Занятие с элементами тренинга на тему "Детская агрессия"
Занятие с элементами тренинга на тему "Детская агрессия"
Введение
Психолог:
- Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать возникающие вопросы. Сегодняшнее наше занятие посвящено очень острой и важной теме – «Детская агрессия».
Сегодня первое занятие, которое поможет познакомиться с тренинговой формой работы. Для эффективной работы группы необходимо принять правила, например: «здесь и теперь», искренность, и открытость, конфиденциальность. Основная часть
Одним из наиболее распространенных запросов педагогу - психологу ДОУ со стороны воспитателей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности, агрессивности воспитанников. Организация психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции нарушений поведения дошкольников должна осуществляться со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, родителями и детьми. Данное занятие представляет собой встречу с элементами тренинга с воспитателями ДОУ, направленное на ознакомление с особенностями и способами коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Агрессивное поведение – одна из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
АГРЕССИЯ – это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт. (Слайд №1)
АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ: (Слайд №1)
1. Можно предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально или физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка, у ребенка эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.
2. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.
3. Часто агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, значит у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.
4. Одной из причин может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного поражения.
5. Причиной может быть ощущение тревоги и страха нападения, если ребенок неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, необходимо поговорить с родителями, объяснить их возможные причины и следствия такого поведения.
6.Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.
7.Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-то естественных желаний и потребностей ребенка (например в движении), не зная, что дети-дошкольники, не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Часто это приводит к косвенной агрессии: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. Е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах из-за неграмотности взрослых.
Каковы же виды агрессии? (Слайд №2 и 3)
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу и др.)
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).
- Давайте приведём пример на каждый вид агрессии. Упражнение №1 «Кулак»
Всем участникам предлагается разделиться на пары и выполнить следующее: один из участников сжимает кулак, а другой – пробует его разжать. (Слайд №4) Обсуждение:
- Испытывали ли вы сопротивление, когда пытались разжать кулак?
- Каким способом вы пытались это сделать?
- Какой способ эффективнее – давление или объяснение, уговоры?
- Каков внутренний смысл данного упражнения?
Психолог:
- Уважаемые коллеги, перед вами листы бумаги и написать на нём имя своего ребёнка (настоящего либо вымышленного) и 5 самых важных качеств, признаки отличающих вашего ребёнка, как агрессивного от других детей. ( Слайд №5) Упражнение №2 «Рисунки»
Психолог:
- Однако наши дети – такие замечательные и самые, самые.., иногда превращаются… Посмотрите на рисунки детей и скажите, приятно ли на них смотреть, и какой вывод можно сделать по каждому из представленных рисунков. (Каждому предлагается рисунок «Мой друг», где присутствуют ярко выраженные черты агрессивности. Участники встречи проводят анализ рисунка.)
Психолог:
Существуют разные Диагностические методы определения причин агрессивности. (Приложение №1) и всё же - КАК РАСПОЗНАТЬ АГРЕССИЮ (Слайд №7)
Психолог:
Мы знаем, что агрессия порождает ответную агрессию, Например, всем знакома картина перепалки в общественном транспорте, когда по пустяковому поводу разыгрываются целые баталии. Но ребенок этого еще не знает и может набить себе немало шишек в жизни. Поэтому нам, взрослым, стоит его предостеречь. Какова же наша стратегия? (Слайд №8)
Бывает, что мы нагрубим близкому человеку или сорвемся на ребенке. А нашего ребенка точно так же зачастую переполняют чувства возмущения, гнева, ярости. Пытаться держать их внутри опасно, это может негативно повлиять на здоровье. Ведь сильные негативные чувства сопровождает физическое напряжение мышц, выработка определенных гормонов, возбуждающих нервную систему. Сдерживая выражение гнева, мы удерживаем в постоянном напряжении наши мышцы, мы переполняем организм гормонами. С другой стороны, агрессивно себя вести тоже нельзя. Каков же выход?
Детям: дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью энергичных физических движений: (Слайд №9 и 10), взрослым: дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью расслабляющих движений: (Слайд№11).
Психолог:
- Итак, мы разобрали основные упражнения, притупляющие агрессию, А сейчас хотелось бы сформулировать основные методы коррекции агрессивного поведения для детей разного возраста.
Помогать ребенку справляться с агрессией должны все: родители, воспитатели, психолог. Каждое упражнение может усовершенствоваться, дополняться. У каждого психолога со временем накапливается арсенал собственных упражнений, творческих заданий, помогающих корректировать нежелательное поведение ребенка. Если импульсивная, спонтанная агрессия переходит в агрессивность как черту характера, родителям следует обратиться к психоневрологу, невропатологу. Итак, методы:
3-4 года (Слайд №12)
Психолог:
Давайте с вами составим таблицу рецептов избавления от гнева для педагогов и родителей (Приложение №2)
Упражнение №3.
Давайте с вами поиграем: Возьмите два листа А4, четыре любых предмета, принадлежащих конкретному вам, (не менее 3-х) и из них сделать свою страну, без себя. Потом из маленького (1\4 А4) листика сделать себя и найти себе место в своей стране. Вопросы:
Расскажите, что у вас за страна, и что значат ваши предметы? Где дом, работа?..
Куда и почему вы себя поставили?
Есть ли границы в вашей стране? Граница –это то, что отделяет вас от другой страны. Начертите границы, что вы хотите защитить? Где открыть и где закрыть?
Если границ нет, значит в ваш мир может проникнуть кто угодно и его разрушить.
Берем другой лист, это как будто другой мир:
с какой стороны вы его поставите?
Что там? Что вы чувствуете? Хорошо или тревожно?
Нарисовать, что ты видишь в другом мире? Дорогу проложи куда ты пойдешь и пойдешь ли вообще?
В конце нужно, обязательно вернуться в свой мир!!!!
Упражнение № 4. Из листика 1\2 А4, сделать свою злость…
И показать где она у тебя в теле живет? Какой вы её чувствуете? (часто место где показывают, является симптомом возможной болезни ( у меня горло). Если человек будет свою злость не проявлять, она выльется в болезни в этом месте. Познакомьтесь со злостью других, сталкивались ли вы с нею? Что ты делаешь, когда злишься? И как вы и на вас реагировали?
В конце попрощаться со злостью, как с частью себя, улыбаясь и принимая себя каким есть.)))))
Игра для фрустрации агрессии: Два человека (ребенка).
Лист А4 разделить пополам линией, у каждого по одному цветному карандашу, каждый рисует свои пушки на своей половине. Принцип: одной рукой держим лист, другой пытаемся стрелять на чужую территорию (линии и одновременно защищать чтоб вражеские пули не проникли на свою территорию). (Слайд №16)
Заключение – обобщение (Слайд №17)
Каждому участнику тренингового занятия выдаётся памятка, где указаны причины агрессивности и методы по устранению агрессивного поведения дошкольников.
2. Рефлексия (устная, по кругу):
- Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?
- Будете ли вы применять полученные знания? Где?
- Пожелания по дальнейшей работе тренинговой группы. (Слайд №18)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга на тему "Детская агрессия" »
-индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже уничтожение другого человека или группы
Детская агрессия
Причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста
Стремление занять лидерские позиции
Желание владеть предметом, которым владеют другие дети
Ревность
Замечание или наказание
Чувство голода
Повышенная утомляемость
Скука, желание привлечь к себе внимание
Давление родителей
Впечатлительность, эмоциональная нестабильность
Чувство неполноценности
Виды агрессии:Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань). - Давайте приведём пример на каждый вид агрессии.
Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу и др .)
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица .
Упражнение №1
Признаки агрессивного ребенка
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Часто ругается со взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Сваливает вину на других
Часто спорит со взрослыми
Теряет контроль над собой
Импульсивен (только в момент агрессии)
Часто дерется, стремится разозлить маму, педагогов
Не может адекватно оценить свое поведение
Имеет мускульное напряжение
Часто специально раздражает взрослых
Толкает, ломает, крушит все кругом
Завистлив, мстителен, раздражителен, винит других в своих ошибках
Имеет низкий уровень эмпатии
Упражнение №2 Рисунок «Мой друг» с признаками агрессии
КАК РАСПОЗНАТЬ АГРЕССИЮ
Мимическое выражение гнева включает в себя:
характерные сокращения лобных мышц и бровей,
брови опущены и сведены,
кожа лба втянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение
глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму,
взгляд фиксирован на источнике раздражения ( указывает, куда будет направлена агрессия),
губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии ;
старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губ (это является результатом социализации)
Стратегия окружающих по отношению к агрессивному ребенку
Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям.
Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Выход детям своей агрессивности
Скомкать и выбросить несколько листов бумаги
Нарисовать того, кого хочется побить, а затем заштриховать рисунок
Использовать физически силовые упражнения ( устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее побежит»
Полить цветы
Громко спеть любимую песню
Пометать дротики в мишень
Использовать «мешочек для криков»
Пускать мыльные пузыри
Подраться с подушкой
Упражнения, притупляющие агрессию
1.«Гора с плеч» .
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и отпусти. Сделай это 5-6 раз, и тебе станет легче.
3.«Врасти в землю»
Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны.
4.«Возьми себя в руки»
Как только ты почувствуешь что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть обхвати локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
– Ты – хозяин своих эмоций.
5.«Ты – лев»
Закрой глаза. Представь льва,
– сильного, уверенного в себе, мудрого и спокойного.
Он красив и выдержан, горд и свободен.
Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело.
Лев – это ты!
3-4 года
Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения
Рвем бумагу и делаем аппликацию. На лист акварельной бумаги или картона наносят контур простого изображение рыбы, гриба, цветка и др. Предлагают детям порвать листы цветной бумаги на мелкие кусочки. Изображение намазывают клеем и предлагают детям наклеивать кусочки цветной бумаги на изображение.
Делаем вазу. Основой может служить пластиковая банка или бутылка. Покажите детям, как разминать пластилин (предварительно разделив его на небольшие кусочки). Когда вся банка будет заклеена пластилином, прикрепите к ней бусинки, бант, бабочку из бумаги.
Рисуем чудовище ужасное. Предложите детям нарисовать очень страшное существо, дать ему название , рассказать где оно живет.
Физические методы
Деремся подушками. Предложите детям бой (3мин.) подушками. Они должны быть легкими, маленькими. .
Прыгаем с кочки на кочку. Дети по очереди прыгают с коврика на коврик, стараясь не оступиться.
Море и суша. Ребенок переступает из подноса с теплой водой в поднос с песком . По сигналу «Море» ребенок встает в воду, «Суша» - песок. Последним должен быть с водой, чтобы смыть песок, вытереть ноги и одеть носки
4-5 лет
1 .Творческие методы
Портрет обидчика. Предложите ребенку нарисовать портрет того, кто обижает. Когда портрет готов, уточните «Кто это?» и спросите, что ребенок хотел бы сделать с этим портретом. Исходя из ответов можно судить о степени агрессии ребенка, анализировать причины такого поведения.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Выпускаем пар. Предложите ребенку рычать так громко, как лев, а потом шипеть как змея. Повторить по три раза.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
Аппликация в подарок. Предложите ребенку пластмассовыми ножницами нарезать лист цветной бумаги на мелкие кусочки.
(см. 3-4 года)
Физические методы.
Физические методы.
Физические методы.
Физические методы.
Физические методы.
Физические методы.
Физические методы.
Физические методы.
Дождь из мыльных пузырей.
По сигналу психолога «Лови!» дети ловят мыльные пузыри, по сигналу «Прячься!»- стараются увернуться от них.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Комкаем и кидаем.
Предложите ребенку скомкать лист бумаги как можно плотнее и кинуть в корзину, который держит другой ребенок. По очереди выполняют упражнение.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Пройдем по веревке.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
Положите на пол веревку и завяжите одному ребенку глаза. Другой ребенок должен держать его за руку и вести по веревке. Выполнять по очереди.
5-6 лет
Творческие методы
Слушаем музыку. Дайте детям прослушать веселую музыку, грустную, спросите, что представлял себе пока музыка звучала.
Рисуем ковер. Дети по двое с разных сторон начинают пальчиковыми красками рисовать узоры на листе ватмана. Рисуют 3 мин. Другие дети продолжают. Если группа немногочисленная, дети по очереди рисуют разные элементы, а потом соединяют их в общий узор.
Физические методы. Съедобное – несъедобное. Взрослый объясняет правила игры, если он бросает мяч и называет что-то съедобное, мяч следует поймать, если нет – откинуть.
Передаем мячик. Дети лежат на
коврике, на спине, на вытянутых руках передаю мяч друг другу. Под музыку.
Танцуем, отдыхаем. Под музыку дети танцуют, по хлопку психолога – падают на подушки
Топаем, хлопаем гудим. Предложите детям одновременно топать.
Хлопать и гудеть УУУ.
Как только взрослый позвонит в колокольчик, прекратить .
6-7 лет
Творческие методы.
Слушаем звуки природы. Поставьте кассету с записью пения птиц, звуков воды, шума ветра. Попросите детей слушать музыку с закрытыми глазами. Потом спросите детей, что они представляли, когда слушали эту музыку.
Подбираем ассоциации. Психолог называет качество человека, а дети говоря, какие поступки совершает этот человек. Например «добрый» . Со всеми дружит никого не обижает, кормит птиц, и др.
2.Физические методы.
А на красное нельзя. На полу раскладывают листы цветной бумаги (как классики) - синие желтые зеленые красные. Ребенок на одной ноге должен прыгать на все листы, кроме красных.
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое детей с одной стороны и с другой изо всех сил жуют на надувной шарик. Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Дуем изо всех сил. Двое –трое
детей с одной стороны и с другой
изо всех сил жуют на надувной шарик.
Обойдем препятствия. На полу расставьте кегли, мячики, коробки. Одному ребенку завяжите глаза, а другой должен обвести его вокруг препятствий, пока звучит музыка .
Упражнение №3и№4
Обобщение
Итак, мы знаем что:
- агрессивность присуща всем людям;
- избавиться полностью от агрессивности невозможно;
- агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны;
- агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку;
- семья играет ведущую роль в формировании детской агрессивности;
- лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии – это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение