kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антон Павлович Чехов вошел в историю русской литературы как замечательный представитель критического реализма конца XIX века. Важная черта его личности — его страсть к путешествиям, желание увидеть новые земли и новых людей. Практическое изучение родной страны  имело в его глазах самодовлеющую и громадную ценность. Несомненно, что  для  Чехова встречи с населяющими Россию людьми нерусских  национальностей и живое общение с ними было очень важно. Антон Павлович с особой теплотой и сердечностью отзывается о татарах, китайцах, с восхищением характеризует он в своих путевых заметках своеобразный тип коренного населения разных уголков России. «Боже мой, как богата Россия людьми! — восклицает он.  Во времена Великого писателя не было такого понятия, как толерантность, да и мы с вами узнали его совсем недавно. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостояли друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали  реальностью. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема  всего мира. Исследуя специальную литературу, изучая декларации и документы, посвященные воспитанию толерантного сознания в обществе, можно сказать, что в государственном плане толерантность - специфическая психологическая установка, ориентирующаяся на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Сегодня существует миф о том, что толерантная культура зародилась исключительно на Западе. Россия же в своей истории, как в дореволюционное время, так и в советский период якобы не знала, что такое толерантность. Но это не так. Если обратиться к истории российской империи, то, наряду с насилием, в ее политике всегда присутствовали принципы толерантности. Например, в ходе присоединения среднеазиатских земель русская администрация гарантировала не только неприкосновенность имущественных прав населения, но и привилегии местным правителям, представители которых вдобавок к прежним званиям получили дворянские титулы и офицерские звания. Царские власти не просто демонстрировали веротерпимость, но и стремились покровительствовать представителям других конфессий. Сохранялись привилегии, доходы и владения местного духовенства. В отличие от Британии и Франции, Россия не устанавливала на покоренных территориях колониальный режим, а ее власть направлялась не столько на эксплуатацию завоеванных земель, сколько на скорейшее слияние с Центральной Россией. Россия при этом почти всегда была донором таких территорий и стремилась поддерживать уровень их жизни через централизованный механизм дотаций. Такая же политика проводилась и в советское время, идеологическими лозунгами которой были такие толерантные понятия, как "дружба и братство между народами", "мирное сосуществование". Таким образом, можно сказать о том, что российская история и культура имеет массу примеров толерантных взаимоотношений и опыта толерантности.  В одном из своих последних выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование сказал: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.                                                                                                                        В декларации принципов толерантности,  утвержденной резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО  говорится: «В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем толерантности».

  31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.   А президент РФ Дмитрий Медведев предложил проводить 1 сентября уроки толерантности.  "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений. Мы должны работать над тем, чтобы все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", - считает Д.А. Медведев.  По словам министра образования Андрея Фурсенко, « в воспитании и образовании толерантность нужно рассматривать не только как терпимость, но и норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами,  условие сохранения разнообразия, историческое право на отличность, непохожесть».                                                                                                                      Происшедшие в России резкие перемены последних лет значительно осложнили межнациональные отношения среди населяющих её народов, что часто приводит к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание всем тем, кто занимается воспитательной работой необходимо обратить на формирование терпимого отношения к представителям других наций. Основные направления даёт правительственная программа названная “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе”. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей ей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций часто носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.                                                                                                                                     Воспитывая толерантность, в частности у студентов, мы должны разъяснять им, что  её основой является признание права на отличие. Это проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей других национальностей и веры. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться и в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.  При индивидуальном общении со студентами, на классных часах  следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. Роль учителя при этом очень высока. Он может и должен: воспитывать в духе мира; признавать способности и особенности каждого и уважать чувства и позиции воспитанников; уметь их слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность. 

В нашем колледже обучаются и дети с ограниченными возможностями. Во многом благодаря атмосфере толерантного отношения, они довольно легко включаются в учебный процесс, и как отмечают их родители, адаптируются  к жизни в обществе. Проводя классные часы по толерантности с целью закрепления полученных знаний о её чертах, можно  разделить студентов на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности. Почти всегда ребята правильно оценивают и выделяют черты  толерантного и интолерантного человека. Такие классные часы ежегодно проводятся в нашем колледже 16 ноября.

Следующий интересный аспект воспитания культуры межнационального общения - это использование народных игр. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности, педагогическая практика подтверждает её целесообразность. В следующем году у нас есть планы проведения соревнований по национальным играм, надеемся воплотить их в жизнь.                                       

На  ежегодном Дне Науки, наши студенты часто представляют учебно-исследовательские работы, связанные с проблемами толерантности. Например, в этом году студенты 112 группы Сыромятников Алексей и Губеева Светлана, под руководством преподавателя религиоведения Бадретдиновой  С. Ф. показали исследование на тему:           « Национальный состав Самарской области на примере ГОУ СПО «Медико – социальный колледж»                                                                                                                                                           В Концепции модернизации российского образования, говорится, что толерантность сейчас должна активно внедряться в воспитательный процесс, нужно формировать правильное отношение к ней, как к важнейшей ценности общества с  целью воспитания чутких и ответственных граждан, гармонично развитых личностей, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность, как раз на это направлены мероприятия,  которые проводятся у нас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ» »

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ»

Преподаватели: Пелеганчук Е.В., г. Самара,

Антон Павлович Чехов вошел в историю русской литературы как замечательный представитель критического реализма конца XIX века. Важная черта его личности — его страсть к путешествиям, желание увидеть новые земли и новых людей. Практическое изучение родной страны имело в его глазах самодовлеющую и громадную ценность. Несомненно, что для Чехова встречи с населяющими Россию людьми нерусских национальностей и живое общение с ними было очень важно. Антон Павлович с особой теплотой и сердечностью отзывается о татарах, китайцах, с восхищением характеризует он в своих путевых заметках своеобразный тип коренного населения разных уголков России. «Боже мой, как богата Россия людьми! — восклицает он. Во времена Великого писателя не было такого понятия, как толерантность, да и мы с вами узнали его совсем недавно. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостояли друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальностью. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема всего мира. Исследуя специальную литературу, изучая декларации и документы, посвященные воспитанию толерантного сознания в обществе, можно сказать, что в государственном плане толерантность - специфическая психологическая установка, ориентирующаяся на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

В духе такой трактовки толерантности в нашей стране принимаются различные законодательные акты, которые, основаны на следующем положении: "Именно образование позволяет человеку быть открытым и толерантным к окружающему миру, проявлять живой и доброжелательный интерес к судьбам других людей и народов, сокровищам мировой культуры, или же вести ущербное, ограниченное, изолированное существование лишенное созидания и творчества, тогда человек становится потенциальной жертвой экстремизма и радикализма". Базовые ценности "культуры мира" сейчас рекламируются в СМИ, а также через соответствующую ориентацию образования в сторону "формирования у учащихся универсальных гуманитарных ценностей человекоуважения". Толерантность различают по сферам проявления.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические взгляды.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности с учетом ее менталитета, культуры, религии, своеобразия самовыражения.

Сегодня существует миф о том, что толерантная культура зародилась исключительно на Западе. Россия же в своей истории, как в дореволюционное время, так и в советский период якобы не знала, что такое толерантность. Но это не так. Если обратиться к истории российской империи, то, наряду с насилием, в ее политике всегда присутствовали принципы толерантности. Например, в ходе присоединения среднеазиатских земель русская администрация гарантировала не только неприкосновенность имущественных прав населения, но и привилегии местным правителям, представители которых вдобавок к прежним званиям получили дворянские титулы и офицерские звания. Царские власти не просто демонстрировали веротерпимость, но и стремились покровительствовать представителям других конфессий. Сохранялись привилегии, доходы и владения местного духовенства. В отличие от Британии и Франции, Россия не устанавливала на покоренных территориях колониальный режим, а ее власть направлялась не столько на эксплуатацию завоеванных земель, сколько на скорейшее слияние с Центральной Россией. Россия при этом почти всегда была донором таких территорий и стремилась поддерживать уровень их жизни через централизованный механизм дотаций. Такая же политика проводилась и в советское время, идеологическими лозунгами которой были такие толерантные понятия, как "дружба и братство между народами", "мирное сосуществование". Таким образом, можно сказать о том, что российская история и культура имеет массу примеров толерантных взаимоотношений и опыта толерантности. В одном из своих последних выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование сказал: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО говорится: «В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем толерантности».

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. А президент РФ Дмитрий Медведев предложил проводить 1 сентября уроки толерантности. "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений ... Мы должны работать над тем, чтобы все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", - считает Д.А. Медведев. По словам министра образования Андрея Фурсенко, « в воспитании и образовании толерантность нужно рассматривать не только как терпимость, но и норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами, условие сохранения разнообразия, историческое право на отличность, непохожесть». Происшедшие в России резкие перемены последних лет значительно осложнили межнациональные отношения среди населяющих её народов, что часто приводит к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание всем тем, кто занимается воспитательной работой необходимо обратить на формирование терпимого отношения к представителям других наций. Основные направления даёт правительственная программа названная “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе”. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей ей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций часто носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. Воспитывая толерантность, в частности у студентов, мы должны разъяснять им, что её основой является признание права на отличие. Это проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей других национальностей и веры. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться и в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. При индивидуальном общении со студентами, на классных часах следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. Роль учителя при этом очень высока. Он может и должен: воспитывать в духе мира; признавать способности и особенности каждого и уважать чувства и позиции воспитанников; уметь их слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.

В нашем колледже обучаются и дети с ограниченными возможностями. Во многом благодаря атмосфере толерантного отношения, они довольно легко включаются в учебный процесс, и как отмечают их родители, адаптируются к жизни в обществе. Проводя классные часы по толерантности с целью закрепления полученных знаний о её чертах, можно разделить студентов на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности. Почти всегда ребята правильно оценивают и выделяют черты толерантного и интолерантного человека. Такие классные часы ежегодно проводятся в нашем колледже 16 ноября.

Исторически наша страна - это сообщество разных этносов, культур и религий, поэтому, возвращаясь к вопросу о развитии этнической толерантности, как основе культуры межнациональных отношений можно предложить посещение этнографических музеев, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов. В частности в нашем колледже проводятся экскурсии в Самарский дом дружбы народов, где располагаются национальные общества народов, населяющих нашу область. Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. При этом следует учитывать избирательность интересов студентов, специфику нашего региона. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Молодёжь может знакомиться с историей своего края, с интересными людьми, представителями той или иной национальности, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, глубже изучать творчество национальных поэтов и писателей.

Проведению целенаправленной работы по воспитанию толерантности, как неотъемлемой черты гармонично развитой личности в Самарском медико-социальном колледже уделяется большое значение. У нас многонациональный состав студентов. В колледже стал традиционным фестиваль народов Поволжья «Венок Дружбы», на котором ярко представляются народы, живущие в регионе. На фестивале в прошлом году рабочие группы под руководством преподавателей колледжа собрали, систематизировали и представили огромный этнографический материал по семи народам, проживающим на территории Поволжья. Было рассказано о культуре народов: религии, жилище, одежде, пище, этических нормах, национальных традициях и обычаях, писателях, поэтах, ярких представителях национальностей. Кроме того, были представлены национальные песни, танцы, национальные блюда. Фестиваль был подготовлен в тесном сотрудничестве с национальными обществами татарского, украинского, русского, чувашского, мордовского, армянского и казахского народов. В этом году фестиваль был посвящен вкладу народов России в победу в ВОВ. Проведена большая поисковая работа, собранный материал был представлен в виде презентаций и докладов на общем форуме.

Следующий интересный аспект воспитания культуры межнационального общения - это использование народных игр. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности, педагогическая практика подтверждает её целесообразность. В следующем году у нас есть планы проведения соревнований по национальным играм, надеемся воплотить их в жизнь.

На ежегодном Дне Науки, наши студенты часто представляют учебно-исследовательские работы, связанные с проблемами толерантности. Например, в этом году студенты 112 группы Сыромятников Алексей и Губеева Светлана, под руководством преподавателя религиоведения Бадретдиновой С. Ф. показали исследование на тему: « Национальный состав Самарской области на примере ГОУ СПО «Медико – социальный колледж» В Концепции модернизации российского образования, говорится, что толерантность сейчас должна активно внедряться в воспитательный процесс, нужно формировать правильное отношение к ней, как к важнейшей ценности общества с целью воспитания чутких и ответственных граждан, гармонично развитых личностей, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность, как раз на это направлены мероприятия, которые проводятся у нас.

Литература:

  1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

  2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

  3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

  5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

  6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

  7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

  8. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.

  9. Толерантность. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

  10. Толерантность А.Б. Орлов, А.З.Шапиро. Энциклопедия "Кругосвет"

  11. Сайт "Толерантность: декларация принципов"

  12. Как воспитать толерантность

  13. Толерантность. Программа правительства Санкт-Петербурга

  14. http://www.yspu.yar.ru





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ»

Автор: Пелеганчук Елена Вячеславовна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-tolierantnykh-kachiestv-u-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "294722"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455715740"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа развития воспитательной компоненты школы "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-razvitiia-vospitatiel-noi-komponienty-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "225149"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439456177"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства