Просмотр содержимого документа
«Жизнь без конфликтов»
Тема: «Жизнь без конфликтов»
Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи урока:
Образовательная – усвоение учащимися понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть стадии конфликтного взаимодействия. Разобрать способы поведения в конфликтных ситуациях.
Воспитательная – создание благоприятного нравственно-психологического климата, толерантных межличностных отношений в коллективе детей.
Развивающая – Формирование навыков межличностного общения в коллективе, способствующие предупреждению возникновения конфликтов.
Ход занятия.
Воспитатель: Притча о гвоздях. Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.- Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей).
Правильно, о конфликтах. И как правильно выходить из сложившейся ситуации. Тема нашего занятия: «Жизнь без конфликтов»
Сегодня вы узнаете, что такое конфликт, рассмотрите разновидности конфликта и способы разрешения конфликтов. Также мы с вами выработаем правила поведения в конфликтных ситуациях.
Социальный педагог: Что же такое конфликт в вашем понимании? Учащиеся дают ответы. И записывают их на доске. Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Ребята конфликт — это инструмент, а конфликтная ситуация — это среда, в которой может быть применен конфликт. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон
Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (ответы учащихся)
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.
Конфликт определяется его участниками, условиями возникновения, действиями и исходом, то есть конечным результатом. Существует даже наука – конфликтология, и актуальность ее постоянно возрастает.
Виды конфликтов: 1. Внутренний конфликт или внутриличностный. Его можно назвать – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. 2. Межличностный конфликт. Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Очень распространенный среди конфликтов – неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки. Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. 3. Межгрупповой конфликт. 4. Политический конфликт.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Конфликт». Вопросы для беседы: – о чём этот мультфильм? – может ли обычный конфликт дорасти до вооружённого? – с какими событиями из жизни нашей страны можно связать этот м/ф? Ответы детей. Воспитатель: Ребята как вы считаете, что является залогом успешного разрешения конфликтов? (ответы учащихся)
Давайте с вами попробуем разработать правила успешного решения конфликтов. (Создание памятки)
Памятка ученикам (примерный вариант)
Формула успешного решения школьных конфликтов
1. Доброжелательность.
2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
3. Тактичность.
4. Разговор, по существу.
5. Поиск компромисса
6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
7. Соблюдение чужого персонального пространства
8. Правильный выбор роли
9. Умение слушать и слышать друг друга
10. Справедливость.
III. Закрепление.
Итак, сегодня мы познакомились с такими понятиями как «конфликт» и «конфликтная ситуация», «инцидент». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.
Памятка для подростков (выдает соц.педагог ). Не стремитесь возвышаться во что бы то ни стало. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуя, чаще улыбайтесь. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других. Умейте вовремя остановиться!
Итог занятия. Рефлексия.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным?
Понравилось ли вам занятие?
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова. “Гляжу свысока на обиду, теряю обиду из виду”.