Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога
Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога
По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. (Митина Л.М., Грановская Р.М.) Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых невысокая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Мы рассмотрим такую профессиональную деформацию как синдром эмоционального сгорания, или синдром профессионального выгорания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога»
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации по теме: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»
Тема: «Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога»
Выполнена:
Ивахник Юлией Анатольевной
педагогом – психологом
категория с.з.д.
МКОУ СОШ № 18 с. Шангала
Руководитель:
Ляшенко Людмила Анатольевна,
ст. преподаватель ППТиМО
г.Ставрополь, 2016
Содержание
Введение
Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога
Диагностика уровня "Эмоционального выгорания"
Вывод
Приложения
Актуальность
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность , усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога
По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. (Митина Л.М., Грановская Р.М.) Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых невысокая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Мы рассмотрим такую профессиональную деформацию как синдром эмоционального сгорания, или синдром профессионального выгорания.
Данный термин был предложен американским психологом X.Дж. Фрайденбергом в 1974 г. для характеристики психического состояния людей, работающих в системе "человек - человек", находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
«Синдром эмоционального выгорания» рассматривался как состояние разочарования и крайней усталости.
Современное определение эмоционального сгорания: Синдром профессионального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением повседневной работы.
По Международной классификации болезней (МКБ – 10), данный синдром входит в рубрику Z 73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
Эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда. Причем спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовольствие от похвалы коллеги, и радость от успехов своих подопечных или коллег, и огорчение от сорванного урока, и сожаление из-за неподготовленности ученика к уроку, гордость избранной профессией или разочарование в ней и т. п.
Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь «здравым смыслом», резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов.
Представители профессий "высшего типа" наиболее подвержены синдрому эмоционального сгорания. Этот синдром наблюдается в первую очередь у тех, кто работает с людьми, в напряженной эмоциональной обстановке: у педагогов, врачей, журналистов, психологов, инженеров высшего звена, у людей искусства (художников, писателей). Следовательно, его можно назвать и синдромом профессионального сгорания. И если человек не может справиться с требованиями профессии (а у профессий "высшего типа" это в первую очередь постоянное общение, эмоциональный контакт, сопереживание), у него появляется негативное самовосприятие в профессиональном плане, то есть он перестает ощущать себя профессионалом. В дальнейшем репертуар рабочих действий становится более скудным (специалист раньше мог решать профессиональную задачу множеством способов, а теперь выбирает какой-то один путь). То есть человек начинает профессионально (а в более широком смысле эмоционально) сгорать.
Почему чаще этот синдром развивается у представителей так называемых "высших" профессий?
В профессиях "высшего типа" преобладает творческое начало, что подразумевает постоянную, круглосуточную работу ума и сердца, постоянное общение с людьми. Если, к примеру, сварщик только восемь часов в сутки думает о своих профессиональных обязанностях, то педагоги, журналисты, врачи круглые сутки "на работе". Токарь может повышать свое профессиональное мастерство, не задумываясь над тем, насколько он личностно изменился. У представителей же профессий "высшего типа" продукт труда напрямую зависит от совершенствования личных качеств специалиста. Другими словами, не важно: "злой" токарь работает над деталью или "добрый", благородный или не очень - на параметрах детали это не сказывается. Другое дело учитель начальных классов, который обучает детей. Он просто обязан развивать свои нравственные качества, вступая в общение с учениками, пропускать через сердце их чаяния, помыслы и поступки. А это огромная психическая нагрузка. В этом случае синдром эмоционального сгорания очень опасен. Страдать будут дети.
Причины синдрома эмоционального сгорания:
Монотонность работы
Переживание недостаточности признания и оценки при больших эмоциональных затратах
Нереальность некоторых сроков работы;
Непрерывная работа в течение дня, суток
Неразрешённые личностные конфликты
Конфликты в рабочей среде
Психическая напряженность на работе
Синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
Некоторые индивидуально-психологические особенности педагога.
Особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.
С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.
Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.
Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
К настоящему времени синдром профессионального выгорания включает более 100 симптомов.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Синдром развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Любимые развлечения и пища перестали доставлять удовольствие. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать. Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей. Специалист по привычке может сохранять апломб и респектабельность, но это лишь маска, за которой пустота. Наступает усталость и обессиленность, апатия ко всему, что раньше приносило удовольствие, резкая смена настроений, конфликты на работе и в семье (скрытые и явные), а главное, - теряется смысл и идея того, что делаешь, обесценивается смысл профессии.
Диагностика уровня "Эмоционального выгорания"
В.В.Бойко занимается изучением «выгорания», он определяет стадии и симптомы «выгорания» через взаимосвязь «выгорания» и стресса.
Фазы и симптомы «выгорания» (по В.В.Бойко)
Фаза "НАПРЯЖЕНИЕ"
Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение включает несколько симптомов.
1.Переживание психотравмирующих обстоятельств.
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.
2. Неудовлетворенность собой.
Проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства; человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
3. " Загнанность в клетку».
Симптомы «загнанности в клетку» возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.
4. Тревога и депрессия.
Переживание ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» - это крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального «выгорания».
Фаза "РЕЗИСТЕНЦИЯ"
Резистенция – сопротивление, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Формирование защиты с участием эмоционального «выгорания» происходит на фоне следующих явлений:
Фаза "ИСТОЩЕНИЕ"
Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемы атрибутом личности.
Методика В.В.Бойко может быть использована для диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов. Она дает подробную картину данного синдрома.
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». По количественным показателям правомерно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.
В 2014/2015 уч. г. в МКОУ СОШ № 18 было проведено исследование уровня эмоционального выгорания педагогов с использованием методики В.В. Бойко.
В исследовании принимали участие 16 педагогов школы.
У каждого педагога были определены баллы по каждому симптому, по каждой фазе и сделан вывод о том, насколько каждая из фаз сформировалась.
Из 16 педагогов, принявшихся участие в исследовании:
Ни одна из фаз эмоционального выгорания не сформировалась у 4 педагогов (25%); одна сформировавшаяся фаза у 6 педагогов (31%); все три фазы сформировавшиеся – у 6 педагогов (37%).
Результаты диагностики были представлены индивидуально каждому педагогу.
После обработки результатов методики было проведён психологический семинар «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его профилактика» с применением информационно-коммуникативных технологий (презентации), где был представлен теоретический материал по данной проблеме, даны рекомендации педагогам. Также было проведён семинар-тренинг «Психологическое здоровье учителя» (Приложение 1).
В 2015/2016 учебном году было вновь проведено исследование уровня эмоционального выгорания педагогов с использованием той же методики В.В. Бойко.
Результаты диагностики позволяют говорить о том, что в 2014 - 2015 г. уменьшился процент педагогов, имеющих одну сформировавшуюся фазу эмоционального выгорания.
Однако несколько увеличился процент педагогов, у которых все три фазы находятся в стадии формирования, и процент педагогов, имеющих три сформировавшиеся фазы. Среди них педагоги с разным стажем работы.
Из 17 педагогов, повторно участвующих в данном исследовании улучшились результаты у 7 педагогов (41%); у 5 педагогов (29,5%) остались на том же уровне; у 5 педагогов (29,5%) результаты ухудшились.
Вывод
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ).
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Приложение 1
Тренинговые занятия
Психологическое здоровье учителя
Встреча 1
«Созвездие личностей»
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков и сплоченности, снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении, определить существующие проблемы, которые можно разрешить;
Сплочение группы, создание непринужденной рабочей атмосферы;
Эмоциональная встряска участников тренинга
Установление правил группы
После знакомства ведущий объясняет, что каждая группа должна иметь правила для полноценной и результативной работы. Выносятся правила на обсуждение:
доверительное общение
общение по принципу «здесь и теперь»
искренность в общении
конфиденциальность
определение сильных сторон личности
недопустимость непосредственных оценок человека
введение санкций за нарушение основных правил
Принятые правила вывешиваются на доску, находятся в поле зрения членов группы, могут пополняться по ходу тренинга.
Люди горячие,
Люди холодные,
Иногда я свечусь,
Иногда – словно одурачен.
Люди часто смеются,
Люди часто плачут,
Иногда я счастлив,
Иногда болезненно стеснителен.
Люди могут сжиматься,
Люди могут расти,
Иногда я открыт,
Иногда – не очень.
Чувства – сильные,
Мысли – тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
(Peter Sharp, 2001)
Почему же именно для педагогов так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и эмоциональном плане. Да потому, что эмоциональное состояние одного педагога «зажигает» детей, находящихся рядом с ним. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям. В силу того, что наш окружающий мир стремителен, и мы с вами хотим угнаться за ним, не обращая внимания на свое эмоциональное состояние, а больше сил уходит на выполнение профессиональных обязанностей, требующее от вас терпение, внимание к другим, сопереживание.
Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы, от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой (-ого).
1. Упражнение: “Я знаю, Я умею, Я люблю…”
Цель: знакомство,осознание своей сущности, принятие своих качеств
Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я знаю (умею, люблю) делать …»
Вопросы для обсуждения:
- Кто испытывал неловкость, затруднения?
- Кому показалось, кто-то хвастается?
- Узнали ли вы что-то новое о людях?
- А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?
2. Упражнение: «ДЕВОЧКА, ДРАКОН И САМУРАЙ»
Перед началом игры психолог делит всех участников на две команды и объясняет, что в игре будут участвовать три персонажа: девочка, дракон и самурай.
Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ноги, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать звуки «Ля-ля-ля».
Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р».
Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а».
Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 секунд: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия, соответствующие их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правила: дракон съедает девочку (то есть очко получает команда, изображавшая дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда, изобразившая самурая); девочка покоряет сердце самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).
Обычно игра продолжается до трех победных очков. После игры можно обсудить, была ли у команд какая-то стратегия, на основании чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.
3. Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…»
Участникам предлагается на отдельных листах написать:
Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
4. Упражнение: «Цветные королевства»
Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения. Кроме того, игра развивает сообразительность, инициативность, помогает формированию сплоченности группы.
В сказочном мире существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями. в столице каждого из них стоял дворец. в каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, , фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог. легко догадаться , что в синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом – зеленые. да и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов. в остальном же никаких различий. Даже внешне король синего королевства был похож на короля Зеленого королевства. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру. когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком они из королевств – Синем или Зеленом – они оказались. волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали. однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве он жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. каким образом мы будем это делать? сейчас вы по очереди вытяните карточку и узнаете, какая роль досталась вам в вашей игре – повара, или скажем главного министра. цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. важнейшее условие - никому не показывайте свою карточку! посмотреть карточки можно только пот моей команде.
Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь. одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано и сразу снова положите их «рубашкой» вверх. слева от меня будет располагаться одно королевство, а справа другое. я не знаю, какое из них окажется - Синим, а какое – Зеленым. ваша задача навести порядок в королевствах. вам нужно выстроиться в одну шеренгу – каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.
Какие вы молодцы! Сегодня мы увидели, как наш коллектив может на невербальном уровне почувствовать и понять друг друга, но а для этого просто необходимо вслушиваться и стараться услышать окружающих себя людей.
На этом наш тренинг заканчивается и хочется от вас услышать: что понравилось вам сегодня, а что вас напрягло или смутило? каждый участник по кругу высказывает свое мнение о тренинге.
1. Начальник стражи
2. Главный министр
3. Принц
4. Король
5. Королева
6. Принцесса
7. Повар
8. Астролог
Встреча 2
«Хорошо, когда ты рядом»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, обучение невербальным способам общения, работа в совместной деятельности.
1. Упражнение: «Молчаливое приветствие».
Участники передвигаются по кабинету под музыку и приветствуют друг друга невербально в ритме музыки. Если звучит медленная музыка – участники медленно кланяются друг другу, делают реверансы, улыбаются. Под маршевую (умеренный темп) – как военные отдают друг другу честь или, как политические деятели, приветственно наклоняют голову, делают приветственные жесты. Под быструю музыку – машут друг другу руками, приветствуют с помощью любых танцевальных движений, подмигивают и т.д. Затем все вместе обсуждаем что больше понравилось в приветствии.
2. Упражнение: «Метафорический образ моего настроения»
Сейчас я Вам предлагаю прогуляться вокруг стола, где разложены картинки с различными образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать Ваше настроение. Может быть, одна или две картинки
привлекут Вас своей внутренней метафорой. Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившиеся картинки и возвращаются в круг. Предлагается участникам показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и своим настроение. Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?
3.Упражнение: « Пишущая машинка»
Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т.д. Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту. Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала. А напечатаем мы фразу: «Здоровье — дороже золота» Уильям Шекспир.
Пробел между словами – всем нужно встать. Затем делимся ощущениями друг с другом.
4. Рефлексия
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?
Подведение итогов встречи.
Встреча 3
«Я всегда буду рядом»
Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения от другого человека.
1. Упражнение: «Будем знакомы»
Участники тренинга сидят в кругу. По очереди они называют одну положительную одну отрицательную черту своего характера. Другие участники могут задавать уточняющие вопросы. Задача ведущего – не допустить комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.
2. Упражнение: «Рукопожатие вслепую».
Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать своё ощущение от этих рук и постараться отгадать участника. Затем игроки меняются местами.
3. Упражнение: «Глаза в глаза».
Участники разбиваются на пары и втечение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.
4. Рефлексия. «Цепочка пожеланий на будущее».
Участники тренинга сидят по кругу и, беря друг друга, по очереди за руку говорят пожелание на будущее. После того как все возьмутся за руки говорят друг другу «спасибо за занятие».
Встреча 4
«Решение есть»
Цель: Раскрепощение участников тренинга, развитие навыка невербального общения. Актуализация личностного потенциала педагогов.
1. Упражнение: «Комплимент».
Участники настраиваются на совместную работу, говоря друг другу комплимент любого содержания.
2. Упражнение: «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает
закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться
«спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
3. Упражнение: «Броуновское движение».
Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете?
Все ли соединились с теми, с кем хотели?
4. Рефлексия. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Встреча 5
«Плечом к плечу»
Цель: Упражнения направлены на сплочение коллектива, на раскрепощение участников, на улучшение атмосферы в группе.
1. Упражнение: «Приветствие в парах».
Для того, чтобы добиться лучшего взаимопонимания при общении, желательно проанализировать, как мы приветствуем друг друга. Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным. После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выдвигают по небольшому количеству положительных отзывов о манере поведения, речи, желанию перенять хорошие манеры. Это может выражаться и просто количеством похлопываний по плечу. Вся группа поздравляет победителей. Победители исполняют показательный сеанс нескольких приветствий. Группа награждает победителей аплодисментами.
2. Упражнение: «Веселый мусорщик».
Все участники делятся на команды. Дается задание обмениваться предметами, которые в данный момент имеются в руках и в карманах. Меняться нужно предмет на предмет, имеет значение только количество, без учета ценности. После того, как задание получено, группы должны обсудить тактику работы. В это время ведущий подходит к каждой команде и сообщает настоящие, скрытые задания, которые нужно выполнять в процессе обмена. Примеры заданий:
Обмениваться с партнером, который сидит, когда Вы стоите (пристройка сверху)
Обмениваться только на территории своей команды
Обмениваться, выводя за дверь
Обмениваться, подводя к окну.
Обмениваться, положив руки на плечи.
Процесс обмена снимается и анализируется. Моменты реализации скрытых заданий разбираются с точки зрения техники манипулирования. Успешная реализация оценивается в 10 раз дороже, чем простой обмен.
3. Упражнение: «Змейка».
Все участники группы встают друг за другом и закрывают глаза. Кто встал первым в этой цепочке остается с открытыми глазами. Участникам дается следующее задание: «Вы все одно целое, вы сейчас змейка. Вам нужно пройти полосу препятствий доверившись своей голове». После упражнения задаются следующие вопросы:
Что вы чувствовали, когда шли с закрытыми глазами?
Какого вам было вести за собой несколько человек с закрытыми глазами?
Где вам было лучше: вести или быть ведомым?
Рефлексия: «Последняя встреча».
Представьте себе, что встречи уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».
Памятка педагогу
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
Список используемой литературы:
Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
Бажук, О.В. Профилактика синдрома профессионального выгорания социальных педагогов / О.В. Бажук // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития : материалы II межрегиональной науч.-практ. конф. с международным участием – Омск-Тара, 2009. – С. 16-17. (0,2 п.л.)
Батаршев А.В. Психология управления персоналом. – М.:2007. - 624с
Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: дис. канд. психол. наук. Екатеринбург.2005.190с.
Прибылова Ю.О. «Сохранение психологического здоровья и профилактика «эмоционального выгорания» педагогов». // Естествознание в школе. – 2005. - №6. – с.66-69.