Занятие с элементами тренинга «Детям, которым нужна помощь»
Занятие с элементами тренинга «Детям, которым нужна помощь»
Содействие оптимизации взаимодействия подростков и родителей, повышению родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Детям, которым нужна помощь»»
Занятие с элементами тренинга
«Детям, которым нужна помощь»
Цель: оптимизация взаимодействия подростков и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.
Задачи: повышение психологической культуры родителей; обучение умению изменять и преодолевать возникающие проблемные ситуации с детьми; поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций.
Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка и активизация процесса восприятия родителями своей роли в семье, ответственности за воспитание ребенка.
Формы и методы работы:
*мозговой штурм
*диалогизация
* групповая дискуссия
*проективные методики
* практические упражнения
*рефлексия
Прогнозируемый результат:
1.Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимопонимания с детьми.
2.Овладение родителями навыками конструктивного взаимодействия с детьми.
Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья - мощное средство воспитания. То каким вырастет ребенок, во многом зависит от предпочитаемого типа воспитания в семье.
Одной из проблем семейного воспитания является недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей, неумение справляться, решать возникающие в процессе взросления трудности в поведении, учебе, общении.
Наверное, все слышали пословицу: «Воспитывай ребенка пока он поперек кровати лежит». Достигая подросткового возраста, у взрослых остается последняя возможность повлиять на формирование личности, характера, установок ребенка. Именно в подростковом возрасте происходит формирование собственного образа «Я».
Семья, является главным «барьером» преграждающим дорогу к формированию различных девиаций (отклонений) в развитии, но к сожалению не всегда и не все могут решить эту проблему самостоятельно.
Поэтому в семьях нередко возникают детского - родительские конфликты,
а постоянное непонимание, неудовлетворенность в общении служит источником психологической травматизации всех членов семьи.
На сегодняшнем мероприятии хотелось бы помочь родителям сохранить понимание, контакт с ребенком, лучше понимать себя в конфликтных ситуациях. Научиться переосмысливать и преодолевать трудности взросления детей, стараясь избежать трудностей взросления и вырастить здоровых и счастливых детей.
Организационный момент.
Родителям предлагается сесть в круг и принять правила работы в группе.
Правила:
1. «Здесь и сейчас»
2. «Искренность в общении»
3. «Правило «стоп».
4. «Я-высказывания»
5.»Конфедециальность»
1 упражнение «Энергизатор» (5 мин.)
Цель: знакомство и активизация участников для работы.
Участникам предлагается назвать 1 качество, характерное (отличное от других) для его семьи.
(веселая, ответственная, конфликтная, трудолюбивая, доверчивая и т.д).
*Рефлексия. Как вы думаете, почему именно такое качество вы назвали?
2 упражнение «Кто Я?» (15 мин)
Цель: определение (осознание)своей социальной роли, приоритетов.
Каждый участник получает индивидуальную карточку и отвечает на вопрос до 7 раз. По окончанию карточки анализируются участниками (ранжирование своей социальной роли, приоритетная роль).
*Рефлексия.
3упражнение « Ассоциации» ( 10 мин.)
Участники сидят в кругу, им предлагается по очереди назвать быстро ассоциацию (первый пришедший образ к фразе).
1.Если семья-это строение, то оно какое?
(прочное, высокое, недоступное, старое ? разрушенное, крепость, деревенский домик. многоэтажное здание и тд.)
2.Если семья это музыка, то она какая?
(классическая, веселая, грустная, медленная и грустная, динамичная, танцевальная, рок и т.д.)
3.Если семья –это фильм, то он о чем? Какой?
(название фильма можно; жанр: комедия, трагедия, мелодрама, ужасы, боевик, юмористический, исторический и тд.).
4. Если семья –это геометрическая форма, то какая?
(выбор для родителей: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг).
5.Если семья –это настроение, то оно какое?
(грустное, бодрое, лиричное, меланхоличное, боевое, радостное, переменчивое, стрессовое и т.д.).
*Рефлексия. Обсуждение ответов.
Что вы чувствовали когда делали ассоциацию? Как вы думаете почему именно такой выбор ваш?
Цель: определение и осмысление трудностей плохого поведения в период взросления.
Родителям необходимо выделить особенность поведения, черту, которая приносит наибольшее количество нареканий, беспокоит больше всего. НА отдельных листочках(карточках) родители пишут проблему возникающую с ребенком(конфликтная ситуация: дерзит, ложь, неряшивость и т.п.).Затем по окончании заполнения всеми участниками, листы кладутся в один «черный ящик» и по очереди вытаскивают одну чью-либо проблему и пытаются ее решить своим привычным способом. В результате озвучивания, каждый участник высказывает свой метод решения определенной проблемы. Обсуждение. Нахождение наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций с детьми.
*рефлексия.
Приложение1
«Поведение-мишень»
№ п/п
Поведение
Наличие проблемы
1
Берет чужие вещи
2
Перебивает взрослых, дерзит
3
Пререкается
4
Все время крутится, не сидит спокойно
5
Постоянно жалуется
6
Обзывается, оскорбляет других
7
Боится отвечать на уроке
8
Предпочитает быть один
9
Трудно сходится с другими ребятами
10
Не выполняет обязанности по дому
11
Общается на повышенных тоннах, криком
12
Часто врет, обманывает
13
Обвиняет других в своих поступках
14
Часто сочиняет, придумывает оправдания поступка
15
Выполняет просьбы за вознаграждения, деньги
16
Часто спорит, не слушается
17
Не имеет друзей
18
Имеет мало друзей
19
Сквернословит
20
Постоянно переживает
21
Другое
5 упражение «Никто не знает что…» (5-7 мин)
Цель: эмоциональное сплочение в группе, сокращение дистанции в общении.
Участники садятся в круг и по очереди завершают фразу о своей семье, ребенке или традиции в семье : «Никто не знает что..».
6 упражение «Всесенная моего Я» (15 мин.)
Цель: осознание эмоциональной близости, значимости близких, их роли в вашей жизни.
Родителям предлагается на альбомных листах представить и нарисовать себя в виде «Планеты» в галактике, рядом с которой располагаются другие (разные по размеру, цвету, удаленности или похожие на вашу планету) планеты вашей галактики. У каждой планеты своя жизнь, своя форма, размер ,свое назначение (подписать названия планетам ,№ порядка изображения планет).эти планеты ваша семья, близкие люди. Определите степень удаленности от центра вашей планеты.
*рефлексия.
Какие затруднения вызвало это задание?
Какие мысли, чувства при этом вы испытывали? На примере одно рисунка анализируются остальные участниками(рассказ о своей «Галактике» по желанию участников).
Цель: самодиагностика и самоанализ сложившихся внутрисемейных взаимоотношений. Определение соотношений «Я-реального и Я-идеального» с идентифицируемыми образами (ролями) в семье.
Каждому участнику дается бланк «Перевоплощение», в котором родители заполняют образы референтной группы, себя.
Ведущий: Мы живем, постоянно взаимодействуя друг с другом, окружающими, особо тесно это происходит в семье. С каждым человеком у нас складываются определенные взаимоотношения, мы воспринимает каждого определенным, особым образом и соответственно выстраиваем с ним отношения. Давайте определим вашу референтную группу (родственники, близкие значимые люди) заполняя таблицу, перевоплощая каждого определенным образом в символ. Обращая внимание(для каждого референта) я-реальный, тот которым он является сейчас в действительности и я-идеальный, к которому «идеал» мы стремимся, хотели бы быть ,видеть.
Например : если я был сказочным героем ,то каким именно и тд.?
*рефлексия.
Соответствует в большинстве образов ваше Я-реальное с Я-идеальным? Какую социальную роль несет для вас каждый участник «перевоплощения»?
Приложение 2
Приложение 2
«Перевоплощение»
Семейные образы:
Дере-во
Живо-
тное
Цветок
Сказоч-
ный герой
Артист цирка
Цвет
«Я – реальный»
муж/жена
сын/дочь
бабушка/дедушка
сестра/брат
свекор/свекровь
тесть/теща
«Я – идеальный»
8 упражение «Хорошо или плохо» (10 мин)
Цель: определение сложившихся стереотипов воспитания детей.
Участникам предлагается подумать и закончить фразы:
1. «Быть родителем трудно, потому что..»
2. «Быть родителем хорошо, потому что..»
3. «Быть матерью трудно ( хорошо) потому что ..»
4. «Быть отцом трудно, сложно (здорово, хорошо) потому что..»
Участники заканчивают по очереди фразы.
*рефлексия.
Что доставляет вам наибольшую радость в общении с ребенком?
Почему не всегда легко вам общаться с вашим сыном (дочерью)?
Какие чувства вы испытывали при составлении ответов?
Какой самый важный совет самому себе вы можете дать?
Получение обратной связи.
9 упражнение « Семья в лучах солнца» (5-7 мин) звучит мобилизирующая музыка.
По окончании занятия все участники отставляют (каждый участник пишет на лучах солнца-символа семьи) на листе (ватман, изображение лучистого солнца) свои пожелания семье, детям, себе.
Заключительное слово ведущего:
Ребенка можно сравнить с зеркалом. В нем отображается все то, что он получает извне. Если детей в семье одаривают любовью, то и они ее излучают на окружающих, возвращают. Если дети получают негативные эмоции и чувства ,то это они и проецируют вокруг. Говорите чаще ласковые слова, слова любви ребенку, чаще обнимайте и искренне спрашивайте о его проблемах, о прошедшем дне, его друзьях. Дети должны всегда точно знать-что бы ни случилось в их жизни с ними, семья всегда будет рядом, будет поддержкой, поймет его ,примет. Он - единственный и неповторимый!
Желаю ВАМ успехов и крепкой, дружной семьи, гармоничных отношений с детьми, в семье.
Анкета обратной связи:
Оцените пожалуйста, по пятибальной шкале:
Актуальность тренинга
Доступность полученной информации
Возможность применить полученные знания на практике
Ваши пожелания и предложения
Литература
Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. – Волгоград:Учитель, 2007.