Термин « тьютор» появился в Европе очень давно, еще в 16 веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс. В 17 веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.
Так что же такое тьютор в наше время? Многие путают учителя с тьютором, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы ребенка, отслеживает, что в программе дается с трудом, а к чему есть способности. Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Могут махнуть рукой на нерадивого ученика,то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге- нащупать своё призвание. Тьютор это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Не понимает он математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.
Задачи тьютора:
Сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
Подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
Занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций.
Партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ.
Правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.
Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например – в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, что идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.
А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо. Например при работе в инклюзивном детском саду или школе. Если ребенок плохо видит или слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных садах и школах вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности. Тьютор выполняет благородную миссию, показывая как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес и к проблеме одаренности, к проблемам выявления обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для над предметной творческой деятельности в социальной сфере. Диагностика одаренности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая, по мнению многих исследователей является ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности определяем одаренность.
Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.
Особое значение в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст-период становления способностей, личности и бурных процессов в психике. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с одарёнными детьми, потому что даёт возможность для:
диагностического подхода к конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности ребенка;
обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;
возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой личности;
создания творческого климата отношений педагога и ребенка, обеспечение свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.
В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям оказывают волонтеры или родители. Конечно это не правильно, потому что настоящий куратор-не только помощник, но и учитель, психолог,который помогает найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.»
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
Комичева Л.А.
Тьютор ЦДО МБОУ «СШ №12»
Термин « тьютор» появился в Европе очень давно, еще в 16 веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс. В 17 веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.
Так что же такое тьютор в наше время? Многие путают учителя с тьютором, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы ребенка, отслеживает, что в программе дается с трудом, а к чему есть способности. Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Могут махнуть рукой на нерадивого ученика ,то тьютор на то и тьютор , чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге- нащупать своё призвание. Тьютор это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Не понимает он математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит , не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.
Задачи тьютора:
Сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
Подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
Занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций.
Партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ.
Правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.
Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например – в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, что идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.
А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо. Например при работе в инклюзивном детском саду или школе. Если ребенок плохо видит или слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это не значит , что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных садах и школах вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности. Тьютор выполняет благородную миссию, показывая как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес и к проблеме одаренности, к проблемам выявления обучения и развития одаренных детей и , соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для над предметной творческой деятельности в социальной сфере. Диагностика одаренности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая, по мнению многих исследователей является ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности определяем одаренность.
Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.
Особое значение в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст-период становления способностей, личности и бурных процессов в психике. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с одарёнными детьми, потому что даёт возможность для:
диагностического подхода к конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности ребенка;
обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;
возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой личности;
создания творческого климата отношений педагога и ребенка, обеспечение свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.
В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям оказывают волонтеры или родители. Конечно это не правильно, потому что настоящий куратор-не только помощник, но и учитель, психолог ,который помогает найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.