Психологический час: «О толерантности»
Цель: профилактика девиантного поведения среди подростков среднего звена.
Задачи: создавать в школе условия, не провоцирующие отклоняющегося поведения,
дать понятие о толерантности;
укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
способствовать развитию детей в познании себя как личности;
формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня психологический час мы начнем с китайской притчи (звучит музыка, демонстрация слайдов).
Жила-была на свете китайская семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Психолог: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Как можно озаглавить эту притчу?
Как вы думаете, о чем мы с вами поговорим?
(о дружеских взаимоотношениях в классе, о любви, прощении и терпении)?
А класс – это тоже наша большая семья.
Психолог: Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях:
- он умел учитывать настроения окружающих;
- уважительно к ним относился;
- искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.
И при этом он умел сохранять свои собственные принципы.
Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь. Что же значит толерантность?
(слайды «определение толерантности»)
Психолог: А теперь мы определим, насколько толерантен каждый из нас?
(слайды – «Насколько я толерантен?»)
Вы должны, читая каждый пункт, оценить себя по 5 бальной шкале.
Итог: каждый из вас оценил себя и видит, какие качества в себе надо вырабатывать, воспитывать.
- А кто хочет рассказать, как оценил свою толерантность?
(слайды – «Чем мы похожи?»)
Психолог: герои этого слайда предлагают определить, чем они похожи?
(ответы учеников)
Психолог: Давайте поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга в классе? (мальчики – девочки, высокие – низкие и т.д.)
(ответы учеников)
Психолог: Скажите, возможно ли нравиться всем? Почему? (разные, воспитание, характер, возраст)?
- А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!
- А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?
( слайд « Плохо одному»)
- Посмотрите на этот снимок. Что можно сказать об этом мальчике?
- Почему он одинок?
- Что вы посоветовали бы мальчику и классу?
Психолог: Чтобы класс был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.
(слайды про законы дружбы)
- А чем бы вы дополнили законы дружбы?
Игра «Волшебная лавка» (выходит ученица Дарья - продавец)
Продавец: Я хозяйка волшебной лавки. В моей лавке есть необычные вещи. Вы можете их приобрести и наклеить на Дерево толерантности, но взамен вы должны сделать какой- то сюрприз.
( поет песню Айгерим «Если добрый ты»)
Психолог: Ребята, посмотрите на Дерево толерантности. Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.
Каким должен быть толерантный человек?
Психолог: Я хотела бы предложить вашему вниманию маленький эпизод из фильма «Меня зовут Кожа». Посмотрите и оцените поступки мальчика.
(просмотр отрывка фильма)
Психолог: Что вы можете сказать о толерантности Кожи?
(ответы учащихся)
Можно ли уважать Кожу, за что?
Психолог: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.
Посмотрите сценку и оцените поступки героев:
Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте »
Мальчик и девочка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый мальчик. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девочка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил мальчик, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.
Мальчик: - А нам-то что? Он сам виноват.
Девочка: - Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.
Мальчик: Учиться надо, а не прогуливать уроки. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду, – девочка вырвала руку.
- Я тебя не пущу.
Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.
- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девочка оттолкнула мальчика и подошла к нему. Мальчик еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку и сказала: - Я дружить с тобой больше не буду.
- Что с тобой? – спросила она, - Что с твоей ногой?
- Я подвернул ее … Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Потерпи. Я пойду вызову врача. (Уходит)
- Спасибо, девочка, спасибо.
Психолог: Почему мальчик отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты.
Психолог: Давайте подумаем, что можно изобразить на эмблеме толерантности?
(ответы детей)
Заключительное слово:
- Сегодня на психологическом часе мы узнали о толерантности, говорили о том, какие мы разные:
Я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
(слайд – фото класса «Мы все такие разные, но вместе нам хорошо)
Исполняют песню «Улыбка»