Разработка занятия с элементами тренинга «МЫ ОДНА КОМАНДА»
Программное содержание
Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения школьного коллектива. Развитие ответственности и вклада каждого ученика в решении общих задач. Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов занятия.
Актуальность
Невозможно сделать всю работу одному: время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться., возможность увидеть., возможность услышать., возможность ощутить., возможность испытать., возможность стать., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, сегодня я проведу для вас занятие с элементами тренинга на сплочение классного коллектива. Цель нашего занятия - это сплочение классного коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Как вы думаете, ЧТО ТАКОЕ СПЛОЧЕНИЕ? (ответы детей)
Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих побед и вершин.
Начнем наше занятие с упражнения «Какой я?».
Учащимся предлагается по кругу назвать свое имя, а к нему добавить качественную характеристику своей личности, начинающуюся на ту же букву. Например: Анна - аккуратная, Дима – добрый и т. д.
Для того чтобы продолжить занятие нам необходимо обсудить правила работы в группе, которые я вам хочу предложить:
(Обсуждение правил работы в группе
Психологом устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Пробила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.)
Список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Высказывайся от своего имени.
Безоценочность суждений.
Активность.
Правило «стоп».
Конфиденциальность.
(Ребята вы согласны с этими правилами)
После принятия правил, мы продолжим с вами наше занятие. Следующее упражнение называется «ПК»
Материалы: карточки с буквами.
Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита. Ведущий предлагает всем представить, что они – буквы клавиатуры. Ну и конечно же на ней можно набирать различные слова, которые будут отражаться на мониторе. Для этого «клавиши» должны по очереди вставать и называть свою букву. Возьмем, слово «дом». Чтобы его напечатать, должен вначале встать учащийся, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и, наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее. они справятся с заданием, тем лучше.
Урок, дружба, школа, ученик, коллектив, мы одна команда
Буквы: а, б, д, у, р, ж, ш, к, о, л, н, и, м, п, ч, е, ы, т, в
(молодцы, вам понравилось это задание?)
А теперь мы переходим к упражнению «Автопортрет»
Кто знает, что такое автопортрет (ответы детей).
Да действительно – это описание самого себя.
Материалы: листочки на каждого участника.
П.: Вы, уже довольно продолжительное время, учитесь вместе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете своих одноклассников.
На листочках запишите 5-10 характеристик отражающих вас. Нельзя указывать на внешние характеристики, по которым другие ученики смогут вас быстро узнать. Можно написать черты вашего характера, ваши привычки.
Психолог собирает листочки, перемешивает и зачитывает по очереди написанные характеристики, а учащиеся должны отгадать, о ком идет речь.
П.: Что вы чувствовали, когда я зачитывала вашу характеристику? А когда ваши одноклассники отгадывали, что это вы? Каждый из вас составил свой автопортрет, а каков же портрет вашего класса?
Проведение упражнения «Портрет класса»
П.: А каков же ПОРТРЕТ КЛАССА? Попробуем его составить. Вы должны назвать несколько прилагательных (на какие вопросы прилагательное отвечает), чем интереснее они будут, тем содержательнее и красочнее будет его портрет.
Наш класс………
У нас в классе много…….
Все мы в классе….
Наш самый главный….
Мы любим ……….
Пусть наши сердца ……….
Пожелаем нашему. ….классу,…….радости,……. дней,. успеха и…. сплоченности! Да здравствует наш.. класс!
Да, действительно замечательный портрет у нас получился.
Проведение беседы
П.: Ребята ответьте мне пожалуйста на вопрос:
«С кем бы вам хотелось быть рядом: со школьным другом или с человеком, который никогда не придет на помощь, не спросит: «Как дела?», не подскажет на уроке, не поговорит с тобой на перемене?» (ответы учащихся)
Конечно, ответ ясен- с другом.
Оглянитесь, нас - человек. И каждый хочет, чтобы у него был друг. Нет такого
человека, который смог бы всю жизнь прожить один. Нам повезло: у каждого из нас
в классе может быть ни один друг, а много друзей. И это прекрасно!
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный.
У. Шекспир
Золотые слова написал когда-то Уильям Шекспир. За столько времени ценность дружбы не изменилась.
Скажите, а что необходимо для настоящей дружбы? (общее дело, похожие интересы и
др. ответы ребят)
Какие качества должны быть у настоящего друга? (честность, терпимость, уважение и др. ответы ребят)
А какими качествами должен обладать дружный классный коллектив?
Как вы думаете можно такие правила в классе назвать успешными при общении друг с другом в классе;
Запрещается оскорбление и унижение другого человека!
Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!
Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!
Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!
Не критикуй другого при всех. Выскажи ему свое мнение наедине.
Будь доброжелателен, приветлив.
Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому!
Ну а сейчас давайте мы с вами проведем небольшую разминку.
Упражнение «Паровозик»
Описание упражнения: ведущий предлагает участникам передвигаться по комнате с закрытыми глазами друг за другом, держась за плечи товарищей. На пути у первого участника можно ставить импровизированные препятствия.
(Упражнение способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доверия.)
Молодцы присаживаемся на свои места.
Проведение упражнение Коллаж «Дружба»
Описание упражнения: класс делится произвольно на команды по 5 человек, каждой команде выдается лист ватмана, а также пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике «Дружба». Ведущий объясняет задание и поясняет, что подразумевается под коллажом. Команды получают задание – составить коллаж «Дружба». После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы коллектива.
Почему вы выбрали ту или иную картинку?
Соответствует ли расположение ваших картинок так, как вам бы хотелось?
Чувствуете ли вы себя так в группе?
Были ли сложности при выполнении упражнения?
Видеоролик «ДРУЖБА»
Проведение упражнения «Доброе тепло»
П.: Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он - следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как класс дружно сработает. Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
Обсуждение
П.: Наше занятие подошло к завершению.
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы - единое целое, каждый из вас -важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы - одна команда! Вместе вы - сила!
П.: Ну и как всегда в конце любого занятия Рефлексия. Упражнение «Неоконченное предложение» (выполняет каждый участник по кругу).
Закончите предложения о сегодняшнем занятии:
- Я узнал сегодня новое, то что….
-Мне понравилось…
-Я хотел бы, чтобы мы …
-Мне нужно знать …
-Мне запомнилось…
- Я хотел бы взять для себя…
- я буду в классном коллективе соблюдать…
- Мои друзья.
-Наш класс самый…
- Мне хотелось, чтобы такие занятия…
П.: Спасибо вам большое, за наше сегодняшнее занятие, я надеюсь, что оно не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам из услышанного сегодня, пригодится. Спасибо всем за участие! До свидания.