kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы.

3. Система диагностики предполагаемых результатов.

4. Работа с семьей

Пояснительная записка

1. Актуальность программы.

Программа разработана на воспитанника, возраст 5 лет 11 месяцев.

Основные особенности развития: психическое развитие соответствует возрасту, у ребёнка имеются нарушениями зрения (ретинопатия недоношенных, сходящееся косоглазие);  нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП диплегическая  форма);  нарушение речи (ОНР III уровень).

Характеристика семьи: мальчик из полной семьи (один ребенок). Воспитанием ребенка занимается мама и бабушка, которые проявляют заинтересованность в развитии, обучении, лечении и реабилитации ребенка, систематически выполняют рекомендации невропатолога, инструктора по ЛФК (в медицинском учреждении) и педагогов ДОУ.

Ближайшая образовательная цель семьи: Продолжение дошкольного воспитания ребёнка в ДОУ IV вида.

В ходе проведения педагогической диагностики, наблюдения было выявлено: недостаточность  в развитии двигательных функций нижних конечностей опорно – двигательного аппарата, средний уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы.

Вывод – наблюдается отставание в двигательной, сенсомоторной сфере. Необходимо разработать индивидуальную программу по развитию у ребёнка данных сфер.

Настоящая программа разработана по решению ПМПк ДОУ. Ведущий  специалист - инструктор по физической культуре. В процессе разработки программы учитывались особенности  клинической форму ДЦП, рекомендации специалистов медицинского учреждения, ведущих данного ребёнка.

Цель программы: коррекция двигательной и сенсомоторной сфер ребенка при помощи специальных физических упражнений, реабилитация здоровья и физического развития.

Задачи программы

1. Развитие реакции выпрямления и равновесия.

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.

Структура программы

Программа включает в себя общую характеристику проблемы (актуальность разработки, цели, задачи, комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы, систему мониторинга, работу с родителями, список используемой литературы).

Программа коррекционной работы рассчитана на три месяца, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего  планирования деятельности. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа проводится 1 раз в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с октября 2015 г. по декабрь 2015г., сентябрь 2015 г. – диагностика.

Предполагаемый результат

1.Положительная динамика в развитии и укреплении крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата.

2. Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук.

3. Повышение уровня развития психических процессов.

4. Умение произвольно регулировать движения и поведение.

5. Проявление собственной игровой и двигательной активности.

2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы:

№                        Цели, задачи                                                                       Упражнения

1 1) Формирование умения выпрямлять руки                           Упражнение «Покажи ладошки»   

  2) Развитие равновесия и координации движения.                Упражнения «По тропинке». Игры с перешагиванием                                                                                               через предметы («Перешагни через палку»).

2 1) Формирование умения выпрямлять руки                          Упражнение «Покажи колени» 

2) Развитие равновесия и координации движени                  Упражнения «По длинной извилистой дороже». Игры                                                                                               с перешагиванием через различные предметы.

3) Формирование умения одновременного выноса вперед     Задание доползти до определенного предмета

руки и противоположной ноги в ползание на ладонях и коленях

3 1) Учить подниматься на невысокие предметы и спускаться с них. Упражнения «По кочкам»(подъем и спуск с                                                                            деревянного ящика шириной 40 см, длина 60 см, высота 10-15 см)

4 1) Обучение прыжкам (подпрыгиваниям на месте)              Упражнения имитационного характера(«как зайчики»,                                                                                                          «как мячики»)

2) Формирование умения ползать в определенном темпе       Игры-упражнения с подлезанием под дугу

5 1) Обучение бросанию и ловле мяча                                    Катание мяча в паре из и.п. сидя и стоя (расстояние 1 м)                                                                     Задержание катящегося мяча в корзину (мячи                                                                                                         разного размера)

 2) Автоматизация движений рук и ног в ползании                  Игры-упражнения с подлезанием под веревку

 на ладонях и коленях                                                               

 6 1) Развитие согласованных движений рук и ног при ходьбе   Ходьба в различном темпе, который задается                                                                                                        ударами бубна.

2) Упражнять в подпрыгивании на месте                                   Упражнение «Позвони в колокольчик»

7 1) Развитие равновесия и ощущения положения туловища  Упражнение «Ходьба с мешочком на голове» (с                                                                                                    фиксированным положением рук: на пояс, в стороны

2) Упражнять в подбрасывании вверх мяча и ловле его          Упражнение «Подбрось –поймай»

8 1) Развитие равновесия и увеличение длины шаг.                Упражнение «Кто сделает меньше шагов?»

2) Бросание мяча в горизонтальную цель (ящик, корзина)        Упражнение «Целься вернее» (расстояние 1 метр)

9 1) Научить пролезать под препятствием не задевая его         Игра «Воротики»

2) Укрепление мелкой мускулатуры кисти                                 Игра «Покрути обруч»      

Развитие умения производить разнообразные движения с предметами

10 1) Развитие координации движений и равновесия                                                   Упражнения на фитболле.

2) Укрепление мышечного корсета позвоночника, создание навыков правильной осанки

11 1) Учить бросать мяч двумя руками от головы                   Упражнение «Перебрось мяч через веревку»

2) Упражнять в спрыгивании                                                    Упражнение «Дотронься до мяча»

12 1) Развивать умение переползать через невысокие препятствия.        Игра «Перелезь через  бревно»

2) Развивать навыки действия с мячом в паре.                              Упражнение «Передача мяча друг другу из                                       различных исходных положений (сидя на полу, сидя верхом на гимнастической скамейке)»

13 1) Развитие равновесия и координации движений рук и ног в ходьбе.        Игра «Пройди и не сбей»

2) Развитие координации движение в метании мешочка вдаль одной рукой.   Упражнение «Добрось до….»

3. Система диагностики предполагаемых результатов

В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценивать в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценивать навыки самообслуживания, бытовые умения.

Диагностика проводится с целью выявления эффективности предложенной системы сопровождения, дальнейшей её корректировки или уточнения (смены) образовательного маршрута.

В работе используется диагностика: Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. —М., 1991

Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется  помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.

3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

4. Работа с семьей.

1. Рекомендации по выполнению упражнений на укрепление крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата; развитие общей и мелкой моторики.

2. Контроль за осуществлением профилактических лечебных процедур с специализированных медико-социальных учреждениях.

3. Консультирование у педагога-психолога ДОУ (по запросу родителя).

4. Консультирование по актуальным вопросам физического развития ребёнка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ»



























Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

воспитанника Иванова Станислава

















Содержание:


1. Пояснительная записка.


2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы.


3. Система диагностики предполагаемых результатов.


4. Работа с семьей.


5. Используемая литература.


































Пояснительная записка


1. Актуальность программы.


Программа разработана на воспитанника, возраст 5 лет 11 месяцев.


Основные особенности развития: психическое развитие соответствует возрасту, у ребёнка имеются нарушения зрения (ретинопатия недоношенных, сходящееся косоглазие); нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП диплегическая форма); нарушение речи (ОНР III уровень).


Характеристика семьи: мальчик из полной семьи (один ребенок). Воспитанием ребенка занимается мама и бабушка, которые проявляют заинтересованность в развитии, обучении, лечении и реабилитации ребенка, систематически выполняют рекомендации невропатолога, инструктора по ЛФК (в медицинском учреждении) и педагогов ДОУ.


Ближайшая образовательная цель семьи: Продолжение дошкольного воспитания ребёнка в ДОУ IV вида.


В ходе проведения педагогической диагностики, наблюдения было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций нижних конечностей опорно – двигательного аппарата, средний уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы.


Вывод – наблюдается отставание в двигательной, сенсомоторной сфере. Необходимо разработать индивидуальную программу по развитию у ребёнка данных сфер.


Настоящая программа разработана по решению ПМПк ДОУ. Ведущий специалист - инструктор по физической культуре. В процессе разработки программы учитывались особенности клинической форму ДЦП, рекомендации специалистов медицинского учреждения, ведущих данного ребёнка.


Цель программы: коррекция двигательной и сенсомоторной сфер ребенка при помощи специальных физических упражнений, реабилитация здоровья и физического развития.

Задачи программы:

1. Развитие реакции выпрямления и равновесия.

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.


Структура программы.

Программа включает в себя общую характеристику проблемы (актуальность разработки, цели, задачи, комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы, систему мониторинга, работу с родителями, список используемой литературы).

Программа коррекционной работы рассчитана на три месяца, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа проводится 1 раз в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с октября 2015 г. по декабрь 2015г., сентябрь 2015 г. – диагностика.


Предполагаемый результат.

1.Положительная динамика в развитии и укреплении крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата.

2. Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук.

3. Повышение уровня развития психических процессов.

4. Умение произвольно регулировать движения и поведение.

5. Проявление собственной игровой и двигательной активности.


2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы:


Цели, задачи

Упражнения

1

1) Формирование умения выпрямлять руки


2) Развитие равновесия и координации движения.




Упражнение «Покажи ладошки»

Упражнения «По тропинке». Игры с перешагиванием через предметы («Перешагни через палку»).

2

1) Формирование умения выпрямлять руки


2) Развитие равновесия и координации движения.



3) Формирование умения одновременного выноса вперед руки и противоположной ноги в ползание на ладонях и коленях.

Упражнение «Покажи колени»

Упражнения «По длинной извилистой дороже». Игры с перешагиванием через различные предметы.

Задание доползти до определенного предмета

3

1) Учить подниматься на невысокие предметы и спускаться с них.




Упражнения «По кочкам»(подъем и спуск с деревянного ящика шириной 40 см, длина 60 см, высота 10-15 см)

4




1) Обучение прыжкам (подпрыгиваниям на месте).



2) Формирование умения ползать в определенном темпе.

Упражнения имитационного характера(«как зайчики», «как мячики»)

Игры-упражнения с подлезанием под дугу


5

1) Обучение бросанию и ловле мяча








2) Автоматизация движений рук и ног в ползании на ладонях и коленях

Катание мяча в паре из и.п. сидя и стоя (расстояние 1 м)

Задержание катящегося мяча, помещение его в корзину (мячи разног размера)


Игры-упражнения с подлезанием под веревку


6

1) Развитие согласованных движений рук и ног при ходьбе


2) Упражнять в подпрыгивании на месте.

Ходьба в различном темпе, который задается ударами бубна.

Упражнение «Позвони в колокольчик»

7

1) Развитие равновесия и ощущения положения туловища




2) Упражнять в подбрасывании вверх мяча и ловле его.

Упражнение «Ходьба с мешочком на голове» (с фиксированным положением рук: на пояс, в стороны

Упражнение «Подбрось –поймай»

8

1) Развитие равновесия и увеличение длины шага.

2) Бросание мяча в горизонтальную цель (ящик, корзина).


Упражнение «Кто сделает меньше шагов?»

Упражнение «Целься вернее» (расстояние 1 метр)

9

1) Научить пролезать под препятствием не задевая его.

2) Укрепление мелкой мускулатуры кисти. Развитие умения производить разнообразные движения с предметами.

Игра «Воротики»


Игра «Покрути обруч»

10

1) Развитие координации движений и равновесия.

2) Укрепление мышечного корсета позвоночника, создание навыков правильной осанки.

Упражнения на фитболле.



11




1) Учить бросать мяч двумя руками от головы.


2) Упражнять в спрыгивании


Упражнение «Перебрось мяч через веревку»

Упражнение «Дотронься до мяча»

12

1) Развивать умение переползать через невысокие препятствия.

2) Развивать навыки действия с мячом в паре.

Игра «Перелезь через бревно»

Упражнение «Передача мяча друг другу из различных исходных положений (сидя на полу, сидя верхом на гимнастической скамейке)»

13

1) Развитие равновесия и координации движений рук и ног в ходьбе.

2) Развитие координации движение в метании мешочка вдаль одной рукой.

Игра «Пройди и не сбей»


Упражнение «Добрось до….»





3. Система диагностики предполагаемых результатов.


В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценивать в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценивать навыки самообслуживания, бытовые умения.

Диагностика проводится с целью выявления эффективности предложенной системы сопровождения, дальнейшей её корректировки или уточнения (смены) образовательного маршрута.

В работе используется диагностика:

Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. —

М., 1991


Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.


1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.


2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.


3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.


Тестирование моторики рук детей с ДЦП


Тесты

Результаты

Баллы

1. Руки укладываются на подлокотник кресла, кисти свешиваются вниз (норма движений 12-15 за 60-90 сек)

- правая кисть


- левая кисть

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

2. Супинация – пронация

( 10 движений за 30-40 сек)







3. «Колечко» - оценка манипулятивной деятельности рук (6-7 раз за 40-50 сек)

- правая кисть


- левая кисть







4. Собрать кубики 5 штук

- правая рука


- левая рука







5. Собрать пирамидку 5 колец

- правая рука


- левая рука








Итого:












Тестирование двигательных умений детей с ДЦП


Тесты

Результаты

Баллы

1. Лежа на спине сесть (кол.раз)

- махом рук


- руки за голову

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

2. Лежа на спине удерживать голову (время)







3. Лежа на животе руки в упоре с частичным выпрямлением (время)







4. Поворот на живот из положения лежа на спине

- направо


- налево







5. Стоять: на четвереньках (время)

- на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении


- на трех точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении


- на двух точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении, правая нога назад, левая в опорном положении


- на двух точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, левая нога назад, правая в опорном положении


- на коленях руки вдоль туловища


- на ногах без опоры


- на правой ноге


- на левой ноге







6. Ловить:

- большой мяч, расстояние 3 м (кол-во)

- теннисный мяч (сидя)

…………………..(стоя)







10. Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м

- левой рукой


- правой рукой

И.п.стоя, сидя, лежа (нужное подчеркнуть). Фиксация взгляда по средней линии








11. Лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (кол-во раз)

- правая нога


- левая нога







12. Лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (время)

- правая нога


- левая нога







Итого:









4. Работа с семьей.

1. Рекомендации по выполнению упражнений на укрепление крупной и мелкой мускулатуры опорно-двигательного аппарата; развитие общей и мелкой моторики.

2. Контроль за осуществлением профилактических лечебных процедур с специализированных медико-социальных учреждениях.

3. Консультирование у педагога-психолога ДОУ (по запросу родителя).

4. Консультирование по актуальным вопросам физического развития ребёнка.


5. Используемая литература:

1. «Физическая культура в дошкольном детстве» Пособие для инструкторов

физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни.

Н. В. Полтавцева, Н. А. Городова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физ-культурой

с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Совет-ский спорт,

1991.– 56 с.

3. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортив-ная

медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.

4. Л.С. Сековец «Комплексная физическая реабилитация детей дошкольного

возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития. 2008 №5.

5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов

дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.:

МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011г.

6. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV

вида ( для слабовидящих детей) (чсли-сад-начальная школа). Под редакцией

Л.И. Плаксиной.-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 1997г.



Разработчик программы (ведущий специалист)

Каменскова С.С., инструктор по физической культуре МБДОУ № 85.













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Каменскова Светлана Сергеевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства