«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Одним из основных навыков современной личности выступают коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками даёт возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
В основу федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает развитие личности обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации, чем и определяется актуальность рассматриваемой темы. Совершенствование навыков речевого общения обучающихся с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования, попытка решения которой позволит в определенной степени облегчить процесс социальной адаптации. Сформированность данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс социализации и развития ребенка в целом.
Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в школе, пронизывает все виды деятельности (урочной и внеурочной). Но чтобы достигнуть максимального результата, необходимо правильно выстроить работу и создать психолого-педагогические условия для развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. У таких детей есть потенциальные возможности к освоению коммуникативных навыков. С другой стороны, есть недостатки их формирования, связанные с нозологическими особенностями данной категории детей. В рамках предметного обучения достичь необходимого уровня освоения невозможно. Отсюда следует вывод, что существует необходимость разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие коммуникативных навыков и апробация её в системе внеурочных занятий. Также необходимо использовать различные игровые, коммуникативные технологии с детьми (беседы-диалоги, тематические праздники и развлечения, посещение мест культурного досуга, дидактические и сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение художественной литературы и пр.). Взаимодействие с родителями, повышение их педагогической компетентности (через тематические родительские собрания, консультации, размещение информации в соц.сетях, различные творческие конкурсы, тренинги, выставки педагогической литературы для родителей) является значимым условием для формирования и развития коммуникативных навыков у детей.
Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР возможно при использовании инновационных технологий. В своей работе я использую такие инновационные методы, как арт- технологии, игровые и групповые технологии.
Арт-технологии – развитие личности осуществляется через средства искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого курса. Приемы арт-технологиии: музыкальная, театральная и изобразительная арт-технология, сказкотерапия, и др. Все эти техники и приемы взаимосвязаны.
Приемы арт-технологии, используемые в работе:
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Детям предлагается подумать какое у них настроение и попробовать его нарисовать. Далее проводится осуждение рисунков: что нарисовано, какие цвета использованы. Другие дети стараются отгадать настроение автора рисунка.
Упражнение «Обидчик»
Упражнение проводится индивидуально с ребёнком, который проявляет агрессивное поведение по отношению к одному из одноклассников (например, после ссоры). Ребёнку предлагается нарисовать или слепить фигурку обидчика и сломать её, порвать или разрисовать. (Т.о. даётся возможность выплеснуть негативные переживания корректным способом, без физического насилия).
Игровые технологии - освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. В играх важное значение уделяется правилам.
Я использую различные приемы игровых технологий. Например, упражнение «Встреча»
Упражнение выполняется в парах. Двое идут навстречу друг другу и изображают максимально эмоционально встречу с мимическим и двигательным сопровождением. Далее проводим обсуждение. Варианты разыгрываемой встречи разные: встреча друзей, врагов, братьев/сестер, соседей, детей и родителей, одноклассников. При обсуждение отвечаем на вопросы: сложно ли было общаться без слов? Смогли ли понять друг друга только с помощью жестов и мимики? В чем была самая большая сложность?
Групповые технологии - это работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу.
Положительные результаты, достигнутые при использовании инновационных технологий:
Формирование благоприятного психологического климата в классе;
Формирование доброжелательного, доверительного отношения друг к другу;
Формирование навыка согласовывать свои действия с другими (работать в команде) и учиться разрешать конфликтные ситуации мирным путем;
Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
Осознание каждым ребенком своей роли, функций в группе;
Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и окружающим людям;
Следовательно, формирование и развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья возможно через систему специально организованных мероприятий и занятий, в процессе которых повысится уровень коммуникативных навыков, степень социальной адаптации. Также можно сделать вывод о том, что инновационные технологии и другие вышеперечисленные формы работы являются эффективными инструментами работы формирования и развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»»
«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Одним из основных навыков современной личности выступают коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками даёт возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
В основу федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает развитие личности обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации, чем и определяется актуальность рассматриваемой темы. Совершенствование навыков речевого общения обучающихся с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования, попытка решения которой позволит в определенной степени облегчить процесс социальной адаптации. Сформированность данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс социализации и развития ребенка в целом.
Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в школе, пронизывает все виды деятельности (урочной и внеурочной). Но чтобы достигнуть максимального результата, необходимо правильно выстроить работу и создать психолого-педагогические условия для развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. У таких детей есть потенциальные возможности к освоению коммуникативных навыков. С другой стороны, есть недостатки их формирования, связанные с нозологическими особенностями данной категории детей. В рамках предметного обучения достичь необходимого уровня освоения невозможно. Отсюда следует вывод, что существует необходимость разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие коммуникативных навыков и апробация её в системе внеурочных занятий. Также необходимо использовать различные игровые, коммуникативные технологии с детьми (беседы-диалоги, тематические праздники и развлечения, посещение мест культурного досуга, дидактические и сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение художественной литературы и пр.). Взаимодействие с родителями, повышение их педагогической компетентности (через тематические родительские собрания, консультации, размещение информации в соц.сетях, различные творческие конкурсы, тренинги, выставки педагогической литературы для родителей) является значимым условием для формирования и развития коммуникативных навыков у детей.
Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР возможно при использовании инновационных технологий. В своей работе я использую такие инновационные методы, как арт- технологии, игровые и групповые технологии.
Арт-технологии – развитие личности осуществляется через средства искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого курса. Приемы арт-технологиии: музыкальная, театральная и изобразительная арт-технология, сказкотерапия, и др. Все эти техники и приемы взаимосвязаны.
Приемы арт-технологии, используемые в работе:
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Детям предлагается подумать какое у них настроение и попробовать его нарисовать. Далее проводится осуждение рисунков: что нарисовано, какие цвета использованы. Другие дети стараются отгадать настроение автора рисунка.
Упражнение «Обидчик»
Упражнение проводится индивидуально с ребёнком, который проявляет агрессивное поведение по отношению к одному из одноклассников (например, после ссоры). Ребёнку предлагается нарисовать или слепить фигурку обидчика и сломать её, порвать или разрисовать. (Т.о. даётся возможность выплеснуть негативные переживания корректным способом, без физического насилия).
Игровые технологии - освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. В играх важное значение уделяется правилам.
Я использую различные приемы игровых технологий. Например, упражнение «Встреча»
Упражнение выполняется в парах. Двое идут навстречу друг другу и изображают максимально эмоционально встречу с мимическим и двигательным сопровождением. Далее проводим обсуждение. Варианты разыгрываемой встречи разные: встреча друзей, врагов, братьев/сестер, соседей, детей и родителей, одноклассников. При обсуждение отвечаем на вопросы: сложно ли было общаться без слов? Смогли ли понять друг друга только с помощью жестов и мимики? В чем была самая большая сложность?
Групповые технологии - это работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу.
Положительные результаты, достигнутые при использовании инновационных технологий:
Формирование благоприятного психологического климата в классе;
Формирование доброжелательного, доверительного отношения друг к другу;
Формирование навыка согласовывать свои действия с другими (работать в команде) и учиться разрешать конфликтные ситуации мирным путем;
Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
Осознание каждым ребенком своей роли, функций в группе;
Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и окружающим людям;
Следовательно, формирование и развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья возможно через систему специально организованных мероприятий и занятий, в процессе которых повысится уровень коммуникативных навыков, степень социальной адаптации. Также можно сделать вывод о том, что инновационные технологии и другие вышеперечисленные формы работы являются эффективными инструментами работы формирования и развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР.