Просмотр содержимого документа
«Жизнь без конфликтов»
Внеклассное занятие для подростков «Жизнь без конфликтов»
I Введение.
Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхнуть камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми как лезвие бритвы, краями.
А может случалось, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки? Когда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, вы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства обычно могут испытывать подростки, когда маленькая проблема становится большой неприятностью.
Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы, почувствуя неудобство, вытащим его оттуда, - нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Очень часто в том, что в ботинке появился камушек, мы начинаем обвинять других.
У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтом. Он как маленький камушек в ботинке, мешает нам идти дальше. Как правильно выйти из него? Как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?
Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступать друг другу дорогу на узком мосту.
Послушайте небольшой сказ.
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Попробуйте ответить на вопрос - что же здесь произошло?
А что такое - конфликт, как вы думаете?
Точное определение понятия конфликтдаст нам психолог.
II. Основная часть.
Определение «конфликта»
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома с родителями, в школе с учителями и одноклассниками, на улице, в магазине… Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершеннее о незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. В современном обществе трудно избежать конфликтов.
1.2. Мозговой штурм «Причины конфликтов».
А сейчас прошу вас разделиться на три группы и выделить не менее пяти причин, по которым происходят конфликты между учениками и учителями с точки зрения учеников и учителей.
(работа в командах, далее высказывания каждой группы)
1.3. Тест «Стили разрешения конфликтов»
Люди неизбежно будут конфликтовать и не соглашаться друг с другом. Это, как повторял Карлсон, «дело житейское», но отнюдь не повод для ссор.
В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль, стратегию поведения. В конкретной ситуации стиль поведения определяется тем, насколько важно для нас удовлетворить собственные интересы, действуя пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Сейчас я вам предлагаю поработать с тестом для определения вашей индивидуальной стратегии поведения в конфликте.
1.4. Стратегии поведения в конфликте (сопровождается показом слайдов), интерпретация теста.
Предлагаю по заполненной таблице подсчитать баллы. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у человека тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте – стиль, используемый часто, и т.д. до последнего – наименее характерного.
СОПЕРНИЧЕСТВО (КОНКУРЕНЦИЯ) Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем.
Стиль конкуренции,соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:
-исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
-обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
-чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
-должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.
ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ) Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
-источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
-знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
-у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
-хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
-пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
-у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
КОМПРОМИСС Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
-обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
УЛАЖИВАНИЕ Стиль приспособленияможет быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
-важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
-предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;
-считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
- осознаете, что правда не на вашей стороне;
- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
СОТРУДНИЧЕСТВО Стиль сотрудничестваможно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
-у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Как мы видим, преимущественно подростки используют жесткий стиль поведения. К чему же это может привести?
(Статьи Уголовного кодекса)
Анализ ситуаций.
Предлагаю участникам семинара снова поработать в группах. Я вам предлагаю разобрать конфликтные ситуации, которые нужно инсценировать,проанализировать и найти эффективные пути выхода из них.
Вопросы и задания для анализа ситуации:
1. Основные причины возникшего конфликта.
2. Определите в ситуации момент, когда можно было предупредить ее переход в конфликт.
3. Что помешало сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...)?
4. Варианты отношений ученика и учителя после конфликта.
Как предупредить конфликт?
Предлагаю группам разработать свои варианты предупреждения конфликтных ситуаций.
Работа с памяткой.
Памятка.
Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
Выслушать спокойно все претензии партнера.
На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
Попытаться заставить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
Извиниться, если в чем-то действительно не прав.
Заключительное слово.
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным. «Живи с людьми так, чтобы твои друзья
не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор)
Ситуации.
Маша всегда была в классе «яркой» личностью. На урок географии она приходила как на праздник, ведь это ее триумф. Перед уроком подошли трое мальчишек из класса и пожаловались, что не готовы к уроку. Маша заверила их, что урока сегодня не будет. Она дождалась, когда в класс вошла Елена Петровна, и демонстративно встала. Елена Петровна смерила девочку холодным взглядом и сказала:
– Звонарева, ты ничего не забыла надеть, когда собиралась в школу?
- Да нет, а что, что-то не так? – отпарировала Маша.
- А ты считаешь прилично приходить в школу без юбки?
- Ну, это уже мое дело, я же не говорю вам, во что вы одеты.
- Выйди из класса, - ледяным тоном произнесла Елена Петровна.
- А мне и здесь неплохо.
- Тогда уйду я, - сказала учительница.
- Ваше право, если вам так хочется – уходите.
Елена Петровна направилась к двери.
Педагог сообщает детям:
- Так, сегодня никто никуда не уходит. Будет беседа с инспектором центра занятости.
Тут один подросток заявляет:
- У меня сегодня соревнования по футболу в школе, мне нужно уйти.