kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТВОЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА »

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение к образовательной программе,

введенной в действие приказом №_______

от « 31» 08. 20 г.



Рассмотрено на заседании кафедры _____________________образования

Протокол № _______от « » . 20 г.

Руководитель кафедры / /


Согласовано

Заместитель директора / /

« » .20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА »

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.






Составитель:

Комкова Елена Владимировна









2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях

1.2 Цели, задачи преподавания учебного предмета, курса.

Цель курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики.

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

-повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

-ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

2.1 Роль и значимость предмета, курса.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение.       Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Твоя профессиональная карьера».

2.2 Преемственность при изучении данного курса. Курс «Твоя профессиональная карьера» изучается в 8-х классах основной школы по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа. Курс твоя профессиональная карьера структурируется на основе теорий: профессиональное самоопределение, личность и профессии, анализ профессий.


2.3 Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности.

Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» предусматривает проведение практических занятий, на которых широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методов обучения: комбинированный урок, конференция, индивидуальные и групповые беседы, и т.д.


2.4 Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплекту.

Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа курса «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35часов на текущий учебный 2015/2016 год, исходя их учебного годового календарного графика в 35 учебных недель.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

4.1. Описание важности учебного курса

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» позволит учащихся актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики. Позволит развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

Главной целью образовательной области курса «ТПК» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.

По окончании курса «ТПК» в основной школе учащиеся; - получат адекватную систему представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

-. получат навыки рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

- овладеют технологией принятия решения в ситуации профессионального опыта.

- активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно- профессионального проекта.

- научатся ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- научатся находить необходимую информацию в различных источниках;
- научатся построению планов профессионального образования и трудоустройства.
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

4.3. Особенности обучающихся.

Курс «Твоя профессиональная карьера» рассчитан для изучения в 8-х классах. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение.       Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Твоя профессиональная карьера».

  1. Содержание учебного курса, предмета

    1. Наименование разделов учебной программы.

- Раздел 1. Профессиональное самоопределение-1ч.

- Раздел 2. Личность и профессия. 19 ч.

- Раздел 3. Анализ профессий. 15.ч



5.2 Межпредметные связи.
Межпредметные связи прослеживаются в интеграции элективного курса «Твоя
профессиональная карьера» практически со всеми предметами школьного
образования. Поддерживание межпредметных связей помогает всестороннему
развитию ученика.

5.3 Особенности организации учебного процесса.
Учебный процесс организован классно-урочной системой обучения. Каждый класс
работает по единому годовому плану и программе, что позволяет четко упорядочить
весь учебно- воспитательный процесс. Учащиеся взаимодействуют между собой в
процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска
решения поставленных задач.

Кроме того, на практических занятиях широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; использовать сведения о путях получения профессионального образования.

Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).

Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля.

  2. Презентации проектов учащихся,

  3. Деловые игры.

  4. Анкетирование.


Ожидаемые результаты:

1. Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

2. Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

3. Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального опыта.

4. Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно- профессионального проекта.









  1. Содержание курса


Раздел 1. Профессиональное самоопределение. 1ч.

Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий.

Раздел 2. Личность и профессия. 19 ч.

Правила выбора профессии ( «хочу» - «могу» - «надо»). Теоретические сведения. «Хочу»- склонности, желания, интересы. «Могу»- физиологические и психические ресурсы личности. «Надо»- потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Теоретические сведения. Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы - познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов, опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры: актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. Карта интересов (модифицированная методика А.Е.Голомштока). Возможности личности в профессиональной деятельности. Теоретические сведения. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей. Знакомство с описаниями профессий. Социальные проблемы труда. Теоретические сведения. Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Сочинение «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему посёлку (району)» Социально - психологический портрет современного профессионала. Теоретические сведения. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Развивающая процедура: деловая игра «Пирамида». Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности . Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля». Самонаблюдения за динамикой настроения. Упражнения по воспитанию воли. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темперамента. Профессиональное самоопределение. Теоретические сведения. Анкета интересов. Желаемый жизненный статус. Моя самооценка. Профессиональное самоопределение.

Раздел 3. Анализ профессий. 15.ч

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде. Теоретические сведения. Способность к запоминанию. Память и ее основные процессы. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации. Формула профессий. Теоретические сведения. Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения. Игра «Угадай профессию». Составление формулы профессии. Классификация типов профессии. Теоретические сведения. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Характеристика профессий группы «Человек – человек». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей. Характеристика профессий группы «Человек – техника». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Характеристика профессий группы «Человек – природа». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Самооценка терпеливости, настойчивости, силы воли. Характеристика профессий группы «Человек – знаковая система». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Импульсивность». Характеристика профессий группы «Человек – художественный образ». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Измерение художественно-эстетической потребности». Изучение творческого потенциала личности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Теоретические сведения. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика «мотивы выбора профессии». Составление профессиограммы. Теоретические сведения. Защита и анализ представленной работы. Рынок труда и его требования к профессии. Теоретические сведения. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте. Чтение и обсуждение статей о приёме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наём работника». Обобщающий урок. Защита рефератов на тему «Моя будущая профессия».

































  1. Учебно – тематическое планирование курса


п / п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1.

1.1

Введение. Цели и содержание курса

Цели и содержание курса. Специфика занятий.

1



2

Личность и профессия

19



2.1-

2.2

Правила выбора профессии .

Формула «Хочу- могу- надо»

1

1



2.3-

2.4


2.5.

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Карта интересов (модифицированная методика .Е.Голомштока)

Типы характера и профессии.

1

1

1



2.6-

2.7

Возможности личности в профессиональной деятельности. Определение понятий «профподбор», «профотбор», «профпригодность».

1

1



2.8

Социальные проблемы труда.

1



2.9-


2.10

2.11

Социально - психологический портрет современного профессионала.

Разнообразие современного мира профессий

Сложности современных профессий

1


1

1



2.12

2.13

2.14

2.15

Внутренний мир человека и возможности его познания. Темперамент и выбор профессии.

Психология принятия решений о выборе профессии

Здоровье и профессия

1

1

1

1



2.16

2.17.

2.18.

2.19

Анкета интересов. Желаемый жизненный статус.

Моя самооценка.

Профессиональное самоопределение.

Анкета «Мир профессий»

1

1

1

1



3

Анализ профессий

15



3.1


3.2.

3.3.

3.4.

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

Профессии и специальности.

Классификация профессий.

Индивидуальные стили кодирования и переработка информации

1

1

1


1



3.5

Понятия «профессиограмма», «формула профессий». Игра «Угадай профессию».

1



3.6

Классификация типов профессий по Е.А.Климову. Методика Д.Голанда на определение профессионального типа личности.

1



3.7

Характеристика профессий группы «Человек-человек». Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей.

1



3.8

Характеристика профессий группы «Человек-техника». Основные требования к представителям профессии этой группы.

1



3.9

Характеристика профессий группы «Человек-природа». Основные требования к представителям профессии этой группы.

1



3.10

Характеристика профессий группы «Человек - знаковая система». Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика « Импульсивность»

1



3.11

Характеристика профессий группы «Человек – художественный образ». Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Измерение художественно-эстетической потребности». Изучение творческого потенциала личности.

1



3.12

Потребности и мотивы как условие активности личности. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика «мотивы выбора профессии».

1



3.13

Составление профессиограммы. Защита и анализ представленной работы.

1



3.14

Рынок труда и его требования к профессии.

1



3.15

Обобщающий урок. Защита рефератов на тему «Моя будущая профессия».

1




Общее количество часов: 35













9. УМК


1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию?//Библиография.- М.,2005, №6

3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991г.

4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986г.

5. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1982г.

6. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1985г.

7. Овчарова Р.В. справочная книга школьного психолога. – М., «Просвещение»; «Учебная литература» . 1996г.

10.Газ. «Школьный психолог» 1999г№ 16 «Перекресток»

11. Газ. «Школьный психолог» 2000г №40(окт.) « Профессиональный пасьянс»;

« Формула – 5»

10. Газ. «Школьный психолог» 2000г №42 с.8 профконсультационная игра

12. Игры : обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского – М., 1994г.

13.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

14.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

15.Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы: Питер, 2009.

16. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1997г. стр.445

17. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху . Изд. ООО «Феникс +» 2000г.

18. Твоя профессиональная карьера учебник под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2000г.

19.Твоя профессиональная карьера методика преподавания курса Под ред. . С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2000г.

20. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию Москва УЦ «Перспектива» 2000г

21. А.П. Чернявская Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.

22.Резапкина Г.В. Я и моя профессия Москва «Генезис» 2000г.


Сайты:

  1. vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...

  2. proekt-pro.ru

  3. moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...

  4. «Профориентация, образование, занятость – www.acareer.ru - сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.

  5. «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru – на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.

  6. «Профессии» - www.ucheba.ru/prof – раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.

  7. E-xecutive. ru: справочник профессий www.e-xecutive.ru/professions – раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».

  8. "Открытый урок" - образовательный проект  - информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции.

  9. Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.

  10. Список профессий представлен на сайтах http://www.postupil63.ru/  и http://vse-professii.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"

Автор: Комкова Елена Владимировна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства