kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа занятий с элементами тренинга по эпрофилактике агрессивного поведения у подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика агрессивного поведения у подростков. Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях. Задачи: 1) получить информацию об агрессии и агрессивном поведении; 2) расширить представление детей о своих психологических особенностях, 3) освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности. Стремительно, буквально за последние год-два подростковая агрессия из частно-семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И начинать решать ее надо в школе. Примеры реальных ситуации из школьной жизни. В одной школе мальчишки из шестого класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя "сильными". Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают. Ученицы пятого класса не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее. Но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают. Когда Зина пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, "кто здесь хозяин". Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая. Но все, же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика и против них может подговорить ребят... Классный руководитель пятого класса одной из школ маленького городка обратилась в психологу за советом. Дело в том, что ученики ее класса не умеют общаться. Они постоянно обзывают друг друга, дерутся. Новичкам достается особо: их не принимают в игры, не разговаривают с ними на переменах. Одной ученице этого класса просто так, "шутя", однажды разорвали учебник, который очень трудно достать - его нет в продаже. Некоторые родители уже подумывают о том, чтобы перевести своих детей в другой класс или даже в другую школу. Что же делать? Являются ли описанные ситуации типичными для нашей школы? Как можно решить подобные проблемы? (Обсудить с учащимися). Игра «Ассоциации». Участники получают инструкцию: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и произношу слово "тумбочка", то Петя (называете ученика, продолжающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово, например, "телевизор", а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: агрессия…» Слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре: это поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.п.). Причины агрессии могут быть разные. Возникновению агрессивных качеств способствуют: воспитание в семье с первых дней жизни ребенка, некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга. Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку. Рассмотрим более подробно акт агрессии. АГРЕССОР ЖЕРТВА ЗРИТЕЛИ Агрессивное поведение Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д. Жертва - тот, кому умышленно наносит вред агрессор. Зрители – наблюдают за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, прямо или косвенно помогают агрессору. Агрессивность - свойство личности, она является как результатом гене тической предрасположенности, так и влияния среды. Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими про явлениями: Прямая агрессия Косвенная агрессия • вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т. д.; • материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют. портят личное имущество и т. д. • физическая - когда дерутся, тол каются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.; • частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.); • полное игнорирование - бойкот; • другие виды психологического дав ления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.) Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен: • внешними событиями; • мыслями ("это несправедливо", "это специально подстроили", "мне это неприятно" и т. д.), формирующими твердую уверенность в их истинности; • эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть); • поведением других людей (поступки, высказывания). Чтобы дети сами научились различать причины агрессивного поведения, целесообразно предложить им заполнить до конца табл. 1 Таблица 1 Как отличить игру от агрессивного поведения? Игра, шутка Агрессия 1. Никому не обидно, весело ВСЕМ. 2. В игре принимают участие все. 3. Все участники соблюдают правила игры. 4. Все участники соблюдают права других Правила «Я запрещаю себя обижать!», которые помогут вам не стать объектом агрессии 1. Не бойся агрессора, держись уверенно. 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо. 3. Не груби в ответ и не дерись. 4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения; • твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; • пошути в ответ; • спокойно уйди (не убегай!); • обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам. Психотерапевтические задания Упражнение «Объект агрессии». Цель выполнения задания состоит в освоении социально приемлемого способа разрядки гнева и отреагирования негативных эмоций. Существует несколько вариантов выполнения задания. Мы приведём два из них. Вариант 1. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или по ступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. Послушайте, что говорит вам этот человек, что вы отвечаете. Прислушайтесь к своим ощущениям. Какие чувства испытываете? А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация? Что вы теперь слышите, чувствуете? Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. Глубоко вдохните 3-4 раза и откройте глаза. Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь? Обычно ребята говорят, что злость ушла, и даже стало жалко человека. Упражнение «Храм тишины» Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счёт семь закройте глаза. Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, на выражение их лиц, на их фигуры… Заметьте, что некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, на его скорость, шум... Гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поздороваетесь с этим человеком? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Большая вывеска его гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь в полной и глубокой тишине... Когда вы захотите покинуть это здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины», чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда! На счет семь медленно отрываем глаза. Глубоко вдохните, вы дохните. Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями. Изменилось ли ваше состояние? Упражнение «Поплавок в океане». Если вы почувствуете, что в стрессовой ситуации у вас возникает внутреннее напряжение, если вы опасаетесь потерять контроль над собой, вам поможет это упражнение. Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счёт семь закройте глаза. Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, карты, компаса, руля, весел... Вы движетесь туда, куда вас несут ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку воды под собой, поддерживающую вас... Прислушайтесь, какие другие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане. На счет семь медленно открываем глаза. Глубоко вдохните, выдохните. Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями. Рефлексия Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, мы с вами познакомились с понятиями: агрессия и ее видами, агрессивное поведение, акт агрессии и его участники. Научились выполнять психологические упражнения, помогающие снять напряжение, накопившуюся отрицательную энергию. Давайте зачерпнем из этого удивительного, волшебного круга чудесного опыта, который мы получили, то что нам пригодиться в жизни. Пусть этот опыт помогает вам в жизни бережнее относиться к окружающим, быть настоящим хозяином в стране своих чувств, учиться безвредным способам разрядки напряжения, гнева и отрицательной энергии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий с элементами тренинга по эпрофилактике агрессивного поведения у подростков »

Профилактика агрессивного поведения у подростков.


Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях.

Задачи: 1) получить информацию об агрессии и агрессивном поведении;

2) расширить представление детей о своих психологических особенностях,

3) освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности.

Стремительно, буквально за последние год-два подростковая агрессия из частно-семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И начинать решать ее надо в школе.

Примеры реальных ситуации из школьной жизни.

В одной школе мальчишки из шестого класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя "сильными". Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают.

Ученицы пятого класса не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее. Но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают.

Когда Зина пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, "кто здесь хозяин". Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая. Но все, же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика и против них может подговорить ребят...

Классный руководитель пятого класса одной из школ маленького городка обратилась в психологу за советом. Дело в том, что ученики ее класса не умеют общаться. Они постоянно обзывают друг друга, дерутся. Новичкам достается особо: их не принимают в игры, не разговаривают с ними на переменах. Одной ученице этого класса просто так, "шутя", однажды разорвали учебник, который очень трудно достать - его нет в продаже. Некоторые родители уже подумывают о том, чтобы перевести своих детей в другой класс или даже в другую школу.

Что же делать? Являются ли описанные ситуации типичными для нашей школы? Как можно решить подобные проблемы? (Обсудить с учащимися).

Игра «Ассоциации». Участники получают инструкцию: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и произношу слово "тумбочка", то Петя (называете ученика, продолжающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово, например, "телевизор", а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: агрессия…»

Слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре: это поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.п.).

Причины агрессии могут быть разные. Возникновению агрессивных качеств способствуют: воспитание в семье с первых дней жизни ребенка, некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга.

Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.

Рассмотрим более подробно акт агрессии.

АГРЕССОР ЖЕРТВА

ЗРИТЕЛИ

Агрессивное поведение

Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д.

Жертва - тот, кому умышленно наносит вред агрессор.

Зрители – наблюдают за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, прямо или косвенно помогают агрессору.

Агрессивность - свойство личности, она является как результатом гене тической предрасположенности, так и влияния среды.

Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими про явлениями:

Прямая агрессия

Косвенная агрессия

• вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т. д.;

• материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют. портят личное имущество и т. д.

• физическая - когда дерутся, тол каются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;

• частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.);

• полное игнорирование - бойкот;

• другие виды психологического дав ления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:

• внешними событиями;

• мыслями ("это несправедливо", "это специально подстроили", "мне это неприятно" и т. д.), формирующими твердую уверенность в их истинности;

• эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть);

• поведением других людей (поступки, высказывания).

Чтобы дети сами научились различать причины агрессивного поведения, целесообразно предложить им заполнить до конца табл. 1

Таблица 1

Как отличить игру от агрессивного поведения?

Игра, шутка

Агрессия

1. Никому не обидно, весело ВСЕМ.

2. В игре принимают участие все.

3. Все участники соблюдают правила игры.

4. Все участники соблюдают права других

1.

2.

3.

4.

Правила «Я запрещаю себя обижать!», которые помогут вам не стать объектом агрессии

1. Не бойся агрессора, держись уверенно.

2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.

3. Не груби в ответ и не дерись.

4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения;

• твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;

• пошути в ответ;

• спокойно уйди (не убегай!);

• обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.


Притча «Безвредная змея»

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камнями, таскать её за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».


Вопрос для обсуждения

1. В чем мораль этой притчи?

Комментарий

Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами, притча говорит о том, что каждая личность должна обладать определенной нормой агрессивности. В этом случае агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости.


Психотерапевтические задания

Упражнение «Объект агрессии». Цель выполнения задания состоит в освоении социально приемлемого способа разрядки гнева и отреагирования негативных эмоций. Существует несколько вариантов выполнения задания. Мы приведём два из них.

Вариант 1. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или по ступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него.

Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. Послушайте, что говорит вам этот человек, что вы отвечаете. Прислушайтесь к своим ощущениям. Какие чувства испытываете? А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация? Что вы теперь слышите, чувствуете?

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. Глубоко вдохните 3-4 раза и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

Обычно ребята говорят, что злость ушла, и даже стало жалко человека.


Упражнение «Храм тишины»

Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счёт семь закройте глаза.

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, на выражение их лиц, на их фигуры… Заметьте, что некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, на его скорость, шум... Гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поздороваетесь с этим человеком? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Большая вывеска его гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь в полной и глубокой тишине...

Когда вы захотите покинуть это здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины», чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда!

На счет семь медленно отрываем глаза. Глубоко вдохните, вы дохните.

Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями. Изменилось ли ваше состояние?



Упражнение «Поплавок в океане».

Если вы почувствуете, что в стрессовой ситуации у вас возникает внутреннее напряжение, если вы опасаетесь потерять контроль над собой, вам поможет это упражнение.

Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счёт семь закройте глаза.

Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, карты, компаса, руля, весел... Вы движетесь туда, куда вас несут ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность...

Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку воды под собой, поддерживающую вас... Прислушайтесь, какие другие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

На счет семь медленно открываем глаза. Глубоко вдохните, выдохните. Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.


Рефлексия

Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, мы с вами познакомились с понятиями: агрессия и ее видами, агрессивное поведение, акт агрессии и его участники. Научились выполнять психологические упражнения, помогающие снять напряжение, накопившуюся отрицательную энергию. Давайте зачерпнем из этого удивительного, волшебного круга чудесного опыта, который мы получили, то что нам пригодиться в жизни. Пусть этот опыт помогает вам в жизни бережнее относиться к окружающим, быть настоящим хозяином в стране своих чувств, учиться безвредным способам разрядки напряжения, гнева и отрицательной энергии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Сазонова Наталья Леонидовна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства