Тема: «Учимся жить без конфликтов»
Цель: Формировать навыки эффективного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Задачи: Развивать навыки конструктивного разрешения конфликта; показать, что такое конфликт между людьми. Выработать навыки разрешения конфликта. Воспитывать культуру поведения.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы работы: игра «Теплый круг», ситуационные задачи, обсуждение прочитанного, отработка навыков.
Ход урока
Терпеть. И верить -
все на свете прекрасны -
взрослые и дети,
коты, собаки и медведи,
и сослуживцы и соседи.
Терпимость -
наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас!
(Лит Хейн)
I. Орг. момент
II. Психологический настрой
Игра «Теплый круг»
Дети встают в круг, держась за руки. «Почувствуйте себя частью одного большого целого, где у каждого из нас есть свое место, своя роль и задачи. Закройте глаза, а теперь каждый мысленно пожелает всем стоящим в кругу что-нибудь хорошее и доброе».
III. Основная часть.
- Ребята, кто может объяснить, что такое конфликт?
Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон, по какому – либо поводу. Это могут быть различные цели, интересы и желания либо различные способы их достижения.
Каждый из нас является частью коллектива, мы все общаемся между собой и порой, вспыхивают ссоры, конфликты.
Для того чтобы избежать конфликта существуют правила предупреждения конфликтов.
IV. Работа в группах
- Дети делятся на две группы, каждой группе раздается ситуация, над которой необходимо поработать.
Конфликтная ситуация № 1
- Для учителя день начинался обычно. Дежурные подготовили кабинет. После звонка учитель вошел в кабинет. Но что это? Все дети сидели в шапках и куртках, хотя сидеть в верхней одежде категорически запрещалось. Учитель возмутился. Назревал скандал. Все ждали от учителя действий. Одни с опаской, другие – с интересом. Но это длилось недолго. Учитель вышел из кабинета, через минуту вошел в верхней одежде и продолжал вести урок. При закреплении нового материала учитель стал задавать неожиданные и сложные вопросы. На лицах школьников появилась испарина. Некоторые попытались снять шапки, но учитель запретил, вежливо попросив сделать это после урока. Дети ждали звонка как спасение. После звонка все побежали в раздевалку.
Вопросы для первой группы:
- Правильно ли повел себя учитель в данной ситуации?
- Были ли дети правы, поступив таким образом?
- Можно ли сказать, что учитель предотвратил конфликт?
- А если бы учитель повел себя иначе, что могло бы получиться?
Конфликтная ситуация № 2
- Ученик седьмого класса, Амир, плохо успевает в учебе, раздражителен и груб в общении с учителем. На одном из уроков мальчик мешал другим ребятам выполнять задания, бросал в ребят бумажки, не реагировав на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Амир так же отреагировал, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставив весь класс после уроков. Это естественно привело к недовольству ребят.
Вопросы для второй группы:
- Почему дети дерзко отказались оставаться после уроков?
- Какую ошибку допустил учитель?
- А как вы бы себя повели в данной ситуации, будь вы на месте учителя?
Жизнь невозможно прожить без конфликтов, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Нужно учиться вовремя, распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее друг к другу. И всегда помните слова из этого стихотворения.
V. Обсуждение прочитанного:
Терпеть. И верить -
все на свете прекрасны -
взрослые и дети,
коты, собаки и медведи,
и сослуживцы и соседи.
Терпимость -
наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас!
- Чему учит нас стихотворение?
- Какие слова на ваш взгляд являются главными в этом стихотворении?
VI. Отработка навыков
Разыгрывание ситуации: «Два человека идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном расстоянии от себя белый гриб …» (дальнейшее действие)
Первая группа: ситуация с конфликтом.
Вторая группа: разрешение ситуации мирным путем.
VII. Обсуждение:
- Почему в первом случае случился конфликт?
- Что можно сказать во второй ситуации про человека, который первым уступил, тем самым предотвратив конфликт, который был в первом случае?
VIII. Рефлексия:
- Что такое конфликт?
- Правила предупреждения конфликта?
- Что на ваш взгляд было полезным на уроке?