kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа индивидуального сопровождения ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Программа индивидуального сопровождения ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности как часть адаптированной образовательной программы»

Введение

  Перед массовой общеобразовательной школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания развитие каждого ребенка. Осуществляя эту задачу, школа сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. Отклонения или аномалии в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального сопровождения ребёнка »



«Программа индивидуального сопровождения ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности как часть адаптированной образовательной программы»



Содержание


Введение 3

Глава I. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, как психологическая проблема 5

1.1. Понятия «гиперактивность», «гиперкинетические расстройства», «нарушение активности и внимания», «синдром дефицита внимания и гиперактивности» 5

1.2. Причины и механизмы детской гиперактивности 6

1.3 Портрет и особенности развития гиперактивного ребенка 7

Глава II. Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ 16

2.1 Программа индивидуального сопровождения ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности 16

2.2. Технологии и приемы работы школьного психолога с гиперактивным ребенком 18

Заключение 22

Литература 23









Введение

Перед массовой общеобразовательной школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания развитие каждого ребенка. Осуществляя эту задачу, школа сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. Отклонения или аномалии в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.

Исследования современных специалистов в области психиатрии и психологии свидетельствуют о том, что растет число детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и представляет сегодня исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди школьников, которые характеризуются ярко выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения.

Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

Целью данного исследования является изучение психологических аспектов успешности работы с гиперактивными детьми.

Задачи исследования:

1. Сформулировать причины и механизмы явления, которое носит название «гиперактивность». +

2. Составить портрет ребенка с СДВГ и выделить особенности его развития.

3. Проанализировать формы парциальной несформированности преимущественно регуляторного компонента деятельности детей с СДВГ.

4. Изучить технологии работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

5. Составить программу коррекционных занятий с детьми по преодолению детской расторможенности.

Объект исследования: психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Предмет исследования: формы психолого-педагогической работы по коррекции поведения и учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе «Синдром дефицита внимания и гиперактивности, как психологическая проблема» рассматриваются понятия «гиперкинетические расстройства», «нарушения активности и внимания», «синдром дефицита внимания и гиперактивности»; анализируются механизмы и причины гиперактивности, а также путь развития, который прошел ребенок; составлена характеристика отличий этого состояния от других, столь похожих на СДВГ; представлена классификация форм регуляторной недостаточности.

Во второй главе «Активные действия против гиперактивности» описаны коррекционные мероприятия против гиперактивности, а именно: технологии работы школьного психолога с детьми с СДВГ, а также изложена система коррекции в учебном процессе и стратегия поведения и общения с ребенком учителя; составлены рекомендации родителям по воспитанию детей с СДВГ.

В заключении определены главные результаты работы с источниками по теме исследования, сформулированы выводы по решению поставленных задач.

Заключение

В данном исследовании мы рассмотрели психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и установили, что работа с детьми с СДВГ характеризуется клиническим полиформизмом заболевания и обуславливает необходимость разработки дифференцированной терапии его разновидностей. Анализ литературных данных позволил не только определить социальную значимость проблемы в силу распространенности заболевания, но и выполнить поставленные в исследовании задачи. В исследовании рассмотрены понятия «гиперкинетические расстройства», «нарушения активности и внимания», «синдром дефицита внимания и гиперактивность»; анализируются механизмы и причины гиперактивности, а также путь развития, который прошел ребенок; составлена характеристика отличий этого состояния от других, столь похожих на СДВГ; представлена классификация форм регуляторной недостаточности, описаны коррекционные мероприятия против гиперактивности, а именно: технологии работы школьного психолога с детьми с СДВГ, а также изложена система коррекции в учебном процессе и стратегия поведения и общения с ребенком учителя. Несмотря на большое количество данных о роли генетических и нейроанатомических факторов, не существует единой теории, объясняющей возникновение разнообразных поведенческих реакций, связанных с СДВГ.

Обучение детей с СДВГ нужно проводить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проводя психокоррекцию и психотерапию с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс. Если семейное консультирование невозможно, то желательно привлекать родителей к участию в тренингах детско-родительских отношений.

Учитывая тот факт, что все дети с СДВГ обучаются в массовых школах, мы полагаем, что проблема создания и совершенствования оптимальных условий для обучения детей требует дальнейшей разработки.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 320 с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2000. - 85 с.

3. Бадалян Л.О. Детская невропатология: Учебник для дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Медицинская книга, 1984. – 245 с.

4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собр.соч. Т.3. М.: Просвещение, 1983. - С. 144-146, 207.

5. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 95 с.

128-134. 15. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа- Пресс, 2000. – 112 с.

6. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лечении минимальных мозговых дисфункций. – М.: ЭБЕВЕ, 1997. – 123 с.

7. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993. С. 73-87.

8. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. - М.: Знание, 1997. – 67 с.

9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое – М.: Полиграф-Сервис, 2000. – 135 с.

10. Лэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – С-Пб.: Питер, 2000. – 120 с.

11. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь: Монография. – С-Пб.: Речь, 2007. – 186 с.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Образование, 1996. – 184 с.

36. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 135 с.

13. Семаго Н.Я., Семаго М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 68 с.

14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4. - М.: Экзамен, 1998. – 41 с.

15. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997. – 172 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа индивидуального сопровождения ребёнка

Автор: Голубева Татьяна Сергеевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Выпускная квалификационная работа "Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы" "
    ["seo_title"] => string(150) "vypusknaia-kvalifikatsionnaia-rabota-proghramma-individual-nogho-soprovozhdieniia-riebionka-s-ovz-kak-chast-adaptirovannoi-obrazovatiel-noi-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "230181"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442031314"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ"
    ["seo_title"] => string(185) "individual-naia-proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-i-miediko-sotsial-nogho-soprovozhdieniia-riebionka-s-dtsp-v-ramkakh-psikhologho-miediko-piedaghoghichieskogho-konsiliuma-dou"
    ["file_id"] => string(6) "251691"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447264163"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(43) "t_iutorskoie_soprovozhdieniie_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "344078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474026023"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ в процессе организации внеурочной деятельности: "Мы вместе""
    ["seo_title"] => string(80) "individual_naia_proghramma_razvitiia_riebionka_s_ovz_v_protsiessie_orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "404817"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1490815987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства