kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета".

Нажмите, чтобы узнать подробности


Учитель литературы в 5 классе
Тема : Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета.
Цели: 
1). Расширить знания учащихся о биографии и творчестве поэтов 
2). Развивать навыки создания и защиты проекта. Развивать интерес к поэзии Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета.
3). Воспитывать чувство ответственности в условиях работы в группе, любовь  и бережное отношение к природе, к книге,

Оборудование:
проектор, видеоклип «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева.; выставка рисунков по теме : «Природа в стихах Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета». Иллюстрации к стихам ( Васнецов, Левитан. и.др.)
Книжка –раскладка, портреты Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета,; раздаточный материал : таблица , стихи Фета , Тютчева., сообщения учащихся  (биография Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета);  план анализа стихотворений., словарная работа, сигнальные карточки.
Ход  урока.
I .Организация класса 
-Здравствуйте, ребята!
II. Мотивация. Подготовка к восприятию темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем заниматься проектной деятельностью. А какой именно, вам поможет ответить на этот вопрос загадка.
Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит вас? ( книга) 
- А хотите  ли вы издать книгу? ( да)  
- А знаете ли вы,  кто был основателем книгопечатания в России?  (Иван Федоров)                                       
-Над изданием книги трудятся люди разных профессий. Издание книг –это длительный и тяжелый труд.  Каждый из вас  выполнял индивидуальные  задания  к  уроку, 
- чтобы сегодня осуществить наш проект – издать  книжку –раскладку по творчеству Федора Ивановича Тютчева и  Афанасия Афанасьевича Фета.
-выявить сходство в поэзии и биографии поэтов,                                                    -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к книге.
- Для этого мы создали 2 рабочие группы. ( I – группа , II-группа). Группы у нас небольшие, поэтому каждый из вас может выполнять различные роли. Для этого на партах у вас лежат сигнальные карточки: зеленая – биографы, красная – чтецы, желтая- художники,  синяя – литературоведы.
- Работать нужно дружно, организовано. В конце урока мы должны представить книжку-раскладку, которую мы издадим.
Итак, основа книжки-раскладки готова, наша задача наполнить книгу содержанием.
- А какое название будет у нашей книжки?
Тема нашего урока   будет названием книжки-раскладки. 
Поэты России 19 века.
Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета.
                                                                    ( оформляем этикетку на обложке)
Страница 1 ( прикрепляется портрет  Ф.И.Тютчева)
III. Биография и творчество. ( биограф I-группы- Хакимов Алексей)
Страница  2  (прикрепляется  биография –после того, как ученик расскажет)
БИОГРАФИЯ  ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ТЮТЧЕВА
Ф.И.Тютчев родился в Орловской губернии (23 ноября 1803, в селе Овстуг,  , умер  15 июля 1873,  в Царском Селе). Русский поэт 19 века,  дипломат,  публицист. Творческий путь Тютчева начался очень рано. Уже в 12 лет он переводил древнегреческих поэтов. Ф. И.Тютчев прожил долгую и интересную жизнь, умер он, не дожив всего 4,5 месяца до 70-летнего юбилея. Дом  не сохранился. В наши дни восстановлен дом, в котором открыт музей Ф. И. Тютчева. Здесь протекали детские годы Фёдора Ивановича Тютчева  Осенью 1819 года шестнадцатилетний Федор Тютчев поступил в Московский университет на словесный факультет. По окончании университета Ф. И. Тютчев 22 года работал дипломатом в Германии  и Италии  Творчество Тютчева всегда было очень тесно связано с европейской культурой.
За границей Федор Иванович  скучал о русской природе, поэтому он писал стихи о Родине, о природе. Писал  о  восходе и закате, майской грозае, о  временах года. В его стихах  показана связь человека с миром природы, Вселенной.  
Последние годы жизни жил в Петербурге, умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на кладбище Новодевичьего монастыря.
Не без участия А. С. Пушкина пришла поэтическая слава к Тютчеву. Первые его стихи появились в Пушкинском журнале «Современник» в 1836 году. Всего же Тютчевым опубликовано 395 стихотворений, сделавших его величайшим поэтом России. Несмотря на то, что долгие годы Тютчеву пришлось жить вдали от родных мест, большая часть его стихов обращена к России, к русской природе, которую он с детских лет воспринимал как нечто таинственное, живое. В декабре 1852 года Тютчев вновь приехал в Овстуг. Здесь он в стенах родного дома с близкими встречал Новый 1853 год. Возможно, что стихотворение Чародейкою зимою написано в ночь под новый год. 
Весна – любимое время года Ф. И. Тютчева. Немало стихотворений стихотворения Фёдор Иванович посвятил весне. («Весенние воды», «Весенняя гроза»)
- Кто желает дополнить выступление биографа? 
IV. Обобщение.
Русская природа вдохновляла своей красотой  поэтов , писателей, художников- пейзажистов. Рисуя природу,  они выражали  свое отношение к ней, передавали любовь к родной земле.
V. Послушайте видеоклип «Весенняя гроза» и проанализируйте стихотворение по плану:  тема  идея , настроение, (словарная работа по тексту ( на доске заранее выписаны слова:  Зевс-  Бог неба , грома и молнии, ( символ Зевса- орел) , Геба- Богиня юности, разносившая нектар богам, перлы дождевые- жемчужины, капли дождя.) 
 художественно- выразительные средства – работа с текстом ( распечатка) 
VI. Выступление чтецов.
- Какие стихотворения о природе подготовили чтецы  первой группы? Сапель Алексей «Весенние воды» - читает наизусть и анализирует по плану.
-С какой картиной можно сопоставить  стихотворение « Весенние воды»?
(читает стихотворение Хлебаков Р. «Чародейкою зимою» )
- Как изображает Ф.И.Тютчев природу в своих стихах?
Обобщение .                                                                                                                                                  - У Ф.И.Тютчева природа одухотворенная, живая, мы слышим как журчат ручьи, поют птицы, природа наполнено жизнью , любовью к земле , Родине.
Страница 3 ( прикрепляются стихи) 
Страница 4.
-Какой рисунок можно подобрать к стихам Ф.И.Тютчева? (О весне) 
- Что изображено на рисунке? ( Тает снег. Проталины. Птицы прилетели, Лужицы. Ручьи )                                                     (прикрепляется рисунок)
VII. Послушаем выступление учащихся 
Страница 5 . Прикрепляется портрет А.А.Фета
 Биография и творчество Афанасия Афанасьевича Фета ( биограф II- группы
 Габдришев  Руслан)
Страница 6.           БИОГРАФИЯ Афанасия Афанасьевича Фета ( 1820- 1893 гг)
Афанасий Афанасьевич Фет так же, как и Фёдор Иванович Тютчев, родился на Орловской земле, в селе Новосёлки, которое находилось в семи верстах от города Мценска, на берегу реки Зуши.
 Тургеневское родовое гнездо и родительское имение Фета находились по соседству. Кроме того, Фет и Тургенев были хоть и в дальнем, но всё-таки родстве, более 30 лет их связывали дружеские отношения.
 Афанасий Фет оставил нам воспоминания, посвятив орловским главам своей жизни целую книгу «Ранние годы моей жизни».
А. А. Фет родился в 1820 году, прожил 72 года, из них 31 год – на Орловщине. Умер в Москве и завещал похоронить себя на родной земле, на кладбище, где покоятся его отец и мать – это в селе Клеймёнове
Все 30 лет жизни А. А. Фета на Орловщине проведены в деревне: вначале в родительской усадьбе Новосёлки (с этими местами связаны воспоминания детства). Фет рос пытливым, мечтательным ребёнком, летом его тянуло в лес, на речку, ловить рыбу. С деревенскими ребятишками ходил по грибы, лазил по деревьям, лихо скакал на неосёдланной лошади. Деревенская жизнь развила в нём любовь к родной природе, ко всему необыкновенному. Этому способствовали сказки, которые мальчик слушал от крепостных девушек. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные песни, а то вдруг начинали припоминать разные страшные истории о чертях, ведьмах, леших, домовых, русалках. Мальчик слушал, затаив дыхание: он всё принимал за правду…
Став взрослым, он строит свою усадьбу – Степановку. Он энергично принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Навсегда остался предан прелестям деревенской жизни. Хозяином Фет оказался превосходным.
 К сожалению, имение  Фета уничтожила война. 
 Орловская земля, безбрежные просторы, перелески и рощицы, задумчивые речушки, прозрачный воздух, звёзды ночью тронули тайные струны в его душе, и этой красоте он пропел свои лучшие песни. Написал много стихотворений о природе, о явлениях природы : «Весенний дождь», «Это утро, радость эта» ,»Майская ночь»,«Я пришёл к тебе с приветом…»
- Кто желает дополнить рассказ биографа из 2 группы? 
VIII. Выступления чтецов.  
- Какие стихотворения о природе подготовили чтецы? 
( Бочарова Виктория – «Печальная береза» , Мартынова Дарья – «Шепот , робкое дыханье» Габдришев Руслан – « Летний вечер».)
Страница 7  
(прикрепляется лист со стихами )
IX. Прослушать аудиозапись  стихотворения А.А. Фета « Весенний дождь» ( анализ по плану) 
- Какое настроение передает? Понравилось вам? 
- О чем это стихотворение? 
- С каким стихотворением  Ф.И.Тютчева  можно сравнить? (Весенняя гроза)
-Какие глаголы использует  автор в этом стихотворении? 
- Какими звуками, запахами наполнено это стихотворение?
Страница 8.
- Какой рисунок  нарисовали  наши художники? Поместим в книжку – раскладку рисунок ? (рассказывает, что изображено на рисунке)
X.Обобщение . 
-В дворянских усадьбах родились  великие поэты . Ф.Тютчева и А.Фета называют поэтами-близнецами .Они не создали бы своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились через ее образы выразить свои чувства, настроение.
XI. Самостоятельная работа. 
- Сейчас  я  раздам вам таблички, а вы должны написать  в них .                                                Что общего в творчестве и в биографии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета вы увидели? В чем различие?
XII. Проверка самостоятельной работы.
XIII. Творческая работа. 
- Нравится вам наша книжка?
- Книжку-раскладку мы наполнили содержанием. А теперь задание группам. Каждая группа должна представить, сделать рекламу
нашей книжке-раскладке.                                                                                                                ( Обсуждают в группах , а  один выступающий рекламирует книжку.)
XIV.Рефлексия 
-В заключение  нашего урока прошу вас составить Синквейн.
Первая группа – ключевое слово ( книга).  А вторая группа со словом- природа или весна.
- Какую задачу мы ставили вначале урока?
- Удалось ли решить задачу?
- Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться после сегодняшнего урока?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета". »



Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п. Модин» Сармина А.Е.

Тема : Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.

Цели:

1). Расширить знания учащихся о биографии и творчестве поэтов

2). Развивать навыки создания и защиты проекта. Развивать интерес к поэзии Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.

3). Воспитывать чувство ответственности в условиях работы в группе, любовь и бережное отношение к природе, к книге,



Оборудование:

проектор, видеоклип «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева.; выставка рисунков по теме : «Природа в стихах Ф.И.Тютчева и А.А. Фета». Иллюстрации к стихам ( Васнецов, Левитан. и.др.)

Книжка –раскладка, портреты Ф.И.Тютчева и А.А. Фета,; раздаточный материал : таблица , стихи Фета , Тютчева., сообщения учащихся (биография Ф.И.Тютчева и А.А. Фета); план анализа стихотворений., словарная работа, сигнальные карточки.

Ход урока.

I .Организация класса

-Здравствуйте, ребята!

II. Мотивация. Подготовка к восприятию темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем заниматься проектной деятельностью. А какой именно, вам поможет ответить на этот вопрос загадка.

Кто на свете всех умнее,

Кто все знает, все умеет?

И в любой свободный час

Кто всему научит вас? ( книга)

- А хотите ли вы издать книгу? ( да)

- А знаете ли вы, кто был основателем книгопечатания в России? (Иван Федоров)

-Над изданием книги трудятся люди разных профессий. Издание книг –это длительный и тяжелый труд. Каждый из вас выполнял индивидуальные задания к уроку,

- чтобы сегодня осуществить наш проект – издать книжку –раскладку по творчеству Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета.

-выявить сходство в поэзии и биографии поэтов, -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к книге.

- Для этого мы создали 2 рабочие группы. ( I – группа , II-группа). Группы у нас небольшие, поэтому каждый из вас может выполнять различные роли. Для этого на партах у вас лежат сигнальные карточки: зеленая – биографы, красная – чтецы, желтая- художники, синяя – литературоведы.

- Работать нужно дружно, организовано. В конце урока мы должны представить книжку-раскладку, которую мы издадим.

Итак, основа книжки-раскладки готова, наша задача наполнить книгу содержанием.

- А какое название будет у нашей книжки?

Тема нашего урока будет названием книжки-раскладки.

Поэты России 19 века.

Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.

( оформляем этикетку на обложке)

Страница 1 ( прикрепляется портрет Ф.И.Тютчева)

III. Биография и творчество. ( биограф I-группы- Хакимов Алексей)

Страница 2 (прикрепляется биография –после того, как ученик расскажет)

БИОГРАФИЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ТЮТЧЕВА

Ф.И.Тютчев родился в Орловской губернии (23 ноября 1803, в селе Овстуг, , умер 15 июля 1873, в Царском Селе). Русский поэт 19 века, дипломат, публицист. Творческий путь Тютчева начался очень рано. Уже в 12 лет он переводил древнегреческих поэтов. Ф. И.Тютчев прожил долгую и интересную жизнь, умер он, не дожив всего 4,5 месяца до 70-летнего юбилея. Дом не сохранился. В наши дни восстановлен дом, в котором открыт музей Ф. И. Тютчева. Здесь протекали детские годы Фёдора Ивановича Тютчева Осенью 1819 года шестнадцатилетний Федор Тютчев поступил в Московский университет на словесный факультет. По окончании университета Ф. И. Тютчев 22 года работал дипломатом в Германии и Италии Творчество Тютчева всегда было очень тесно связано с европейской культурой.

За границей Федор Иванович скучал о русской природе, поэтому он писал стихи о Родине, о природе. Писал о восходе и закате, майской грозае, о временах года. В его стихах показана связь человека с миром природы, Вселенной.

Последние годы жизни жил в Петербурге, умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на кладбище Новодевичьего монастыря.

Не без участия А. С. Пушкина пришла поэтическая слава к Тютчеву. Первые его стихи появились в Пушкинском журнале «Современник» в 1836 году. Всего же Тютчевым опубликовано 395 стихотворений, сделавших его величайшим поэтом России. Несмотря на то, что долгие годы Тютчеву пришлось жить вдали от родных мест, большая часть его стихов обращена к России, к русской природе, которую он с детских лет воспринимал как нечто таинственное, живое. В декабре 1852 года Тютчев вновь приехал в Овстуг. Здесь он в стенах родного дома с близкими встречал Новый 1853 год. Возможно, что стихотворение Чародейкою зимою написано в ночь под новый год.

Весна – любимое время года Ф. И. Тютчева. Немало стихотворений стихотворения Фёдор Иванович посвятил весне. («Весенние воды», «Весенняя гроза»)

- Кто желает дополнить выступление биографа?

IV. Обобщение.

Русская природа вдохновляла своей красотой поэтов , писателей, художников- пейзажистов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали любовь к родной земле.

V. Послушайте видеоклип «Весенняя гроза» и проанализируйте стихотворение по плану: тема идея , настроение, (словарная работа по тексту ( на доске заранее выписаны слова: Зевс- Бог неба , грома и молнии, ( символ Зевса- орел) , Геба- Богиня юности, разносившая нектар богам, перлы дождевые- жемчужины, капли дождя.)

художественно- выразительные средства – работа с текстом ( распечатка)

VI. Выступление чтецов.

- Какие стихотворения о природе подготовили чтецы первой группы? Сапель Алексей «Весенние воды» - читает наизусть и анализирует по плану.

-С какой картиной можно сопоставить стихотворение « Весенние воды»?

(читает стихотворение Хлебаков Р. «Чародейкою зимою» )

- Как изображает Ф.И.Тютчев природу в своих стихах?

Обобщение . - У Ф.И.Тютчева природа одухотворенная, живая, мы слышим как журчат ручьи, поют птицы, природа наполнено жизнью , любовью к земле , Родине.

Страница 3 ( прикрепляются стихи)

Страница 4.

-Какой рисунок можно подобрать к стихам Ф.И.Тютчева? (О весне)

- Что изображено на рисунке? ( Тает снег. Проталины. Птицы прилетели, Лужицы. Ручьи ) (прикрепляется рисунок)

VII. Послушаем выступление учащихся

Страница 5 . Прикрепляется портрет А.А.Фета

Биография и творчество Афанасия Афанасьевича Фета ( биограф II- группы

Габдришев Руслан)

Страница 6. БИОГРАФИЯ Афанасия Афанасьевича Фета ( 1820- 1893 гг)

Афанасий Афанасьевич Фет так же, как и Фёдор Иванович Тютчев, родился на Орловской земле, в селе Новосёлки, которое находилось в семи верстах от города Мценска, на берегу реки Зуши.

Тургеневское родовое гнездо и родительское имение Фета находились по соседству. Кроме того, Фет и Тургенев были хоть и в дальнем, но всё-таки родстве, более 30 лет их связывали дружеские отношения.

Афанасий Фет оставил нам воспоминания, посвятив орловским главам своей жизни целую книгу «Ранние годы моей жизни».

А. А. Фет родился в 1820 году, прожил 72 года, из них 31 год – на Орловщине. Умер в Москве и завещал похоронить себя на родной земле, на кладбище, где покоятся его отец и мать – это в селе Клеймёнове

Все 30 лет жизни А. А. Фета на Орловщине проведены в деревне: вначале в родительской усадьбе Новосёлки (с этими местами связаны воспоминания детства). Фет рос пытливым, мечтательным ребёнком, летом его тянуло в лес, на речку, ловить рыбу. С деревенскими ребятишками ходил по грибы, лазил по деревьям, лихо скакал на неосёдланной лошади. Деревенская жизнь развила в нём любовь к родной природе, ко всему необыкновенному. Этому способствовали сказки, которые мальчик слушал от крепостных девушек. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные песни, а то вдруг начинали припоминать разные страшные истории о чертях, ведьмах, леших, домовых, русалках. Мальчик слушал, затаив дыхание: он всё принимал за правду…

Став взрослым, он строит свою усадьбу – Степановку. Он энергично принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Навсегда остался предан прелестям деревенской жизни. Хозяином Фет оказался превосходным.

К сожалению, имение Фета уничтожила война.

Орловская земля, безбрежные просторы, перелески и рощицы, задумчивые речушки, прозрачный воздух, звёзды ночью тронули тайные струны в его душе, и этой красоте он пропел свои лучшие песни. Написал много стихотворений о природе, о явлениях природы : «Весенний дождь», «Это утро, радость эта» ,»Майская ночь»,«Я пришёл к тебе с приветом…»

- Кто желает дополнить рассказ биографа из 2 группы?

VIII. Выступления чтецов.

- Какие стихотворения о природе подготовили чтецы?

( Бочарова Виктория – «Печальная береза» , Мартынова Дарья – «Шепот , робкое дыханье» Габдришев Руслан – « Летний вечер».)

Страница 7

(прикрепляется лист со стихами )

IX. Прослушать аудиозапись стихотворения А.А. Фета « Весенний дождь» ( анализ по плану)

- Какое настроение передает? Понравилось вам?

- О чем это стихотворение?

- С каким стихотворением Ф.И.Тютчева можно сравнить? (Весенняя гроза)

-Какие глаголы использует автор в этом стихотворении?

- Какими звуками, запахами наполнено это стихотворение?

Страница 8.

- Какой рисунок нарисовали наши художники? Поместим в книжку – раскладку рисунок ? (рассказывает, что изображено на рисунке)

X.Обобщение .

-В дворянских усадьбах родились великие поэты . Ф.Тютчева и А.Фета называют поэтами-близнецами .Они не создали бы своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились через ее образы выразить свои чувства, настроение.

XI. Самостоятельная работа.

- Сейчас я раздам вам таблички, а вы должны написать в них . Что общего в творчестве и в биографии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета вы увидели? В чем различие?

XII. Проверка самостоятельной работы.

XIII. Творческая работа.

- Нравится вам наша книжка?

- Книжку-раскладку мы наполнили содержанием. А теперь задание группам. Каждая группа должна представить, сделать рекламу

нашей книжке-раскладке. ( Обсуждают в группах , а один выступающий рекламирует книжку.)

XIV.Рефлексия

-В заключение нашего урока прошу вас составить Синквейн.

Первая группа – ключевое слово ( книга). А вторая группа со словом- природа или весна.

- Какую задачу мы ставили вначале урока?

- Удалось ли решить задачу?

- Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться после сегодняшнего урока?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Сармина Александра Евгеньевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства