Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Введение
Психолог:
- Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать возникающие вопросы. Сегодняшнее наше занятие посвящено очень острой и важной теме – «Детская агрессия».
Сегодня первое занятие, которое поможет познакомиться с тренинговой формой работы. Для эффективной работы группы необходимо принять правила, например: «здесь и теперь», искренность, и открытость, конфиденциальность.
Основная часть
Одним из наиболее распространенных запросов педагогу - психологу ДОУ со стороны воспитателей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности, агрессивности воспитанников. Организация психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции нарушений поведения дошкольников должна осуществляться со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, родителями и детьми. Данное занятие представляет собой встречу с элементами тренинга с воспитателями ДОУ, направленное на ознакомление с особенностями и способами коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Агрессивное поведение – одна из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
АГРЕССИЯ – это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт. (Слайд №1)
АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ: (Слайд №1)
1. Можно предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально или физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка, у ребенка эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.
2. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.
3. Часто агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, значит у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.
4. Одной из причин может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного поражения.
5. Причиной может быть ощущение тревоги и страха нападения, если ребенок неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, необходимо поговорить с родителями, объяснить их возможные причины и следствия такого поведения.
6.Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.
7.Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-то естественных желаний и потребностей ребенка (например в движении), не зная, что дети-дошкольники, не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Часто это приводит к косвенной агрессии: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. Е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах из-за неграмотности взрослых.
Каковы же виды агрессии? (Слайд №2 и 3)
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу и др.)
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).
- Давайте приведём пример на каждый вид агрессии.
Упражнение №1 «Кулак»
Всем участникам предлагается разделиться на пары и выполнить следующее: один из участников сжимает кулак, а другой – пробует его разжать. (Слайд №4)
Обсуждение:
- Испытывали ли вы сопротивление, когда пытались разжать кулак?
- Каким способом вы пытались это сделать?
- Какой способ эффективнее – давление или объяснение, уговоры?
- Каков внутренний смысл данного упражнения?
Психолог:
- Уважаемые коллеги, перед вами листы бумаги и написать на нём имя своего ребёнка (настоящего либо вымышленного) и 5 самых важных качеств, признаки отличающих вашего ребёнка, как агрессивного от других детей. ( Слайд №5)
Упражнение №2 «Рисунки»
Психолог:
- Однако наши дети – такие замечательные и самые, самые.., иногда превращаются… Посмотрите на рисунки детей и скажите, приятно ли на них смотреть, и какой вывод можно сделать по каждому из представленных рисунков. (Каждому предлагается рисунок «Мой друг», где присутствуют ярко выраженные черты агрессивности. Участники встречи проводят анализ рисунка.)
Психолог:
Существуют разные Диагностические методы определения причин агрессивности. (Приложение №1) и всё же - КАК РАСПОЗНАТЬ АГРЕССИЮ (Слайд №7)
Психолог:
Мы знаем, что агрессия порождает ответную агрессию, Например, всем знакома картина перепалки в общественном транспорте, когда по пустяковому поводу разыгрываются целые баталии. Но ребенок этого еще не знает и может набить себе немало шишек в жизни. Поэтому нам, взрослым, стоит его предостеречь. Какова же наша стратегия? (Слайд №8)
Бывает, что мы нагрубим близкому человеку или сорвемся на ребенке. А нашего ребенка точно так же зачастую переполняют чувства возмущения, гнева, ярости. Пытаться держать их внутри опасно, это может негативно повлиять на здоровье. Ведь сильные негативные чувства сопровождает физическое напряжение мышц, выработка определенных гормонов, возбуждающих нервную систему. Сдерживая выражение гнева, мы удерживаем в постоянном напряжении наши мышцы, мы переполняем организм гормонами. С другой стороны, агрессивно себя вести тоже нельзя. Каков же выход?
Детям: дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью энергичных физических движений: (Слайд №9 и 10), взрослым: дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью расслабляющих движений: (Слайд№11).
Психолог:
- Итак, мы разобрали основные упражнения, притупляющие агрессию, А сейчас хотелось бы сформулировать основные методы коррекции агрессивного поведения для детей разного возраста.
Помогать ребенку справляться с агрессией должны все: родители, воспитатели, психолог. Каждое упражнение может усовершенствоваться, дополняться. У каждого психолога со временем накапливается арсенал собственных упражнений, творческих заданий, помогающих корректировать нежелательное поведение ребенка. Если импульсивная, спонтанная агрессия переходит в агрессивность как черту характера, родителям следует обратиться к психоневрологу, невропатологу. Итак, методы:
3-4 года (Слайд №12)
Психолог:
Давайте с вами составим таблицу рецептов избавления от гнева для педагогов и родителей (Приложение №2)
Упражнение №3.
Давайте с вами поиграем: Возьмите два листа А4, четыре любых предмета, принадлежащих конкретному вам, (не менее 3-х) и из них сделать свою страну, без себя. Потом из маленького (1\4 А4) листика сделать себя и найти себе место в своей стране. Вопросы:
Берем другой лист, это как будто другой мир:
В конце нужно, обязательно вернуться в свой мир!!!!
Упражнение № 4. Из листика 1\2 А4, сделать свою злость…
И показать где она у тебя в теле живет? Какой вы её чувствуете? (часто место где показывают, является симптомом возможной болезни ( у меня горло). Если человек будет свою злость не проявлять, она выльется в болезни в этом месте. Познакомьтесь со злостью других, сталкивались ли вы с нею? Что ты делаешь, когда злишься? И как вы и на вас реагировали?
В конце попрощаться со злостью, как с частью себя, улыбаясь и принимая себя каким есть.)))))
Игра для фрустрации агрессии: Два человека (ребенка).
Лист А4 разделить пополам линией, у каждого по одному цветному карандашу, каждый рисует свои пушки на своей половине. Принцип: одной рукой держим лист, другой пытаемся стрелять на чужую территорию (линии и одновременно защищать чтоб вражеские пули не проникли на свою территорию). (Слайд №16)
Заключение – обобщение (Слайд №17)
Каждому участнику тренингового занятия выдаётся памятка, где указаны причины агрессивности и методы по устранению агрессивного поведения дошкольников.
2. Рефлексия (устная, по кругу):
- Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?
- Будете ли вы применять полученные знания? Где?
- Пожелания по дальнейшей работе тренинговой группы. (Слайд №18)
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт