Одной из важнейших задач образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, является обеспечение условий, для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Цель программы: развитие творческой, самостоятельной, уверенной в своих силах, личности и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
1). Выявить индивидуально-психологические особенности школьницы;
2). Определить уровень познавательной активности по предметам;
3). Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
4).Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
5).Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся;
6.Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой краеведческого кружка «Истоки»;
7). Помочь личности познать себя, самоопределиться;
8). Отслеживать достижения в развитии ребёнка.
Основные методы работы по реализации программы:
Анкетирование;
Диагностирование;
Психологические тренинги;
Индивидуальные занятия;
Беседы;
Тестирование;
Портфолио ученицы;
Анализ участия школьницы в классных и общешкольных мероприятиях.
Срок реализации программа: 2014-2019 гг.
Участник программы – ученица МБОУ Петровская СОШ, Милютинского района, Ростовской области ( ФИО ).
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Этапы реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь – декабрь, 2014г.)
II этап - диагностический (январь – май, 2015 г.)
III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь 2015г.- март 2019г.)
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019г. )
Ожидаемый результат:
Модель личности, способной грамотно адаптироваться в современной жизни и уверенно достигать своих целей.
Формирование познавательного интереса
• Развитие способностей к учебным предметам
• Развитие коммуникативных умений
• Формирование толерантности
• Воспитание коллективизма
• Воспитание трудолюбия
• Формирование собственной внутренней позиции
• Сохранение здоровья учащейся и максимальный учет индивидуальных образовательных потребностей школьника.
Деятельность по реализации программы
1) Подготовительный этап.
Цель: выявление особенностей развития и самооценки обучающегося.
Мероприятия по реализации подготовительного этапа:
Изучение документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта и т.д.).
Посещение ребёнка на дому, беседа с родителями.
Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен и внеклассных мероприятий
Ожидаемый результат:
Полное представление о личности ребёнка
2) Этап реализации проекта (диагностический).
Цель: углубленное психолого–педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Мероприятия по реализации данного этапа:
Диагностика развития личности ученицы путем анкетирования, тестирования, наблюдения по следующим направлениям:
· диагностика психологического здоровья;
· исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;
· исследование в области профориентации
· диагностика познавательной деятельности;
· диагностика межличностных отношений;
Психологическую диагностику желательно проводить совместно с психологом школы.
3) Этап коррекционно-развивающий
На основе диагностических данных, ученицей были определены цели собственного развития на предстоящий год.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самой ученицы, я составила Индивидуальную программу развития ребёнка. Работа, которая сопровождает создание программы, включает в себя планирование общешкольных и классных мероприятий. На основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях я выбрала следующие направления индивидуальной программы:
· Здоровье
· Ценности
· Учение
· Образ жизни
· Самопознание
Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.
4) Этап – заключительный: рефлексивный и аналитический
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития.
Задачи:
Определение тех мероприятий и занятий, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития;
Постоянное взаимодействие классного руководителя, социального педагога, родителей по повышению социального статуса школьницы, помощи в реализации её способностей;
Самостоятельное включение ученицы во все внеклассные мероприятия согласно её интересам и желанию
Ожидаемый результат:
- Индивидуальная программа развития ребенка должна способствовать его самореализации, найти свое место в жизни.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника
• гуманитарная сфера
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Направления реализации программы:
Основные направления совместной деятельности
Цель совместной деятельности
Формы совместной деятельности
1. Саморазвитие
Вызвать желание, стремление ребёнка к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
- тренинг «Как научиться управлять собой»;
- беседа;- «Что такое скромность?»
- тренинг «Будь уверен в себе!»;
-игра «Дарите людям доброту!»;
- беседа «Права ребёнка в новом веке;
- классный час «Учиться - всегда пригодится»;
-участие в конкурсе творческих работ, посвященного дню пожилого человека.
2. Творческая деятельность
Развитие творческих способностей и интересов ребёнка.
- участие в выставке «Дары осени»
- оформление классного уголка
- оформление кабинета к Новому году;
- участие в новогоднем мероприятии«У ёлки»;
3. Работа
в семье
Формирование педагогической культуры семьи.
- посещение ребёнка на дому;
- беседа «Я и мои родители»;
- индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания.
собрание на тему: « Папа, мама, я – читающая семья».
- « Школьные трудности у учащихся»
- родительское собрание: « Телевизор в жизни семьи и ученика».
- итоговые родительские собрания.
- «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка»,
- «Родитель – ученик - учитель»;
- классный час «Моя семья - мое богатство»;
- конференция родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»;
4. Здоровье
Развивать стремление к познанию и совершенствованию своего организма, сохраняя и укрепляя здоровье. Воспитать у учащихся любовь к спорту и здоровому образу жизни.
Показать учащимся значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
Ежедневные прогулки, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, рациональное питание.
Еженедельно - Гигиена
-классные часы на тему «Здоровье», где обязательно присутствует ученица:
«Утомление и отдых»;
«Режим питания»;
«Гигиена жилища, одежды»;
«Правила закаливания»;
«Правила дорожного движения»;
«Правила ППБ (противопожарной безопасности)»;
«Безопасные каникулы»;
«Бытовые приборы и правила обращения с ними».
- осенние, весенние походы;
- беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»;
- весёлые старты;
- беседа: «Правильная посадка за партой. Хорошая осанка».
5.Трудовая деятельность
Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.
- уборка классной комнаты;
- контроль за дежурством в классе (староста класса);
- само-презентация «Мои любимые дела»;
- акция «Зелёный лук»;
- акция «Берегите книги!»;
- участие в ярмарке «Дары природы»
- круглый стол: « Как провести праздник в доме?»
- мультимедийная презентация: «Все профессии хороши - выбирай на вкус»;
6. Взаимоотно
шения в коллективе
Научить ребёнка определять свою роль в коллективе и работать для достижения общей цели, наполнить работу ребёнка интересной разно-образной творческой деятельностью, развивающей инди-
видуальные качества личности.
- занятие «Друг в беде не бросит»;
- беседа: «О товариществе дружбе и коллективизме»;
- театрализованная игра «В царстве вежливости и доброты»
- классный час «Что такое настоящая дружба»;
- конкурсная программа «В гостях у улыбки и смеха»;
- игровая программа «Мы – друзья природы»;
- «На чём основано взаимопонимание»;
классные часы:
- «Зависть»;
- «О лени и лентяях»;
- «Как быть прилежным и старательным»;
- «В дружбе сила»;
- «Школьные друзья. Взаимоуважение и взаимовыручка»
7. Научная деятельность
Развитие интеллектуальных способностей
ребёнка .
- беседа «Встречают по одёжке, провожают по уму»;
- классный час «Успехи и неудачи учёбы»;
- - викторина «литературная гостиная»;
- викторина «Лесные тайны»;
- проект «Уголок живой природы»;
- участие в дистанционных интеллектуальных играх Центра развития молодёжи
- классный час «Я ученица, а это значит…»
- экскурсия в сельскую библиотеку;
Ожидаемые результаты:
- повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы;
- участие в школьных, районных, всероссийских мероприятиях и конкурсах;
- проявление инициативы в организации внеклассной работы;
- формирование уверенности в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности.
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019 )
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках
реализации программы его индивидуального развития.
Мероприятия
Специалисты
Учителя-предметники
Сроки
1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка.
Сравнительный анализ.
Школьный психолог, классный руководитель
Апрель, 2019 г.
2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.
Школьный психолог, классный руководитель,
Учителя-предметники,
родители
Апрель, 2019 г.
3. Само-презентация ребёнка
«Мои достижения и результаты». Защита портфолио.
Классный руководитель,
родители
Апрель, 2019 г.
Ожидаемый результат:
- анализ полученных достижений, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
- составление графиков динамики развития личности.