kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО (сопровождение пятиклассников при переходе из младшего школьного звена в среднее по ФГОС ООО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетенции обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др.);
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность фор психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО (сопровождение пятиклассников при переходе из младшего школьного звена в среднее по ФГОС ООО) »


Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования (сопровождение пятиклассников при переходе из младшего школьного звена в среднее по ФГОС ООО)

в МОУ – Спас-Заулковской школе Планета детства

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетенции обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др.);

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

  • вариативность фор психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и т.д.).



МОУ – Спас-Заулковская школа Планета детства – сельская школа полного дня.


Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС должно обеспечивать (в нашей школе):

- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

- психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности).

В нашей школе системное сопровождение обучающихся обеспечивается взаимодействием специалистов различного профиля образовательного учреждения (администрация классные руководители, логопед, педагог-психолог), привлекается родительская общественность.

Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему квалифицированной помощи;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка

Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов – это консилиумы, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием.

Переход обучающихся в основную школу совпадает с предкритической фазой младшего подросткового возраста, характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.


При реализации перехода на стандарты второго поколения в нашей школе в 2012-2013 учебном году предлагаю следующее сопровождение пятиклассников будущего учебного года.


Психолого-педагогическое сопровождение детей

при переходе из начальной школы в среднее звено.


Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде


Цель сопровождения — создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).


Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.


Задачи:

  • создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).

  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

Все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

  • Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).

  • Психологическая диагностика.

  • Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.

  • Профилактическая работа.

  • Коррекционно-развивающая работа

  • Аналитическая работа.


Ожидаемые результаты

  • Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.

  • Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.

  • Улучшение межличностных отношений между сверстниками.

  • Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.



Принципы реализации программы

  • Гуманизм

  • Демократизм

  • Научность

  • Индивидуализация и дифференциация

  • Систематичность

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития


Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

  • Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.

  • Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.

  • Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.

  • Повышение уровня коммуникативности пятиклассников.


Организационная деятельность.

  • Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

  • Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения”.

  • Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов, посещают уроки в выпускных классах начальной школы, знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.

  • Родителей необходимо знакомить с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.


Психологическая диагностика.

  • Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно-образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.


  • Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки и ведущей репрезентативной системы.

  • Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются, и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

  • проконсультироваться у психолога, невропатолога.

  • не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.

  • скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.

  • повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.

  • обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.

  • развивать произвольность и умение развивать свое поведение .


Консультативная работа.

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Тематика семинаров была обозначена в разделе “Организационная работа”. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе.

Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. С этой целью я предлагаю ввести элективный курс по психологии: Первое полугодие по программе Коблик «Первый раз в пятый класс», Второе полугодие по программе Хухлаевой «Тропинка к своему Я».


Профилактическая работа .

Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.


Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.


Аналитическая работа.

Направлена на осмысление проводимой системы психолого-педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов (как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данных классах.



Составитель: Педагог-психолог МОУ Спас-Заулковская школа Планета детства

Старикова Татьяна Николаевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старикова Татьяна Николаевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства