kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе на краеведческом материале по теме «Литературные сказки»

 «Жил, творил, путешествовал»

Жизнь и творчество Василия Яковлевича Ерошенко (1889- 1952)

Цель урока:

  1. Познакомить обучащихся с жизнью В.Я. Ерошенко - писателя,  поэта, музыканта, языковеда, путешественника.
  2. Расширить знания школьников о литературном наследии В.Я. Ерошенко.
  3. Воспитать уважения к человеческой личности, любовь к родному краю.

Тип урока: урок внеклассного чтения в 5 классе (по теме «Литературные сказки»)

Форма урока: устный журнал

Эпиграф: .Он не был свет, но он был послан, чтобы свидетельствовать о свете.      Виктор Першин

Оформление урока:

Портреты В.Я. Ерошенко, выставка книг и газетных статей о В.Я. Ерошенко, выставка рисунков учащихся по сказкам В.Я. Ерошенко, географическая карта, страницы устного журнала, русские романсы, народные песни, словарь трудных слов, кроссворды, карточки. Использованная литература:

  1. Осыков Б. Родина его - оскольское село. Ж. «Политическая агитация», 1982, №13-19.
  2. Першин В. Импульс Ерошенко., 1994, М.
  3. «Русский самородок». - Материалы краеведческого музея к 100-летию поэта, 1989.
  4. Ерошенко В.Я. Сказки. М., 1989.

5.   Газетные статьи.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

 II. Устный журнал:

  1. Страница «Детство»;
  2. Страница «Путешествия»;
  3. Страница «Музыка в жизни В.Я. Ерошенко»;
  4. Страница «Творческое наследие».

а). Кроссворд «Знаешь ли ты?»;

б). Выставка рисунков по сказкам;

в).Устное словесное рисование;

г). Обзор газетных статей.

  1. Портреты В.Я. Ерошенко
  2. Музей слепого поэта.
  3. Рефлексия. Что советует нам В.Я. Ерошенко?
  4. Итоги урока.

Толковый словарь (на доске):

  1. Гуманизм - человечность;
  2. Эсперанто - искусственный международный язык;

3.   Белый стих - стих без рифмы.
Содержание урока:

I.  Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока. Как не
растеряться в огромном мире, даже если ты не лишен зрения? Как обустроится
в неизвестном месте? Как преодолеть страх разобщения и пойти навстречу
новым мирам?

Ответить на эти вопросы нам помогут странички устного журнала, рассказывающие о слепом русском поэте и сказочнике, нашем земляке, овладевшем в совершенстве несколькими языками и без поводыря побывавшем во многих странах мира.

II.              Устный журнал (выступления учеников)

1              страница «Детство»

«Родина его - оскольское село», рассказ о родителях, об учебе в Москве: «.лампа Алладина не могла бы помочь мне больше, чем земная звездочка - символ эсперанто».

2              страница «Путешествия» (самостоятельная жизнь)

«Давайте человеку развиваться свободно! И тогда сами собой. действительно возникнут все плоды культуры». (Сергей Соловьев)

«Я думаю, что главное предназначение человека на земле – творить добро, жить для людей» (В.Я. Ерошенко)

  1. Работа с географической картой;
  2. Выявить влияние и роль языка эсперанто на жизнь Ерошенко. «Господин Ерошенко путешествует без поводыря», «Шел по жизни, сея зерна добра и знания».

3)              Педагогическая деятельность В.Я. Ерошенко.

3             страница «Музыка в жизни Ерошенко»

«Я не мыслю себя без гармонии звуков».

(Слушаем записи любимых Ерошенко русских народных песен, романсов в сопровождении гитары; магнитофонная запись «Марсельезы» - скрипка)

4             страница «Творчество В.Я. Ерошенко»

«Слово его полно благодати и истины, слово его стало плотию»

  1. Рассказ ученика о творческом наследии В.Я. Ерошенко;
  2. Выставка рисунков по сказкам, защита своего рисунка;
  3. Пересказ эпизода из жизни поэта - «Как я пишу», отрывок из сказки;
  4. Обзор газетных статей о жизни и творчестве В.Я. Ерошенко;

5)    Кроссворд «Знаешь ли ты сказки В.Я. Ерошенко?» (все вместе
разгадывают) (Опорное слово «Творчество»)

  1. Где проснулся тигр в зоопарке?
  2. Какое растение все-таки вырастил Великий Принц?
  3. Сердце какой птицы стремилось к солнцу?

4.   Как назвал мост между жизнью и смертью Ерошенко? Его видела девочка из окна.

5. В «Бирманской легенде» принц женился на королеве, а королева на принце. Кто принцесса королеве?

6.Жанр сказок Ерошенко?

7.К чему стремились орлы?

8.Главный герой сказки «Тесная клетка»?

9.Сосуд, куда Билкул вместо мудрости положил дыню?
10.Птица, трагедию которой описал поэт?

         6)      Работа в группах. Разгадывание кроссвордов.

I вариант (опорное слово «Жизнеописание»)

  1. Какой профессией овладел Ерошенко в Японии?
  2. На каком музыкальном инструменте играл Ерошенко в оркестре?
  3. Фамилия   японского   друга  Ерошенко,   члена   коммунистической партии?
  4. Искусственный язык, на котором поэт писал стихи и статьи?
  5. Какое   научное   звание   получил   Ерошенко   после   окончания Токийского университета?
  6. Село, в котором родился поэт?
  7. Фамилия женщины - учителя эсперанто Ерошенко, его друга?
  8. Имя японской журналистки, которую любил Ерошенко?
  9. В каком городе России учился 9-летний Ерошенко?

10.Титул Орлова - Давыдова, устроившего Ерошенко в школу для слепых в Москве?

11.Как по-китайски называли Ерошенко друзья?

12.Фамилия   китайского   друга   Ерошенко,   писателя,   оставившего

воспоминания о нем?

 13.Фамилия ученика Ерошенко, написавшего о нем книгу?

II вариант (опорное слово «Путешественник»)

  1. Страна, в которую Ерошенко «отправился без поводыря» и встретил Канитико?
  2. Республика в СССР, где Ерошенко открыл школу для слепых детей?
  3. Страна, где Ерошенко называли Айлосянка?
  4. Страна, где Ерошенко посещал университеты в Лейпциге, Геттенгене, занимался в библиотеках?
  5. Страна, где на вокзале не встретили поэта в его 1-е путешествие в Англию?
  6. Страна, столица Будапешт, где жили друзья по переписке?
  7. Страна, в которой в 1924 г. Ерошенко был делегатом Международной конфедерации слепых.
  8. Часть России, здесь Ерошенко жил у брата, ездил на собачьих упряжках.

9. Село, в котором родился поэт.

10.Часть России, куда в 1952 г. ездил к сестре Нине перед своей смертью.

II.Страна, где Ерошенко начал изучать фольклор и написал первые
легенды.

12.Восточная страна, в которую стремился, но так и не побывал Ерошенко.

13.В какую страну поэт совершил свое первое путешествие?

 14.Часть России, где Ерошенко хотел остаться до конца жизни и жить с прокаженными.

III.      Портреты   В.Я.   Ерошенко   (портретная   галерея)   рассказ   о
художниках, которые рисовали В.Я. Ерошенко: японский художник Накамуро Цуне (1915 год), Голышев и Шляпников (1989 год).

IV.             Музей Слепого поэта

Рассказ о доме-музее В.Я. Ерошенко в селе Обуховка Старооскольского района.

V.                Рефлексия: «Что советует нам В.Я. Ерошенко?»

В течение урока дети пишут на карточках советы, в конце урока каждый зачитывает.

Например:

  1. Изучайте язык страны, в которой живете, ее традиции, фольклор;
  2. Будьте всесторонне образованы;
  3. Путешествуйте, чтобы познать не только мир, но и самого себя;
  4. Не озлобляйтесь, будьте добры и отзывчивы;
  5. Сомневайтесь во всем, подозревайте всех авторитетов;
  6. Верьте в людей, любите их;
  7.   Верьте в торжество справедливости, человечности, верьте в свободу и социальное равенство;
  8. Осуждайте несправедливость и зло;
  9. Расширяйте знания о странах мира, обычаях разных народов;
  10. Не сдавайтесь, стойко переносите трудности, не будьте никому в
    тягость, приносите пользу обществу и др.
  11. «Я думаю, что главное предназначение человека на земле – творить добро, жить для людей» (В.Я. Ерошенко)
  1. Итоги.
    Оценки за работу ученикам.
  2. Домашнее задание по группам:

1.Подготовить инсценировку по сказке В.Я. Ерошенко «Сердце орла».

2.Подготовить чтение по ролям сказки «Тесная клетка».

3.Подробно пересказать эпизод из сказки «Цветок справедливости

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» »

Урок литературы в 5 классе на краеведческом материале по теме «Литературные сказки»

«Жил, творил, путешествовал»

Жизнь и творчество Василия Яковлевича Ерошенко (1889- 1952)

Цель урока:

  1. Познакомить обучащихся с жизнью В.Я. Ерошенко - писателя, поэта, музыканта, языковеда, путешественника.

  2. Расширить знания школьников о литературном наследии В.Я. Ерошенко.

  3. Воспитать уважения к человеческой личности, любовь к родному краю.

Тип урока: урок внеклассного чтения в 5 классе (по теме «Литературные сказки»)

Форма урока: устный журнал

Эпиграф: ...Он не был свет, но он был послан, чтобы свидетельствовать о свете. Виктор Першин

Оформление урока:

Портреты В.Я. Ерошенко, выставка книг и газетных статей о В.Я. Ерошенко, выставка рисунков учащихся по сказкам В.Я. Ерошенко, географическая карта, страницы устного журнала, русские романсы, народные песни, словарь трудных слов, кроссворды, карточки. Использованная литература:


  1. Осыков Б. Родина его - оскольское село. Ж. «Политическая агитация», 1982, №13-19.

  2. Першин В. Импульс Ерошенко., 1994, М.

  3. «Русский самородок». - Материалы краеведческого музея к 100-летию поэта, 1989.

  4. Ерошенко В.Я. Сказки. М., 1989.

5. Газетные статьи.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Устный журнал:

  1. Страница «Детство»;

  2. Страница «Путешествия»;

  3. Страница «Музыка в жизни В.Я. Ерошенко»;

  4. Страница «Творческое наследие».

а). Кроссворд «Знаешь ли ты?»;

б). Выставка рисунков по сказкам;

в).Устное словесное рисование;

г). Обзор газетных статей.

  1. Портреты В.Я. Ерошенко

  2. Музей слепого поэта.

  3. Рефлексия. Что советует нам В.Я. Ерошенко?

  4. Итоги урока.

Толковый словарь (на доске):

  1. Гуманизм - человечность;

  2. Эсперанто - искусственный международный язык;

3. Белый стих - стих без рифмы.
Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока. Как не
растеряться в огромном мире, даже если ты не лишен зрения? Как обустроится
в неизвестном месте? Как преодолеть страх разобщения и пойти навстречу
новым мирам?

Ответить на эти вопросы нам помогут странички устного журнала, рассказывающие о слепом русском поэте и сказочнике, нашем земляке, овладевшем в совершенстве несколькими языками и без поводыря побывавшем во многих странах мира.

II. Устный журнал (выступления учеников)

1 страница «Детство»

«Родина его - оскольское село», рассказ о родителях, об учебе в Москве: «...лампа Алладина не могла бы помочь мне больше, чем земная звездочка - символ эсперанто».

2 страница «Путешествия» (самостоятельная жизнь)

«Давайте человеку развиваться свободно! И тогда сами собой... действительно возникнут все плоды культуры». (Сергей Соловьев)

«Я думаю, что главное предназначение человека на земле – творить добро, жить для людей» (В.Я. Ерошенко)

  1. Работа с географической картой;

  2. Выявить влияние и роль языка эсперанто на жизнь Ерошенко. «Господин Ерошенко путешествует без поводыря», «Шел по жизни, сея зерна добра и знания».

3) Педагогическая деятельность В.Я. Ерошенко.

3 страница «Музыка в жизни Ерошенко»

«Я не мыслю себя без гармонии звуков».

(Слушаем записи любимых Ерошенко русских народных песен, романсов в сопровождении гитары; магнитофонная запись «Марсельезы» - скрипка)

4 страница «Творчество В.Я. Ерошенко»

«Слово его полно благодати и истины, слово его стало плотию»

  1. Рассказ ученика о творческом наследии В.Я. Ерошенко;

  2. Выставка рисунков по сказкам, защита своего рисунка;

  3. Пересказ эпизода из жизни поэта - «Как я пишу», отрывок из сказки;

  4. Обзор газетных статей о жизни и творчестве В.Я. Ерошенко;

5) Кроссворд «Знаешь ли ты сказки В.Я. Ерошенко?» (все вместе
разгадывают) (Опорное слово «Творчество»)

  1. Где проснулся тигр в зоопарке?

  2. Какое растение все-таки вырастил Великий Принц?

  3. Сердце какой птицы стремилось к солнцу?

4. Как назвал мост между жизнью и смертью Ерошенко? Его видела девочка из окна.

5. В «Бирманской легенде» принц женился на королеве, а королева на принце. Кто принцесса королеве?

6.Жанр сказок Ерошенко?

7.К чему стремились орлы?

8.Главный герой сказки «Тесная клетка»?

9.Сосуд, куда Билкул вместо мудрости положил дыню?
10.Птица, трагедию которой описал поэт?

6) Работа в группах. Разгадывание кроссвордов.

I вариант (опорное слово «Жизнеописание»)

  1. Какой профессией овладел Ерошенко в Японии?

  2. На каком музыкальном инструменте играл Ерошенко в оркестре?

  3. Фамилия японского друга Ерошенко, члена коммунистической партии?

  4. Искусственный язык, на котором поэт писал стихи и статьи?

  5. Какое научное звание получил Ерошенко после окончания Токийского университета?

  6. Село, в котором родился поэт?

  7. Фамилия женщины - учителя эсперанто Ерошенко, его друга?

  8. Имя японской журналистки, которую любил Ерошенко?

  9. В каком городе России учился 9-летний Ерошенко?

10.Титул Орлова - Давыдова, устроившего Ерошенко в школу для слепых в Москве?

11.Как по-китайски называли Ерошенко друзья?

12.Фамилия китайского друга Ерошенко, писателя, оставившего

воспоминания о нем?

13.Фамилия ученика Ерошенко, написавшего о нем книгу?

II вариант (опорное слово «Путешественник»)

  1. Страна, в которую Ерошенко «отправился без поводыря» и встретил Канитико?

  2. Республика в СССР, где Ерошенко открыл школу для слепых детей?

  3. Страна, где Ерошенко называли Айлосянка?

  4. Страна, где Ерошенко посещал университеты в Лейпциге, Геттенгене, занимался в библиотеках?

  5. Страна, где на вокзале не встретили поэта в его 1-е путешествие в Англию?

  6. Страна, столица Будапешт, где жили друзья по переписке?

  7. Страна, в которой в 1924 г. Ерошенко был делегатом Международной конфедерации слепых.

  8. Часть России, здесь Ерошенко жил у брата, ездил на собачьих упряжках.

9. Село, в котором родился поэт.

10.Часть России, куда в 1952 г. ездил к сестре Нине перед своей смертью.

II.Страна, где Ерошенко начал изучать фольклор и написал первые
легенды.

12.Восточная страна, в которую стремился, но так и не побывал Ерошенко.

13.В какую страну поэт совершил свое первое путешествие?

14.Часть России, где Ерошенко хотел остаться до конца жизни и жить с прокаженными.

III. Портреты В.Я. Ерошенко (портретная галерея) рассказ о
художниках, которые рисовали В.Я. Ерошенко: японский художник Накамуро Цуне (1915 год), Голышев и Шляпников (1989 год).

IV. Музей Слепого поэта

Рассказ о доме-музее В.Я. Ерошенко в селе Обуховка Старооскольского района.

V. Рефлексия: «Что советует нам В.Я. Ерошенко?»

В течение урока дети пишут на карточках советы, в конце урока каждый зачитывает.

Например:

  1. Изучайте язык страны, в которой живете, ее традиции, фольклор;

  2. Будьте всесторонне образованы;

  3. Путешествуйте, чтобы познать не только мир, но и самого себя;

  4. Не озлобляйтесь, будьте добры и отзывчивы;

  5. Сомневайтесь во всем, подозревайте всех авторитетов;

  6. Верьте в людей, любите их;

  7. Верьте в торжество справедливости, человечности, верьте в свободу и социальное равенство;

  8. Осуждайте несправедливость и зло;

  9. Расширяйте знания о странах мира, обычаях разных народов;

  10. Не сдавайтесь, стойко переносите трудности, не будьте никому в
    тягость, приносите пользу обществу и др.

  11. «Я думаю, что главное предназначение человека на земле – творить добро, жить для людей» (В.Я. Ерошенко)

  1. Итоги.
    Оценки за работу ученикам.

  2. Домашнее задание по группам:

1.Подготовить инсценировку по сказке В.Я. Ерошенко «Сердце орла».

2.Подготовить чтение по ролям сказки «Тесная клетка».

3.Подробно пересказать эпизод из сказки «Цветок справедливости



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Автор: Напиральская Елена Ивановна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-virtual-noie-putieshiestviie-po-muzieiu-s-t-aksakova"
    ["file_id"] => string(6) "177707"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424699534"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Экскурсия как средство духовно-нравственного воспитания личности"
    ["seo_title"] => string(71) "ekskursiia-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "254470"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447768391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства