Просмотр содержимого документа
«Программа психологического сопровождения детей младшего школьного возраста»
Пояснительная записка
Раздел «Игроритмика» является составляющей частью комплексной программы.
Ритмика – это один из наиболее продуктивных видов деятельности для переключения и отдыха, с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности.
Дошкольный возраст характеризуется высокой возбудимостью, быстрой утомляемостью, поэтому требуется частая смена видов деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоиться, не переутомится.
Ритмика является неотъемлемой частью физического воспитания детей. В основу программы положены возрастные особенности дошкольного возраста, научные и методические разработки по аэробике.
Новизна данной программы заключается в применении психолого-педагогических знаний, умений и навыков в спортивно-оздоровительной деятельности дошкольников. Понимание психологических особенностей ребенка помогает развить у него не только физические навыки, но и помочь расслабиться на занятиях, быть самим собой, лучше понимать одногруппников.
Актуальность программы состоит в том, что программа построена на основе креативных методик (игротанцы, звероаэробика, логоаэробика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация) делает ее интересной и современной. Ведущей идеей программы является то, что основной подачей обучающего материала является игра.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной подготовки, предполагая решение следующей цели и задач:
Цель: содействие физическому развитию через спортивную и танцевально-игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
научить детей ритмичным упражнениям на развитие подвижности рук, ног, шеи;
познакомить детей с базовыми шагами аэробики.
Развивающие:
развивать начальные физические данные детей (осанку, гибкость);
развивать чувство ритма, музыкальность
содействие всестороннему, гармоничному физическому и психологическому развитию и укреплению здоровья детей;
воспитание высоких волевых, морально-этических и эстетических качеств.
Программа «Ритмика» предназначена для детей дошкольного возраста
(5-7 лет). Именно в раннем возрасте у ребенка формируется нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением. О значении двигательной активности ребенка говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А.Каменского, Е.А.Покровского, Л.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко.
Сознание дошкольника восприимчиво к информации извне и может усваивать ее в достаточно большом объеме. Именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта, а основной деятельностью на данном этапе является игра. Дошкольники чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Движения малышей еще недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. И поэтому главной задачей педагога, работающего по этой программе, будет сделать игру максимально продуктивной.
Срок реализации программы – 1 год.
Непосредственно – образовательная деятельность проводиться 2 раза в неделю.
Время 1 занятия – 30 минут.
Методы работы.
В данной программе применяются традиционные методы: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова— универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: демонстрацию упражнений, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методыоснованы на активной деятельности самих детей — игровой метод.
Игровой методиспользуется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на детей.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:
• Фронтальная;
• Работа в парах, тройках, малых группах;
• Индивидуальная.
Учебно-тематический план:
№
Название разделов и тем
Количество часов
Срок реализации
1
«Веселые зверята»
9 ч.
Сентябрь-ноябрь
1.1
«Домашние животные»
1
сентябрь
1.1
«Птичий двор»
1
сентябрь
1.3
«Дикие животные»
1
сентябрь
1.4
«Зоопарк»
1
сентябрь
1.5
«Звери-повторялки»
1
сентябрь
1.6
«Зверюшки-загадки»
1
сентябрь
1.7
«Танцующие звери»
1
сентябрь
1.8
«Помощники человека»
1
сентябрь
1.9
«Самое интересное рядом»
1
сентябрь - октябрь
2
«Путешествие в сказку»
9 ч.
Октябрь - ноябрь
2.1
«Сказочные персонажи»
1
октябрь
2.1
«Маша и медведь»
1
октябрь
2.3
«Лесная сказка»
1
октябрь
2.4
«Царевна-лягушка»
1
октябрь
2.5
«Репка»
1
октябрь
2.6
«Гуси-лебеди»
1
октябрь
2.7
«Заяц-хваста»
1
октябрь
2.8
«Коза-дереза»
1
октябрь
2.9
«Сказке нет конца...»
1
ноябрь
3
«Цирк»
9 ч.
Ноябрь-декабрь
3.1
«Аттракционы»1
1
ноябрь
3.1
«Клоунада»
1
ноябрь
3.3
«Силачи»
1
ноябрь
3.4
«Акробаты»
1
ноябрь
3.5
«Фокус!»
1
ноябрь
3.6
«Фейерверк»
1
ноябрь
3.7
«Отважные жонглеры»
1
ноябрь
3.8
«Медведи на велосипеде»
1
декабрь
3.9
«Цирк-это целая жизнь...»
1
декабрь
4
«Волшебство»
18 ч.
Декабрь - февраль
4.1
«Волшебная пыль»
2
декабрь
4.1
«Лесные феи»
2
декабрь
4.3
«Чудодейственные силы»
2
декабрь
4.4
«Волшебная палочка»
2
декабрь
4.5
«Чудеса вокруг нас»
2
январь
4.6
«Живые вещи»
2
январь
4.7
«Чары добра»
2
январь
4.8
«Ожившие игрушки»
2
февраль
4.9
«Все волшебство в нас...»
2
февраль
5
«У природы нет плохой погоды...»
18 ч.
Февраль - апрель
5.1
«Яркое солнышко»
2
февраль
5.2
«Веселая капель»
2
февраль
5.3
«Озорная радуга»
2
март
5.4
«Легкий ветерок»
2
март
5.5
«Снежинки»
2
март
5.6
«Воздушные облака»
2
март
5.7
«Громкая гроза»
2
март-апрель
5.8
«Северное сияние»
2
апрель
5.9
«Солнечные зайчики»
2
апрель
6
«Мультколлекция»
9 ч.
Апрель - май
6.1
«Смешарики»
1
апрель
6.2
«В поисках Немо...»
1
апрель
6.3
«Фиксики»
1
апрель
6.4
«Черепашки ниндзя»
1
апрель
6.5
«Лунтик»
1
май
6.6
«Машины сказки»
1
май
6.7
«Миньоны»
1
май
6.8
«Борбоскины»
1
май
6.9
«Три богатыря»
1
май
Итого:
72 ч.
Содержание образования:
Раздел: «Веселые зверята»
Цель: Знакомство с базовыми элементами и упражнениями через игровую форму занятий.
Темы:
«Домашние животные»
«Птичий двор»
«Дикие животные»
«Зоопарк»
«Звери-повторялки»
«Зверюшки-загадки»
«Танцующие звери»
«Помощники человека»
«Самое интересное рядом»
Раздел направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Игровые упражнения (звероаэробика).
3.Релаксация.
2. Раздел: "Путешествие в сказку"
Цель: научить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами; - настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально - игровой деятельности; - способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца; - дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.
Темы:
«Сказочные персонажи»
«Маша и медведь»
«Лесная сказка»
«Царевна-лягушка»
«Репка»
«Гуси-лебеди»
«Заяц-хваста»
«Коза-дереза»
«Сказке нет конца...»
Раздел основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используется элементы и упражнения логоаэробики, выполняемые в игровой форме.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Игровые упражнения.
3. Логоаэробика.
4.Релаксация.
3. Раздел: «Цирк»
Цель: - добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; - учить согласовывать движения с текстом и музыкой; - развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); - менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; - развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу); - дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.
Темы:
«Аттракционы»
«Клоунада»
«Силачи»
«Акробаты»
«Фокус!»
«Фейерверк»
«Отважные жонглеры»
«Медведи на велосипеде»
«Цирк-это целая жизнь...»
Раздел содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и являются ведущим видом деятельности детей раннего возраста. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Игровые упражнения (соревнования).
3. Логоаэробика.
4.Релаксация.
4. Раздел: "Волшебство"
Цель: Совершенствование развития психомоторных способностей: - развивать ручную умелость и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, самомассаж) - развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности (игропластика, партерная гимнастика).
Темы:
«Волшебная пыль»
«Лесные феи»
«Чудодейственные силы»
«Волшебная палочка»
«Чудеса вокруг нас»
«Живые вещи»
«Чары добра»
«Ожившие игрушки»
«Все волшебство в нас...»
Раздел включает в себя упражнения, превращающие занятие в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления и развивает фантазию малыша. Этот раздел служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Игровые упражнения.
3.Игропластика.
4. Логоаэробика.
5.Релаксация.
5 Раздел: "У природы нет плохой погоды..."
Цель: дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний, способствовать проявлению эмоций и отзывчивости на характер танца;
Темы:
«Яркое солнышко»
«Веселая капель»
«Озорная радуга»
«Легкий ветерок»
«Снежинки»
«Воздушные облака»
«Громкая гроза»
«Северное сияние»
«Солнечные зайчики»
Раздел основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Игропластика.
3. Самомассаж
4. Логоаэробика.
5.Релаксация.
6. Раздел: «Мультколлекция»
Цель: развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки и героев из любимых мультфильмов – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить и т.д.); - дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний и характеров героев мультфильма.
Темы:
«Смешарики»
«В поисках Немо...»
«Фиксики»
«Черепашки ниндзя»
«Лунтик»
«Машины сказки»
«Миньоны»
«Борбоскины»
«Три богатыря»
Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Игровые упражнения - повторялки.
3. Логоаэробика.
4.Релаксация.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок должен знать:
Физические возможности своего тела;
Базовые шаги аэробики;
Музыкальные понятия: быстро, медленно, ритм;
Правила поведения на занятии.
Ребёнок должен уметь:
Красиво выполнять элементы;
Правильно выполнять ритмичным упражнениям на развитие подвижности рук, ног, шеи;
Правильно выполнять базовые шаги аэробики;
Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
Различать характер музыки, темп, ритм;
Методическое обеспечение программы:
Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике являются репродуктивная и творческая. Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом. Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата. Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности. В основе способа организации занятий лежит игровой метод. Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные творческие задания. Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Учебный материал на занятиях по ритмике распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, соревнований.
Материально-техническое обеспечение:
Хореографический класс с зеркальным оформлением стен;
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр;
Станок для детей;
Гимнастическая палка;
Коврики;
Специальная форма и обувь для занятий.
Список литературы для педагога:
Бочкарева, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 2000. – 101 с.
Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер.– М.: Просвещение, 2000.
Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е.В. Горшкова. – М.: Дошкольное воспитание, 1991. – 150с.
Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики //http://www.kindergenii.ru
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000.
Информационная справка по вопросам деятельности ДШИ /Багаева И.М.; Маяровская Г.В., – М.; 2007г. – 16 с.
Куцакова, Л В.Воспитание ребенка дошкольника / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Владос, 2003.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003. – С.6.
Ушакова Е.Е.Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики http://www.openclass.ru
Список литературы для воспитанников:
Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С . – Петербург, 2000. – С5.
Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.