профессиональная карьера».
Содержание учебного курса, предмета
Наименование разделов учебной программы.
- Раздел 1. Профессиональное самоопределение-1ч.
- Раздел 2. Личность и профессия. 19 ч.
- Раздел 3. Анализ профессий. 15.ч
5.2 Межпредметные связи. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции элективного курса «Твоя профессиональная карьера» практически со всеми предметами школьного образования. Поддерживание межпредметных связей помогает всестороннему развитию ученика.
5.3 Особенности организации учебного процесса. Учебный процесс организован классно-урочной системой обучения. Каждый класс работает по единому годовому плану и программе, что позволяет четко упорядочить весь учебно- воспитательный процесс. Учащиеся взаимодействуют между собой в процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска решения поставленных задач.
Кроме того, на практических занятиях широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; использовать сведения о путях получения профессионального образования.
Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).
Формы контроля.
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля.
Презентации проектов учащихся,
Деловые игры.
Анкетирование.
Ожидаемые результаты:
1. Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
2. Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
3. Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального опыта.
4. Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно- профессионального проекта.
Содержание курса
Раздел 1. Профессиональное самоопределение. 1ч.
Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий.
Раздел 2. Личность и профессия. 19 ч.
Правила выбора профессии ( «хочу» - «могу» - «надо»). Теоретические сведения. «Хочу»- склонности, желания, интересы. «Могу»- физиологические и психические ресурсы личности. «Надо»- потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Теоретические сведения. Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы - познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов, опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры: актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. Карта интересов (модифицированная методика А.Е.Голомштока). Возможности личности в профессиональной деятельности. Теоретические сведения. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей. Знакомство с описаниями профессий. Социальные проблемы труда. Теоретические сведения. Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Сочинение «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему посёлку (району)» Социально - психологический портрет современного профессионала. Теоретические сведения. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Развивающая процедура: деловая игра «Пирамида». Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности . Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля». Самонаблюдения за динамикой настроения. Упражнения по воспитанию воли. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темперамента. Профессиональное самоопределение. Теоретические сведения. Анкета интересов. Желаемый жизненный статус. Моя самооценка. Профессиональное самоопределение.
Раздел 3. Анализ профессий. 15.ч
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде. Теоретические сведения. Способность к запоминанию. Память и ее основные процессы. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации. Формула профессий. Теоретические сведения. Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения. Игра «Угадай профессию». Составление формулы профессии. Классификация типов профессии. Теоретические сведения. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Характеристика профессий группы «Человек – человек». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей. Характеристика профессий группы «Человек – техника». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Характеристика профессий группы «Человек – природа». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Самооценка терпеливости, настойчивости, силы воли. Характеристика профессий группы «Человек – знаковая система». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Импульсивность». Характеристика профессий группы «Человек – художественный образ». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Измерение художественно-эстетической потребности». Изучение творческого потенциала личности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Теоретические сведения. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика «мотивы выбора профессии». Составление профессиограммы. Теоретические сведения. Защита и анализ представленной работы. Рынок труда и его требования к профессии. Теоретические сведения. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте. Чтение и обсуждение статей о приёме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наём работника». Обобщающий урок. Защита рефератов на тему «Моя будущая профессия».
Учебно – тематическое планирование курса
№
п / п
Тема
Количество
часов
Дата проведения
план
факт
1.
1.1
Введение. Цели и содержание курса
Цели и содержание курса. Специфика занятий.
1
2
Личность и профессия
19
2.1-
2.2
Правила выбора профессии .
Формула «Хочу- могу- надо»
1
1
2.3-
2.4
2.5.
Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Карта интересов (модифицированная методика .Е.Голомштока)
Типы характера и профессии.
1
1
1
2.6-
2.7
Возможности личности в профессиональной деятельности. Определение понятий «профподбор», «профотбор», «профпригодность».
1
1
2.8
Социальные проблемы труда.
1
2.9-
2.10
2.11
Социально - психологический портрет современного профессионала.
Разнообразие современного мира профессий
Сложности современных профессий
1
1
1
2.12
2.13
2.14
2.15
Внутренний мир человека и возможности его познания. Темперамент и выбор профессии.
Психология принятия решений о выборе профессии
Здоровье и профессия
1
1
1
1
2.16
2.17.
2.18.
2.19
Анкета интересов. Желаемый жизненный статус.
Моя самооценка.
Профессиональное самоопределение.
Анкета «Мир профессий»
1
1
1
1
3
Анализ профессий
15
3.1
3.2.
3.3.
3.4.
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.
Профессии и специальности.
Классификация профессий.
Индивидуальные стили кодирования и переработка информации
1
1
1
1
3.5
Понятия «профессиограмма», «формула профессий». Игра «Угадай профессию».
1
3.6
Классификация типов профессий по Е.А.Климову. Методика Д.Голанда на определение профессионального типа личности.
1
3.7
Характеристика профессий группы «Человек-человек». Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей.
1
3.8
Характеристика профессий группы «Человек-техника». Основные требования к представителям профессии этой группы.
1
3.9
Характеристика профессий группы «Человек-природа». Основные требования к представителям профессии этой группы.
1
3.10
Характеристика профессий группы «Человек - знаковая система». Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика « Импульсивность»
1
3.11
Характеристика профессий группы «Человек – художественный образ». Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Измерение художественно-эстетической потребности». Изучение творческого потенциала личности.
1
3.12
Потребности и мотивы как условие активности личности. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика «мотивы выбора профессии».
1
3.13
Составление профессиограммы. Защита и анализ представленной работы.
1
3.14
Рынок труда и его требования к профессии.
1
3.15
Обобщающий урок. Защита рефератов на тему «Моя будущая профессия».
1
Общее количество часов: 35
9. УМК
1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию?//Библиография.- М.,2005, №6
3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991г.
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986г.
11. Газ. «Школьный психолог» 2000г №40(окт.) « Профессиональный пасьянс»;
« Формула – 5»
10. Газ. «Школьный психолог» 2000г №42 с.8 профконсультационная игра
12. Игры : обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского – М., 1994г.
13.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
14.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
15.Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы: Питер, 2009.
16. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1997г. стр.445
17. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху . Изд. ООО «Феникс +» 2000г.
18. Твоя профессиональная карьера учебник под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2000г.
19.Твоя профессиональная карьера методика преподавания курса Под ред. . С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2000г.
20. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию Москва УЦ «Перспектива» 2000г
21. А.П. Чернявская Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.
22.Резапкина Г.В. Я и моя профессия Москва «Генезис» 2000г.
Сайты:
vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...
proekt-pro.ru
moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...
«Профориентация, образование, занятость – www.acareer.ru - сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
«Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru – на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.
«Профессии» - www.ucheba.ru/prof – раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.
E-xecutive. ru: справочник профессий –www.e-xecutive.ru/professions – раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».
"Открытый урок" - образовательный проект - информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции.
Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.
Список профессий представлен на сайтах http://www.postupil63.ru/ и http://vse-professii.ru/