Открой себя в мире детства
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех Вас видеть. Меня зовут - Лариса Владимировна, я- социальный педагог СОШ№5 Предлогаю вашему вниманию свое творческое выступление на тему « Открой себя в мире детства»
В детстве ребёнка мы играем главную роль. (слайд 2)
(Детство – это не период от 0 до 18, это время когда рядом с ребёнком должен быть взрослый).
Мы хотим сделать каждого ребенка счастливым. А для этого порой достаточно просто быть рядом.
Для меня каждый ребёнок личность. Личность формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность.
Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Буева).(слайд3)
Во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и формируется. Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Именно о социализации учащихся в условиях образовательного учреждения и пойдёт наш разговор сегодня. На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования.
Социализация – это процесс становления социального «Я» (слайд4).
(слайд 5)
Процесс социализации идет через институты социализации и агенты.
Институты социализации – это та социальная группа, которая передает человеку часть социального опыта. Семья, детские дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив. Все они обеспечивают человеку условия для освоения опыта (это их задачи).
В процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования.
Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие социально- адаптированной личности. (Слайд 6)
Вот целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность процесса воспитания
Характеристика личности (слайд 7)
В предшествующие десятилетия выдвигали в качестве цели - воспитание всесторонне развитой, гармонической личности. Говоря о всестороннем, гармоническом развитии личности, мы имели в виду нравственное, патриотическое, трудовое воспитание, а не личность, не учитывали целостность процесса развития личности и условия. (слайд 8)
Влияние школы ослабевают СМИ, Интернет и т.д., школа должна успевать за своими конкурентами и один из путей - это формирование «самости», интенсивное совершенствование себя.
ХХI век «самости» (слайд 9).
ХХI век «самости». Признаки ХХI века – это ускорение и смена приоритетов во всем: с количественных показателей на качественные.
Миссия школы (слайд 10).
Для реализации миссии школы необходимо создание «модели» социализации личности.
(Слайд 11)Моя модель у меня в руках, представлена в виде песочных часов, не зря этот прибор считается символом могущественного бога времени Кроноса. Модель состоит из двух конусов, сообщающихся между собой. Основание одного конуса- это внешняя среда, основание второго конуса – это внутренняя среда (школа). Песчинки, это наши дети. Мы, педагоги, тоже песчинки, и тоже вместе с детьми находимся внутри. Вместе мы плавно перетекаем из одной среды в другую и, но наше движение не хаотично оно сопровождается грамотным, креативным управлением. Все остальное пространство – это условия и ресурсы.
Какие условия и важны для успешной социализации личности?
(Слайд 12)
Спросить условия
Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:
гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить симпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия; (слайд 8).
Какие ресурсы важны для успешной социализации личности?
(Слайд 13)
Спросить ресурсы
В качестве ресурсов социализации можно прежде всего назвать
психолого-педагогическую компетентность (включающую знание информационных типов и особенности информационных взаимодействий) ;
применяемые средства воспитательного воздействия;
учет актуальных потребностей ребенка и его потенциальных способностей;
высокий уровень нравственного развития людей, воспитывающих подрастающее поколение, уровень образования родителей, воспитателей, учителей. (слайд 9).
Проходя через условия и ресурсы, т.е. пространство между песчинками, мы получаем результат. (слайд 14).
В повседневной жизни получается, шаг за шагом мы взращиваем в ребенке самостоятельность, настойчивость, а по сути дела — личность. В наших силах лишь помочь и дать возможность ребенку понимать и познавать мир, открывая самого себя.
Общаясь с ребенком я учусь не только «воспитывать» «развивать» и «обучать», но и наблюдать за ребенком, понимать его, договариваться с ним, каждый раз по-новому открывая своего самого дорогого человечка.
Так мы сможем выполнить социальный заказ общества к образованию, взрастить новый креативный класс, заточенный на успешный результат молодое поколение, за которым будущее великой России.
(Слайд 15)