Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…»
Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…»
Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…»
Цели и задачи урока:
познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина;
развивать творческих способностей, речь обучающихся4
формировать умение определять средства художественной выразительности.
Оборудование:
репродукции картин осени русских художников;
стихотворения А.С. Пушкина;
раздаточный материал в виде таблицы для определения средств художественной выразительности; таблица для написания стихотворения о природе (прием «Синквейн»);
тексты стихотворений А.С.Пушкина.
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Ознакомление с пейзажной лирикой А С.Пушкина (через слайдовую презентацию).
4. Рефлексия
5. Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный.
Приемы: выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по определению средств художественной выразительности.
Эпиграф « Чужих краёв неопытный любитель».
Слово учителя: А.С.Пушкин приходит к нам в раннем возрасте с чарующими стихотворениями о природе. Впервые А.С.Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.
Учитель: Чтобы проследить, как А.С.Пушкин отражает в пейзажной лирике острое восприятие поэтичности окружающего человека мира, в течение урока вам необходимо будет определить средства художественной выразительности и внести в таблицу.
Чтение учеником стихотворения «Послание к Юдину» Приложение 1.
Работа с текстом. На столах у каждого тексты стихотворений А.С.Пушкина. Ребята заполняют таблицу письменно. Один ученик зачитывает примеры средств художественной выразительности. Приложение 1.
Учитель: Природная лирика Пушкина. Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов" близкое ", " заветное ", " родное "?
Когда-то Достоевский сказал: " Красота спасёт мир ". Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.
Чтение стихотворения подготовленным учеником:
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках…
Ученик: Для Пушкина природа, прежде всего поэтическая мастерская. Через природное своеобразие ему открываются тайны национального характера – и горца, и рыбака, и степного кочевника.
Однако поэтическая память Поэта неизменно обращалась к тому, что осталось на родной земле. Пушкин открыл нам притяжение «малой» родины. Для него ею было и подмосковное Захарово, и Псковщина, и просторы Тверского края. И всё любо поэту из растущего и цветущего в отчем краю, нет пристрастия к какому-либо растению, дереву. Природа близка многим героям пушкинских творений.
Пушкин расшифровал одно из важнейших проявлений нашего национального своеобразия и мировосприятия – слитность русского человека с окружающей природой.
Ученик: А.С. Пушкин открыл нам удивительное свойство природы: она звучит, как аккорд к пробуждению дорогих воспоминаний: о детстве и юности, о родных и друзьях, об утратах близких людей.
Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…» »
Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…»
Цели и задачи урока:
познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина;
развивать творческих способностей, речь обучающихся4
формировать умение определять средства художественной выразительности .
Оборудование:
репродукции картин осени русских художников;
стихотворения А.С. Пушкина;
раздаточный материал в виде таблицы для определения средств художественной выразительности; таблица для написания стихотворения о природе (прием «Синквейн»);
тексты стихотворений А.С.Пушкина.
Содержание этапов урока:
Оргмомент.
Мотивационное начало урока. Постановка цели.
Ознакомление с пейзажной лирикой А С.Пушкина (через слайдовую презентацию).
Рефлексия
Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный.
Приемы: выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по определению средств художественной выразительности.
Эпиграф « Чужих краёв неопытный любитель».
Слово учителя: А.С.Пушкин приходит к нам в раннем возрасте с чарующими стихотворениями о природе. Впервые А.С.Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.
Учитель: Чтобы проследить, как А.С.Пушкин отражает в пейзажной лирике острое восприятие поэтичности окружающего человека мира, в течение урока вам необходимо будет определить средства художественной выразительности и внести в таблицу.
Чтение учеником стихотворения «Послание к Юдину» Приложение 1.
Работа с текстом. На столах у каждого тексты стихотворений А.С.Пушкина. Ребята заполняют таблицу письменно. Один ученик зачитывает примеры средств художественной выразительности. Приложение 1.
Учитель: Природная лирика Пушкина. Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов" близкое ", " заветное ", " родное "?
Когда-то Достоевский сказал: " Красота спасёт мир ". Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.
Чтение стихотворения подготовленным учеником:
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках…
Ученик: Для Пушкина природа, прежде всего поэтическая мастерская. Через природное своеобразие ему открываются тайны национального характера – и горца, и рыбака, и степного кочевника.
Однако поэтическая память Поэта неизменно обращалась к тому, что осталось на родной земле. Пушкин открыл нам притяжение «малой» родины. Для него ею было и подмосковное Захарово, и Псковщина, и просторы Тверского края. И всё любо поэту из растущего и цветущего в отчем краю, нет пристрастия к какому-либо растению, дереву. Природа близка многим героям пушкинских творений.
Пушкин расшифровал одно из важнейших проявлений нашего национального своеобразия и мировосприятия – слитность русского человека с окружающей природой.
Ученик: А.С. Пушкин открыл нам удивительное свойство природы: она звучит, как аккорд к пробуждению дорогих воспоминаний: о детстве и юности, о родных и друзьях, об утратах близких людей.
Ученик: Красота естественной природы у А.С. Пушкина сосуществует и соперничает с красотой рукотворной. Поэта впечатляет и наряд древней Москвы, и скромное убранство провинциальных городов, и архитектурное величие Петербурга – «Невы державное теченье, береговой её гранит».
От повседневных невзгод, от обязанностей унижавшего его камерюнкерства, от посягательств «высшего света» на свободу его творчества Пушкин мечтает найти убежище в российской глубинке. Он просит у императора позволения поселиться в деревне. Увы! Он получает только отпуск на 4 месяца.
Ученик читает стихотворение.
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Ученик: Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.
Ученик: Ближайший друг А.С. Пушкина – Иван Пущин отмечал, что «не было почти явления в природе, события в общественной жизни, которые бы прошли мимо него». Пущин считал подарком судьбы, что Пушкин не оказался арестованным вместе с участниками восстания 1825г. А без прикосновения к живой природе, каким бы явился Пушкин-творец?
Учитель: Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы.
Ученик: Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. Послушайте стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” (читает ученик).
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
Ученик: Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок (читает ученик).
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок охраняет.
Ученик: Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение
Стало известно, что Похороны Пугачёвой пройдут на Кузьминском кладбище
По утрам нужно пить 1 чашку Всем курильщикам! Перестать курить можно за 4 дня, если утром...
Жвачка сжигает жир Выбор женщин Казахстана - простой и действенный способ похудения
Лечение шишки дома Опубликован копеечный метод лечения косточки на стопе. Читайте
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою нежною, блистающей смиренно.
Ученик: Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.
Ученик: А.С. Пушкин мог с легкостью перейти от одного времени года к другому, от сегодняшнего дня к вчерашнему. Так в своем стихотворении "Осень" поэт сразу выразил свое отношение ко всем временам года.
Здесь он признается в своей нелюбви к весне:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...
Не любит он и лето:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
К зиме поэт относится более благосклонно:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега...
И только осень действительно мила его сердцу:
Люблю я пышное природы увяданье...
А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой болдинской осени 1830г Поэтом написано около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Все повести Белкина», 10-я глава «Евгения Онегина». Поистине сказалось чудодейственное влияние природы и тишины уединения! На лоне природы отдых и труд для Поэта сливались воедино.
Чтение наизусть отрывка стихотворения «Осень»
...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель: Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). Именно в этих строчках наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты.
- На экране представлены репродукции картин известного русского художника Левитана «Золотая осень», «Осень. Слобода», «Осень. Сокольники».
В какой из них ярче выражены эти признаки? (В картине «Осень. Сокольники»)
Слово учителя: Пушкин неисчерпаем и бесконечно занимателен! Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым.
Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина - А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит " больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни ". В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- ее жизненность, её подлинная человечность.
Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.
Итог урока:
«Природы вновь восторженный свидетель…» Используя прием «Синквейн» , ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина. Приложение 5.