kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательный час "Толерантность - путь к миру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Введение в тему.

3. Знакомство с новым понятием.

4. Упражнение на закрепление понятия «толерантность». 

5. Решение проблемных ситуаций. 

6. Обобщающая беседа. 

7. Итог воспитательного часа «В добрый путь».

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Толерантность - путь к миру"»




Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл ауданы Урюпинка ауылы, жетім балалар мен ата-анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған № 1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.


Коммунальное государственное учреждение «Комбинированный детский дом для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 1, село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области






























Тәрбиеші: Червоняк Л.А.

Цели: 

- знакомство воспитанников с понятием «толерантность», его происхождением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;

- в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости понять самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими.


Задачи:

Образовательные:

- помочь ребятам понять, почему так важно уважать окружающих;

- объяснить, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;

- развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательные:

- воспитание позитивных качеств личности подростков, уверенности в своих силах, доброжелательного отношения друг к другу, умения сотрудничать;

- формировать навыки адекватного общения со взрослыми и сверстниками.


Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, ручки, интерактивная доска, плакат, слайды.


1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Пусть наше занятие принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.



2. Введение в тему.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я пригласила Вас на воспитательный час, цель которого в атмосфере взаимного доверия психологической открытости понять самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми. Надеюсь, что наше занятие будет для вас полезным и интересным, так как сегодня мы будем учиться быть друг к другу более доброжелательными. Я буду рада, если вы с помощью нашего занятия увидите пути улучшения своего характера и положения среди друзей, если поймете, как можно воспитать в себе важные для самостоятельной жизни качества личности.

Мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему нашего воспитательного часа.

Притча называется «Ладная семья».

Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».


Воспитатель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: любовь, терпение, прощение.


Воспитатель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…


Воспитатель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Что же такое толерантность?

Последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Вы выпускники школы. Какими вы должны быть, чтобы быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадете после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям жизни возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений, качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. Люди не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются не способными к изменениям, которые требует от них жизнь. В мире люди разные и внешне, и внутренне, разные по физическому и умственному развитию. Встречаются люди с физическими недостатками и люди с нарушением здоровья.

Ребята, помните всегда, человек с ограниченными возможностями, такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Такой человек приспосабливается к обществу обыкновенных людей, и сделать ему это очень сложно, и мы должны всегда помогать такому человеку.

Мы с вами очень разные. Так давайте же не оценивать людей, а ценить. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята в классе были преданными друзьями, потому что у вас разное воспитание, образование, желание учиться, потребности, разные характеры и так далее. Но мы можем с вами жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать такими, какие мы есть, то есть быть толерантными.


3. Знакомство с новым понятием.

(На интерактивной доске понятие толерантности)

Воспитатель: Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, легко относиться к их промахам и ошибкам.


В английском языке понятие «толерантность» - это устойчивость, выносливость, терпимость.

Во французском языке «толерантность» - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения.

В китайском языке «толерантность» - позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.

В арабском языке толерантность – это снисхождение мягкость, сострадание, терпение, расположение к другим.

Воспитатель: Ребята, а что же объединяет эти определения?

Ответы детей: умение жить в мире и согласии


4. Упражнение на закрепление понятия «толерантность».

У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира.


а) Соотнесите высказывания с заповедью.

(С карточек белого цвета дети зачитывают)

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения»                         (возлюби ближнего своего)

«Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия»                (не убий)

«Не делай другому того, от чего больно тебе»                  (золотое правило)

«Ничто притворное не может быть продолжительным»   (не лги)

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей»        (почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность        (не кради)


Воспитатель: Итак, быть толерантным, значит:

Уважать другого.

Любить ближнего своего.

Не злиться.

Быть добрым, терпимым.

Сострадать.


Воспитатель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.


б) Определение качеств толерантной личности.

Воспитатель:  Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека.

Выберите те, которые характеризуют толерантную личность и прикрепите их на лучи солнца.

Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть


Воспитатель: И так, толерантная личность обладает следующими качествами… (дети крепят качества к доске)


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прейти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным взглядам, традициям.


А остальные оставшиеся карточки мы отнесем во второй столбик: интолерантный путь.

Здесь мы видим два пути развития личности: толерантный и интолерантный.


К первому относятся люди делающие добро. Интолерантный путь характеризует человека с низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Воспитатель:

- Как вы думаете, какой путь более правильный?

- А все ли мы обладаем качествами толерантной личности? (Ответы детей: нет, не все мы обладаем, потому что ссоримся, ругаемся)

- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? (Ответы детей)

- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами? (Ответы детей)


5. Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха, не будем с ним дружить!». Твои действия…

Ситуация 2.

Сергей дежурил по игровой. Приготовил воду для ног. Ребята начали мыть ноги. Андрей мыл первым. Воды было много и когда Андрей опустил в него ноги, вода вылилась из тазика на пол.

Сергей начал возмущаться: «Я не буду вытирать пол, кто разлил, пусть тот и вытирает!».

Андрей: «Но ты же дежурный, значит, ты и должен вытирать».

Сергей: «А что это я должен – ты же разлил».

Андрей: «Я не буду вытирать!»

Сергей: «Я тоже не буду!»

Ребята, как выйти из этой ситуации?


 Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?


6. Обобщающая беседа.

Воспитатель:

- Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас? (Ответы детей)

- Что вы чувствовали в тот момент? (Ответы детей)

- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо? (Ответы детей)

- Как вы думаете, что чувствовал тот человек? (Ответы детей)

- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости? (Ответы детей)


Я даю вам наставление, которое поможет вам жить в мире. 

Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.


Воспитатель: А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону? (Ответы детей)

- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

7. Итог воспитательного часа «В добрый путь».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»


Завершим наше занятие словами Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди»


Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.


Спасибо всем за внимание и хорошую работу!



















Список литературы:


1.Бодрилин А.П.проблема толерантности в свете учения о ценностях.

2. Вестник РУДН.философия 1991, №1

3. Лекторский В О толерантности 1997,№11.

4. Жукова Т.И. Толерантность –человеческая добродетель с-28-29.

5. Журнал Внеклассная работа 2015, №4 с-6-8.

6. Интернет ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Воспитательный час "Толерантность - путь к миру"

Автор: Червоняк Людмила Анатольевна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 402924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка классного часа "Толерантность - путь к миру" "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-tolierantnost-put-k-miru"
    ["file_id"] => string(6) "133838"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416588481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "разработка кураторского часа на тему "Толерантность - путь к миру""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-kuratorskogho-chasa-na-tiemu-tolierantnost-put-k-miru"
    ["file_id"] => string(6) "329788"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464020426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час на тему "Что такое толерантность?" "
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi-chas-na-tiemu-chto-takoie-tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "213889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432152344"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Воспитательный план на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(41) "vospitatielnyiplanna20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "313794"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459535272"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час "Что такое толерантность" "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-chto-takoie-tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "116074"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412248469"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства