Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы.
3. Система диагностики предполагаемых результатов.
4. Работа с семьей
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
Программа разработана на воспитанника, возраст 5 лет 11 месяцев.
Основные особенности развития: психическое развитие соответствует возрасту, у ребёнка имеются нарушениями зрения (ретинопатия недоношенных, сходящееся косоглазие); нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП диплегическая форма); нарушение речи (ОНР III уровень).
Характеристика семьи: мальчик из полной семьи (один ребенок). Воспитанием ребенка занимается мама и бабушка, которые проявляют заинтересованность в развитии, обучении, лечении и реабилитации ребенка, систематически выполняют рекомендации невропатолога, инструктора по ЛФК (в медицинском учреждении) и педагогов ДОУ.
Ближайшая образовательная цель семьи: Продолжение дошкольного воспитания ребёнка в ДОУ IV вида.
В ходе проведения педагогической диагностики, наблюдения было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций нижних конечностей опорно – двигательного аппарата, средний уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы.
Вывод – наблюдается отставание в двигательной, сенсомоторной сфере. Необходимо разработать индивидуальную программу по развитию у ребёнка данных сфер.
Настоящая программа разработана по решению ПМПк ДОУ. Ведущий специалист - инструктор по физической культуре. В процессе разработки программы учитывались особенности клинической форму ДЦП, рекомендации специалистов медицинского учреждения, ведущих данного ребёнка.
Цель программы: коррекция двигательной и сенсомоторной сфер ребенка при помощи специальных физических упражнений, реабилитация здоровья и физического развития.
Задачи программы
1. Развитие реакции выпрямления и равновесия.
2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
3. Развитие зрительно-моторной координации.
4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.
Структура программы
Программа включает в себя общую характеристику проблемы (актуальность разработки, цели, задачи, комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы, систему мониторинга, работу с родителями, список используемой литературы).
Программа коррекционной работы рассчитана на три месяца, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа проводится 1 раз в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с октября 2015 г. по декабрь 2015г., сентябрь 2015 г. – диагностика.
Предполагаемый результат
1.Положительная динамика в развитии и укреплении крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата.
2. Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук.
3. Повышение уровня развития психических процессов.
4. Умение произвольно регулировать движения и поведение.
5. Проявление собственной игровой и двигательной активности.
1 1) Формирование умения выпрямлять руки Упражнение «Покажи ладошки»
2) Развитие равновесия и координации движения. Упражнения «По тропинке». Игры с перешагиванием через предметы («Перешагни через палку»).
2 1) Формирование умения выпрямлять руки Упражнение «Покажи колени»
2) Развитие равновесия и координации движени Упражнения «По длинной извилистой дороже». Игры с перешагиванием через различные предметы.
3) Формирование умения одновременного выноса вперед Задание доползти до определенного предмета
руки и противоположной ноги в ползание на ладонях и коленях
3 1) Учить подниматься на невысокие предметы и спускаться с них. Упражнения «По кочкам»(подъем и спуск с деревянного ящика шириной 40 см, длина 60 см, высота 10-15 см)
4 1) Обучение прыжкам (подпрыгиваниям на месте) Упражнения имитационного характера(«как зайчики», «как мячики»)
2) Формирование умения ползать в определенном темпе Игры-упражнения с подлезанием под дугу
5 1) Обучение бросанию и ловле мяча Катание мяча в паре из и.п. сидя и стоя (расстояние 1 м) Задержание катящегося мяча в корзину (мячи разного размера)
2) Автоматизация движений рук и ног в ползании Игры-упражнения с подлезанием под веревку
на ладонях и коленях
6 1) Развитие согласованных движений рук и ног при ходьбе Ходьба в различном темпе, который задается ударами бубна.
2) Упражнять в подпрыгивании на месте Упражнение «Позвони в колокольчик»
7 1) Развитие равновесия и ощущения положения туловища Упражнение «Ходьба с мешочком на голове» (с фиксированным положением рук: на пояс, в стороны
2) Упражнять в подбрасывании вверх мяча и ловле его Упражнение «Подбрось –поймай»
8 1) Развитие равновесия и увеличение длины шаг. Упражнение «Кто сделает меньше шагов?»
2) Бросание мяча в горизонтальную цель (ящик, корзина) Упражнение «Целься вернее» (расстояние 1 метр)
9 1) Научить пролезать под препятствием не задевая его Игра «Воротики»
2) Укрепление мелкой мускулатуры кисти Игра «Покрути обруч»
Развитие умения производить разнообразные движения с предметами
10 1) Развитие координации движений и равновесия Упражнения на фитболле.
2) Укрепление мышечного корсета позвоночника, создание навыков правильной осанки
11 1) Учить бросать мяч двумя руками от головы Упражнение «Перебрось мяч через веревку»
2) Упражнять в спрыгивании Упражнение «Дотронься до мяча»
12 1) Развивать умение переползать через невысокие препятствия. Игра «Перелезь через бревно»
2) Развивать навыки действия с мячом в паре. Упражнение «Передача мяча друг другу из различных исходных положений (сидя на полу, сидя верхом на гимнастической скамейке)»
13 1) Развитие равновесия и координации движений рук и ног в ходьбе. Игра «Пройди и не сбей»
2) Развитие координации движение в метании мешочка вдаль одной рукой. Упражнение «Добрось до….»
3. Система диагностики предполагаемых результатов
В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценивать в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценивать навыки самообслуживания, бытовые умения.
Диагностика проводится с целью выявления эффективности предложенной системы сопровождения, дальнейшей её корректировки или уточнения (смены) образовательного маршрута.
В работе используется диагностика: Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. —М., 1991
Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.
2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.
3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.
4. Работа с семьей.
1. Рекомендации по выполнению упражнений на укрепление крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата; развитие общей и мелкой моторики.
2. Контроль за осуществлением профилактических лечебных процедур с специализированных медико-социальных учреждениях.
3. Консультирование у педагога-психолога ДОУ (по запросу родителя).
4. Консультирование по актуальным вопросам физического развития ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ»
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
воспитанника Иванова Станислава
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2.Комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы.
3. Система диагностики предполагаемых результатов.
4. Работа с семьей.
5. Используемая литература.
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
Программа разработана на воспитанника, возраст 5 лет 11 месяцев.
Основные особенности развития: психическое развитие соответствует возрасту, у ребёнка имеются нарушения зрения (ретинопатия недоношенных, сходящееся косоглазие); нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП диплегическая форма); нарушение речи (ОНР III уровень).
Характеристика семьи: мальчик из полной семьи (один ребенок). Воспитанием ребенка занимается мама и бабушка, которые проявляют заинтересованность в развитии, обучении, лечении и реабилитации ребенка, систематически выполняют рекомендации невропатолога, инструктора по ЛФК (в медицинском учреждении) и педагогов ДОУ.
Ближайшая образовательная цель семьи: Продолжение дошкольного воспитания ребёнка в ДОУ IV вида.
В ходе проведения педагогической диагностики, наблюдения было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций нижних конечностей опорно – двигательного аппарата, средний уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы.
Вывод – наблюдается отставание в двигательной, сенсомоторной сфере. Необходимо разработать индивидуальную программу по развитию у ребёнка данных сфер.
Настоящая программа разработана по решению ПМПк ДОУ. Ведущий специалист - инструктор по физической культуре. В процессе разработки программы учитывались особенности клинической форму ДЦП, рекомендации специалистов медицинского учреждения, ведущих данного ребёнка.
Цель программы: коррекция двигательной и сенсомоторной сфер ребенка при помощи специальных физических упражнений, реабилитация здоровья и физического развития.
Задачи программы:
1. Развитие реакции выпрямления и равновесия.
2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
3. Развитие зрительно-моторной координации.
4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.
Структура программы.
Программа включает в себя общую характеристику проблемы (актуальность разработки, цели, задачи, комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы, систему мониторинга, работу с родителями, список используемой литературы).
Программа коррекционной работы рассчитана на три месяца, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа проводится 1 раз в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с октября 2015 г. по декабрь 2015г., сентябрь 2015 г. – диагностика.
Предполагаемый результат.
1.Положительная динамика в развитии и укреплении крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата.
2. Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук.
3. Повышение уровня развития психических процессов.
4. Умение произвольно регулировать движения и поведение.
5. Проявление собственной игровой и двигательной активности.
2) Автоматизация движений рук и ног в ползании на ладонях и коленях
Катание мяча в паре из и.п. сидя и стоя (расстояние 1 м)
Задержание катящегося мяча, помещение его в корзину (мячи разног размера)
Игры-упражнения с подлезанием под веревку
6
1) Развитие согласованных движений рук и ног при ходьбе
2) Упражнять в подпрыгивании на месте.
Ходьба в различном темпе, который задается ударами бубна.
Упражнение «Позвони в колокольчик»
7
1) Развитие равновесия и ощущения положения туловища
2) Упражнять в подбрасывании вверх мяча и ловле его.
Упражнение «Ходьба с мешочком на голове» (с фиксированным положением рук: на пояс, в стороны
Упражнение «Подбрось –поймай»
8
1) Развитие равновесия и увеличение длины шага.
2) Бросание мяча в горизонтальную цель (ящик, корзина).
Упражнение «Кто сделает меньше шагов?»
Упражнение «Целься вернее» (расстояние 1 метр)
9
1) Научить пролезать под препятствием не задевая его.
2) Укрепление мелкой мускулатуры кисти. Развитие умения производить разнообразные движения с предметами.
Игра «Воротики»
Игра «Покрути обруч»
10
1) Развитие координации движений и равновесия.
2) Укрепление мышечного корсета позвоночника, создание навыков правильной осанки.
Упражнения на фитболле.
11
1) Учить бросать мяч двумя руками от головы.
2) Упражнять в спрыгивании
Упражнение «Перебрось мяч через веревку»
Упражнение «Дотронься до мяча»
12
1) Развивать умение переползать через невысокие препятствия.
2) Развивать навыки действия с мячом в паре.
Игра «Перелезь через бревно»
Упражнение «Передача мяча друг другу из различных исходных положений (сидя на полу, сидя верхом на гимнастической скамейке)»
13
1) Развитие равновесия и координации движений рук и ног в ходьбе.
2) Развитие координации движение в метании мешочка вдаль одной рукой.
Игра «Пройди и не сбей»
Упражнение «Добрось до….»
3. Система диагностики предполагаемых результатов.
В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценивать в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценивать навыки самообслуживания, бытовые умения.
Диагностика проводится с целью выявления эффективности предложенной системы сопровождения, дальнейшей её корректировки или уточнения (смены) образовательного маршрута.
В работе используется диагностика:
Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. —
М., 1991
Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.
2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.
3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.
Тестирование моторики рук детей с ДЦП
Тесты
Результаты
Баллы
1. Руки укладываются на подлокотник кресла, кисти свешиваются вниз (норма движений 12-15 за 60-90 сек)
- правая кисть
- левая кисть
Н.г
С.г
К.г
Н.г
С.г
К.г
2. Супинация – пронация
( 10 движений за 30-40 сек)
3. «Колечко» - оценка манипулятивной деятельности рук (6-7 раз за 40-50 сек)
- правая кисть
- левая кисть
4. Собрать кубики 5 штук
- правая рука
- левая рука
5. Собрать пирамидку 5 колец
- правая рука
- левая рука
Итого:
Тестирование двигательных умений детей с ДЦП
Тесты
Результаты
Баллы
1. Лежа на спине сесть (кол.раз)
- махом рук
- руки за голову
Н.г
С.г
К.г
Н.г
С.г
К.г
2. Лежа на спине удерживать голову (время)
3. Лежа на животе руки в упоре с частичным выпрямлением (время)
4. Поворот на живот из положения лежа на спине
- направо
- налево
5. Стоять: на четвереньках (время)
- на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении
- на трех точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении
- на двух точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении, правая нога назад, левая в опорном положении
- на двух точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, левая нога назад, правая в опорном положении
- на коленях руки вдоль туловища
- на ногах без опоры
- на правой ноге
- на левой ноге
6. Ловить:
- большой мяч, расстояние 3 м (кол-во)
- теннисный мяч (сидя)
…………………..(стоя)
10. Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м
- левой рукой
- правой рукой
И.п.стоя, сидя, лежа (нужное подчеркнуть). Фиксация взгляда по средней линии
11. Лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (кол-во раз)
- правая нога
- левая нога
12. Лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (время)
- правая нога
- левая нога
Итого:
4. Работа с семьей.
1. Рекомендации по выполнению упражнений на укрепление крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата; развитие общей и мелкой моторики.
2. Контроль за осуществлением профилактических лечебных процедур с специализированных медико-социальных учреждениях.
3. Консультирование у педагога-психолога ДОУ (по запросу родителя).
4. Консультирование по актуальным вопросам физического развития ребёнка.
5. Используемая литература:
1. «Физическая культура в дошкольном детстве» Пособие для инструкторов
физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни.
Н. В. Полтавцева, Н. А. Городова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физ-культурой
с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Совет-ский спорт,
1991.– 56 с.
3. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортив-ная
медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.
4. Л.С. Сековец «Комплексная физическая реабилитация детей дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. 2008 №5.
5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.:
МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011г.
6. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV
вида ( для слабовидящих детей) (чсли-сад-начальная школа). Под редакцией
Л.И. Плаксиной.-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 1997г.
Разработчик программы (ведущий специалист)
Каменскова С.С., инструктор по физической культуре МБДОУ № 85.