Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Задачи:
1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.
2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер. Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.
3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.
Организация и содержание деятельности. Программа “Вундеркинд” рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей 6-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (графический диктант, тест Керна-Йерасека и др.).
Развивающий блок основан на сочетании развивающих программ Н. И. Гуткиной, программы «От рождения до школы» под ред. Веракса., программа развивающих занятий для старших дошкольников «Лаборатория профессора Ума» М.Р.Григорьевой, коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа».
Консультативный блок. Данный блок составляют 2 направления: Работа с родителями через проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия. Работа со смежными педагогами-специалистами через индивидуальные консультации, открытые занятия.
Методический блок: оформление документации, оформление кабинета, участие в педагогических и методических советах, плановых совещаниях, родительских собраниях.
Характеристика участников программы: участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группы 6-7 лет, а также родители и смежные педагоги-специалисты.
Связь с родителями и смежными специалистами осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных и групповых консультаций и бесед. В ходе такого общения родители и специалисты имеют возможность познакомиться с основными параметрами развития ребенка, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
Методические основания развивающей программы
Программа была обсуждена и принята на заседании педагогического совета дошкольного учреждения. Для проведения программы было получено разрешение на проведение занятий от администрации детского сада, родителей воспитанников и согласие самих детей.
Данная программа состоит из 56 занятий и рассчитана на срок 7 месяцев. Занятия проводились в соответствии с составленным в учреждении расписанием. Каждое занятие длится от 30 минут до 35 минут в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, более конкретных задач каждого занятия.
Комплексная система развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
5. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
7.Домашние задания для работы с родителями и с целью получить информацию о ребенке, их семейных отношениях, используя такие проективные методики как «Нарисуй семью», «Нарисуй свой страх», «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.
Ожидаемые результаты
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания, а также появляется внутренняя позиция я - школьник. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста »
Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Задачи:
1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.
2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер. Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.
3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.
Организация и содержание деятельности. Программа “Вундеркинд” рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей 6-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (графический диктант, тест Керна-Йерасека и др.).
Развивающий блок основан на сочетании развивающих программ Н. И. Гуткиной, программы «От рождения до школы» под ред. Веракса., программа развивающих занятий для старших дошкольников «Лаборатория профессора Ума» М.Р.Григорьевой, коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа».
Консультативный блок. Данный блок составляют 2 направления: Работа с родителями через проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия. Работа со смежными педагогами-специалистами через индивидуальные консультации, открытые занятия.
Методический блок: оформление документации, оформление кабинета, участие в педагогических и методических советах, плановых совещаниях, родительских собраниях.
Характеристика участников программы: участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группы 6-7 лет, а также родители и смежные педагоги-специалисты.
Связь с родителями и смежными специалистами осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных и групповых консультаций и бесед. В ходе такого общения родители и специалисты имеют возможность познакомиться с основными параметрами развития ребенка, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
Методические основания развивающей программы
Программа была обсуждена и принята на заседании педагогического совета дошкольного учреждения. Для проведения программы было получено разрешение на проведение занятий от администрации детского сада, родителей воспитанников и согласие самих детей.
Данная программа состоит из 56 занятий и рассчитана на срок 7 месяцев. Занятия проводились в соответствии с составленным в учреждении расписанием. Каждое занятие длится от 30 минут до 35 минут в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, более конкретных задач каждого занятия.
Комплексная система развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
5. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
7.Домашние задания для работы с родителями и с целью получить информацию о ребенке, их семейных отношениях, используя такие проективные методики как «Нарисуй семью», «Нарисуй свой страх», «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.
Ожидаемые результаты
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания, а также появляется внутренняя позиция я - школьник. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.
Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.