«Программа индивидуального сопровождения ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности как часть адаптированной образовательной программы»
Введение
Перед массовой общеобразовательной школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания развитие каждого ребенка. Осуществляя эту задачу, школа сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. Отклонения или аномалии в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального сопровождения ребёнка »
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности как часть адаптированной образовательной программы»
Содержание
Введение 3
Глава I. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, как психологическая проблема 5
1.1. Понятия «гиперактивность», «гиперкинетические расстройства», «нарушение активности и внимания», «синдром дефицита внимания и гиперактивности» 5
1.2. Причины и механизмы детской гиперактивности 6
1.3 Портрет и особенности развития гиперактивного ребенка 7
Глава II. Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ 16
2.1 Программа индивидуального сопровождения ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности 16
2.2. Технологии и приемы работы школьного психолога с гиперактивным ребенком 18
Заключение 22
Литература 23
Введение
Перед массовой общеобразовательной школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания развитие каждого ребенка. Осуществляя эту задачу, школа сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. Отклонения или аномалии в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Исследования современных специалистов в области психиатрии и психологии свидетельствуют о том, что растет число детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и представляет сегодня исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди школьников, которые характеризуются ярко выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения.
Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.
Целью данного исследования является изучение психологических аспектов успешности работы с гиперактивными детьми.
Задачи исследования:
1. Сформулировать причины и механизмы явления, которое носит название «гиперактивность». +
2. Составить портрет ребенка с СДВГ и выделить особенности его развития.
3. Проанализировать формы парциальной несформированности преимущественно регуляторного компонента деятельности детей с СДВГ.
4. Изучить технологии работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
5. Составить программу коррекционных занятий с детьми по преодолению детской расторможенности.
Объектисследования: психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет исследования: формы психолого-педагогической работы по коррекции поведения и учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе «Синдром дефицита внимания и гиперактивности, как психологическая проблема» рассматриваются понятия «гиперкинетические расстройства», «нарушения активности и внимания», «синдром дефицита внимания и гиперактивности»; анализируются механизмы и причины гиперактивности, а также путь развития, который прошел ребенок; составлена характеристика отличий этого состояния от других, столь похожих на СДВГ; представлена классификация форм регуляторной недостаточности.
Во второй главе «Активные действия против гиперактивности» описаны коррекционные мероприятия против гиперактивности, а именно: технологии работы школьного психолога с детьми с СДВГ, а также изложена система коррекции в учебном процессе и стратегия поведения и общения с ребенком учителя; составлены рекомендации родителям по воспитанию детей с СДВГ.
В заключении определены главные результаты работы с источниками по теме исследования, сформулированы выводы по решению поставленных задач.
Заключение
В данном исследовании мы рассмотрели психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и установили, что работа с детьми с СДВГ характеризуется клиническим полиформизмом заболевания и обуславливает необходимость разработки дифференцированной терапии его разновидностей. Анализ литературных данных позволил не только определить социальную значимость проблемы в силу распространенности заболевания, но и выполнить поставленные в исследовании задачи. В исследовании рассмотрены понятия «гиперкинетические расстройства», «нарушения активности и внимания», «синдром дефицита внимания и гиперактивность»; анализируются механизмы и причины гиперактивности, а также путь развития, который прошел ребенок; составлена характеристика отличий этого состояния от других, столь похожих на СДВГ; представлена классификация форм регуляторной недостаточности, описаны коррекционные мероприятия против гиперактивности, а именно: технологии работы школьного психолога с детьми с СДВГ, а также изложена система коррекции в учебном процессе и стратегия поведения и общения с ребенком учителя. Несмотря на большое количество данных о роли генетических и нейроанатомических факторов, не существует единой теории, объясняющей возникновение разнообразных поведенческих реакций, связанных с СДВГ.
Обучение детей с СДВГ нужно проводить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проводя психокоррекцию и психотерапию с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс. Если семейное консультирование невозможно, то желательно привлекать родителей к участию в тренингах детско-родительских отношений.
Учитывая тот факт, что все дети с СДВГ обучаются в массовых школах, мы полагаем, что проблема создания и совершенствования оптимальных условий для обучения детей требует дальнейшей разработки.
Литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2000. - 85 с.
3. Бадалян Л.О. Детская невропатология: Учебник для дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Медицинская книга, 1984. – 245 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собр.соч. Т.3. М.: Просвещение, 1983. - С. 144-146, 207.
5. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 95 с.
128-134. 15. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа- Пресс, 2000. – 112 с.
6. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лечении минимальных мозговых дисфункций. – М.: ЭБЕВЕ, 1997. – 123 с.
7. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993. С. 73-87.
8. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. - М.: Знание, 1997. – 67 с.
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое – М.: Полиграф-Сервис, 2000. – 135 с.
10. Лэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – С-Пб.: Питер, 2000. – 120 с.