Час общения элементами тренинга
Организационные аспекты: состав группы – не более 12 подростков;
Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги, бланки анкет.
Структура занятия:
1.Упражнение “ Знакомство ”
Цель - знакомство участников друг с другом, настрой на работу.
Каждый называет свое имя, настроение на данный момент и то, чего он ожидает от занятия.
Цель:
- Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни.
- Побуждать учащихся к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников.
Задачи
- Развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
- Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
- формирование навыка аргументированного отстаивания своей позиции на оказание помощи сверстнику.
2. Беседа о ПАВ Цель - информирование учащихся о веществах вызывающих зависимость.
Здоровье человека - основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место. Традиционно к вредным привычкам относят: неумеренное потребление алкоголя (пьянство) и курение. В последние десятилетия в число и попала наркомания. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.
1.Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки. Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни. Особого внимания заслуживает проблема пьянства среди подростков. Основными принципами, побуждающими их к первому знакомству с алкоголем, являются желание "быть как все" в компании друзей и просто любопытство. 2.Курение является тоже социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Что касается курения среди подростков. Основными причинами начала курения в детском возрасте и позднее можно считать любопытство, пример взрослых и друзей, влияние рекламы, кино, телевидения, баловство, желание не отстать от сверстников и боязнь оказаться немодным, несовременным. Некоторые начинают курить из-за переживаний, для повышения умственной активности, улучшения трудоспособности, для успокоения нервов, как совершенно напрасно им кажется. На самом деле — от нечего делать! 3. Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Любопытство — главный мотив употребления наркотиков в подростковом возрасте. Многие ребята впервые пробуют наркотики ради интереса: «О чем же так много говорят? Что же при этом испытывают?»
3. Мозговой штурм « Зачем люди употребляют ПАВ»
Цель- Оценка уровня информированности учащихся о веществах вызывающих зависимость, о вреде и воздействии их на организм человека, о последствиях их применения.
4. Упражнение: «Зависимость» (незаконченные предложения)
Цель - помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
Участникам необходимо продолжить следующие предложения:
1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я...
2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...
3.. Когда я наблюдаю, поведение зависимого человека, я понимаю, что...
4. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от ПАВ, это...
5.Как я понимаю, зависимость это...
(можно подготовить листочки с напечатанными предложениями и выполнить упражнение самостоятельно).
5. Упражнение «Письмо в редакцию» Цель - формирование навыка аргументированного отстаивания своей позиции на оказание помощи сверстнику.
Разделитесь на 3 группы: представьте, что каждая группа это – редакция молодежной газеты или журнала, в каждую редакцию пришло письмо от подростков разного содержания. Ваша задача написать ответ на письмо, способный, по вашему мнению, разрешить возникшую проблему. Затем каждая редакция зачитывает своё письмо и ответ на него .
- Уважаемая редакция! Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: « А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома. Что мне теперь делать? ( Катя 15 лет)
- Уважаемая редакция! У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними. Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком. Посоветуйте как? (Марина, 16 лет)
- Уважаемая редакция! Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем- то шепчутся, куда – то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев принимает наркотики и ей это нравится. Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действия ми испорчу наши отношения. Как мне поступить? ( Оля 14 лет)
Обсуждение: Легко ли было написать ответ на данное письмо? Что было самым трудным?
6.Анонимное анкетирование « Моё отношение к наркотикам» Цель - выявление отношения подростков к наркотикам и дальнейшей профилактической работы.
1.Приходилось ли вам пробовать наркотики _____________________
2. Как вы думаете, нужно ли в школе ввести специальный курс по профилактике наркомании?
__________________________________________________________
3. Как вы относитесь к подросткам, которые употребляют наркотики пока еще время от времени?
- сочувствуют –
- безразлично –
- осуждают –
4. Представляет ли наркомания опасность для ваших друзей?
- да –
- нет –
- затрудняются ответить –
5. Представляет ли наркомания опасность для подростков и молодежи нашего района?
- да –
- нет -
- затрудняются ответить –
6. Как бы вы поступили, если бы вам предложили наркотик?
- согласились бы взять –
- отказался –
- смотря по ситуации –
- смотря, какой наркотик –
7. Если из твоих знакомых кто-то начнет употреблять наркотики, сможешь ли ты ему помочь отказаться от них?
- да –
- нет –
- не знаю –
- не буду этого делать –
8. Как вы думаете, есть ли среди учащихся вашей школы подростки, употребляющие наркотики?
- да –
- нет –
- не знаю –
9. Как вам кажется, имеет ли смысл проводить различные антинаркотические мероприятия в вашей школе?
- да –
- нет –
7. Упражнение «Телеэфир» Цель - формирование позитивного отношения на сохранение своего здоровья, побуждать учащихся к сопротивлению вредным привычкам.
Представьте, что Вас пригласили на телепередачу, посвящённую профилактике наркомании, и сейчас вы можете обратиться к подросткам со словами, которые помогли бы ему не стать на путь наркомана или человека употребляющего ПАВ.
Обсуждение: Сложно ли было выполнять упражнение? Почему?
8. Упражнение « Выбери свой образ жизни» Цель - формирование позитивного отношения подростков к своему здоровью.
На доске вывешено 2 картинки с изображением:
- Я выбираю жизнь без ПАВ;
- Я выбираю жизнь, зависимую от ПАВ.
Учащиеся должны написать свое имя на листочке и приклеить возле того образа жизни, который они выбирают . (см. приложение 3)
9.Подведение итогов занятия (впечатления о встрече, что было наиболее полезно в течение работы, как может пригодиться то, что получили от нашей совместной работы, какие выводы вы сделали для себя на занятии).
Запомните - жизнь прекрасна!
Пусть маленькие радости раздуют все ваши неприятности,
Преодолевайте трудности всегда с трезвой головой.
Цените людей окружающих Вас!
Будьте честными сами с собой, осознавая свои проблемы, не загоняйте их внутрь
ПОМНИТЕ:
быть здоровым - значит быть физически и духовно полноценным человеком.
Здоровье это сокровище, которое нужно сохранять ежедневно.
А хорошее здоровье- это основа долгой и счастливой жизни.