kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

                                                  Комичева Л.А.

Тьютор ЦДО  МБОУ «СШ №12»

Термин « тьютор»  появился в Европе очень давно, еще в 16 веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс. В 17 веке задачи тьютора обрели  четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Так что же такое тьютор в наше время? Многие путают учителя с  тьютором, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы ребенка, отслеживает, что в программе дается с трудом, а к чему есть способности. Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Могут махнуть рукой на нерадивого ученика,то тьютор на то и тьютор, чтобы  найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге- нащупать своё призвание. Тьютор это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Не понимает он математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Задачи тьютора:

  • Сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
  • Подготовка  условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
  • Занятия с ребёнком по  преодолению дефицитов развития  и  формирования новых компетенций.
  • Партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных  программ.
  • Правовая и образовательная поддержка  семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например – в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, что идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.

А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо. Например при работе в инклюзивном детском саду или школе. Если ребенок плохо видит или слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных садах и школах вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности. Тьютор выполняет благородную миссию, показывая как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

 В настоящее время наблюдается повышенный интерес и  к проблеме одаренности, к проблемам выявления обучения и развития одаренных детей  и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Главным принципом работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для над предметной творческой деятельности в социальной сфере.  Диагностика  одаренности осуществляется  по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая,  по мнению  многих исследователей является  ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности определяем  одаренность.

Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной  среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.

Особое значение  в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников,  дающая право на собственное мнение и ошибку  и  создающая возможность для экспериментирования. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст-период становления способностей, личности и бурных процессов в психике. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с одарёнными детьми, потому что даёт возможность для:

диагностического подхода к конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности ребенка;

обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;

возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой личности;

создания творческого климата отношений педагога и ребенка, обеспечение свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.

В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям оказывают волонтеры или родители. Конечно это не правильно, потому что настоящий куратор-не только помощник, но и учитель, психолог,который помогает найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают  в  детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.»

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.



Комичева Л.А.

Тьютор ЦДО МБОУ «СШ №12»

Термин « тьютор»  появился в Европе очень давно, еще в 16 веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс. В 17 веке задачи тьютора обрели  четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Так что же такое тьютор в наше время? Многие путают учителя с  тьютором, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы ребенка, отслеживает, что в программе дается с трудом, а к чему есть способности. Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Могут махнуть рукой на нерадивого ученика ,то тьютор на то и тьютор , чтобы  найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге- нащупать своё призвание. Тьютор это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Не понимает он математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит , не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Задачи тьютора:

  • Сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;

  • Подготовка  условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;

  • Занятия с ребёнком по  преодолению дефицитов развития  и  формирования новых компетенций.

  • Партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных  программ.

  • Правовая и образовательная поддержка  семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например – в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, что идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.

А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо. Например при работе в инклюзивном детском саду или школе. Если ребенок плохо видит или слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это не значит , что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных садах и школах вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности. Тьютор выполняет благородную миссию, показывая как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

 В настоящее время наблюдается повышенный интерес и  к проблеме одаренности, к проблемам выявления обучения и развития одаренных детей  и , соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Главным принципом работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для над предметной творческой деятельности в социальной сфере.  Диагностика  одаренности осуществляется  по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая,  по мнению  многих исследователей является  ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности определяем  одаренность.

Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной  среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.

Особое значение  в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников,  дающая право на собственное мнение и ошибку  и  создающая возможность для экспериментирования. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст-период становления способностей, личности и бурных процессов в психике. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с одарёнными детьми, потому что даёт возможность для:

диагностического подхода к конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности ребенка;

обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;

возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой личности;

создания творческого климата отношений педагога и ребенка, обеспечение свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.

В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям оказывают волонтеры или родители. Конечно это не правильно, потому что настоящий куратор-не только помощник, но и учитель, психолог ,который помогает найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают  в  детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

Автор: Комичева Любовь Александровна

Дата: 16.09.2016

Номер свидетельства: 344078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Тьюторское сопровождения детей с ОВЗ   в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова)"
    ["seo_title"] => string(141) "t-iutorskoie-soprovozhdieniia-dietiei-s-ovz-v-usloviiakh-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-na-primierie-mbdou-dietskii-sad-59-iaghodka-gh-tambova"
    ["file_id"] => string(6) "295555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455822117"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ  в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова)"
    ["seo_title"] => string(157) "orghanizatsiia-t-iutorskogho-soprovozhdieniia-dietiei-s-ovz-v-usloviiakh-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-na-primierie-mbdou-dietskii-sad-59-iaghodka-gh-tambova"
    ["file_id"] => string(6) "295549"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455821482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»"
    ["seo_title"] => string(80) "t_iutorskoie_soprovozhdieniie_dietiei_s_ovz_v_obshchieobrazovatiel_noi_shkolie_v"
    ["file_id"] => string(6) "425960"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503424582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"
    ["seo_title"] => string(80) "tiutorskoe_soprovozhdenie_detei_s_ogranichennymi_vozmozhnostiami_zdorovia_v_uslo"
    ["file_id"] => string(6) "544693"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1585593395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства