Антон Павлович Чехов вошел в историю русской литературы как замечательный представитель критического реализма конца XIX века. Важная черта его личности — его страсть к путешествиям, желание увидеть новые земли и новых людей. Практическое изучение родной страны имело в его глазах самодовлеющую и громадную ценность. Несомненно, что для Чехова встречи с населяющими Россию людьми нерусских национальностей и живое общение с ними было очень важно. Антон Павлович с особой теплотой и сердечностью отзывается о татарах, китайцах, с восхищением характеризует он в своих путевых заметках своеобразный тип коренного населения разных уголков России. «Боже мой, как богата Россия людьми! — восклицает он. Во времена Великого писателя не было такого понятия, как толерантность, да и мы с вами узнали его совсем недавно. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостояли друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальностью. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема всего мира. Исследуя специальную литературу, изучая декларации и документы, посвященные воспитанию толерантного сознания в обществе, можно сказать, что в государственном плане толерантность - специфическая психологическая установка, ориентирующаяся на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Сегодня существует миф о том, что толерантная культура зародилась исключительно на Западе. Россия же в своей истории, как в дореволюционное время, так и в советский период якобы не знала, что такое толерантность. Но это не так. Если обратиться к истории российской империи, то, наряду с насилием, в ее политике всегда присутствовали принципы толерантности. Например, в ходе присоединения среднеазиатских земель русская администрация гарантировала не только неприкосновенность имущественных прав населения, но и привилегии местным правителям, представители которых вдобавок к прежним званиям получили дворянские титулы и офицерские звания. Царские власти не просто демонстрировали веротерпимость, но и стремились покровительствовать представителям других конфессий. Сохранялись привилегии, доходы и владения местного духовенства. В отличие от Британии и Франции, Россия не устанавливала на покоренных территориях колониальный режим, а ее власть направлялась не столько на эксплуатацию завоеванных земель, сколько на скорейшее слияние с Центральной Россией. Россия при этом почти всегда была донором таких территорий и стремилась поддерживать уровень их жизни через централизованный механизм дотаций. Такая же политика проводилась и в советское время, идеологическими лозунгами которой были такие толерантные понятия, как "дружба и братство между народами", "мирное сосуществование". Таким образом, можно сказать о том, что российская история и культура имеет массу примеров толерантных взаимоотношений и опыта толерантности. В одном из своих последних выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование сказал: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО говорится: «В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем толерантности».
31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. А президент РФ Дмитрий Медведев предложил проводить 1 сентября уроки толерантности. "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений. Мы должны работать над тем, чтобы все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", - считает Д.А. Медведев. По словам министра образования Андрея Фурсенко, « в воспитании и образовании толерантность нужно рассматривать не только как терпимость, но и норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами, условие сохранения разнообразия, историческое право на отличность, непохожесть». Происшедшие в России резкие перемены последних лет значительно осложнили межнациональные отношения среди населяющих её народов, что часто приводит к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание всем тем, кто занимается воспитательной работой необходимо обратить на формирование терпимого отношения к представителям других наций. Основные направления даёт правительственная программа названная “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе”. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей ей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций часто носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. Воспитывая толерантность, в частности у студентов, мы должны разъяснять им, что её основой является признание права на отличие. Это проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей других национальностей и веры. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться и в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. При индивидуальном общении со студентами, на классных часах следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. Роль учителя при этом очень высока. Он может и должен: воспитывать в духе мира; признавать способности и особенности каждого и уважать чувства и позиции воспитанников; уметь их слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.
В нашем колледже обучаются и дети с ограниченными возможностями. Во многом благодаря атмосфере толерантного отношения, они довольно легко включаются в учебный процесс, и как отмечают их родители, адаптируются к жизни в обществе. Проводя классные часы по толерантности с целью закрепления полученных знаний о её чертах, можно разделить студентов на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности. Почти всегда ребята правильно оценивают и выделяют черты толерантного и интолерантного человека. Такие классные часы ежегодно проводятся в нашем колледже 16 ноября.
Следующий интересный аспект воспитания культуры межнационального общения - это использование народных игр. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности, педагогическая практика подтверждает её целесообразность. В следующем году у нас есть планы проведения соревнований по национальным играм, надеемся воплотить их в жизнь.
На ежегодном Дне Науки, наши студенты часто представляют учебно-исследовательские работы, связанные с проблемами толерантности. Например, в этом году студенты 112 группы Сыромятников Алексей и Губеева Светлана, под руководством преподавателя религиоведения Бадретдиновой С. Ф. показали исследование на тему: « Национальный состав Самарской области на примере ГОУ СПО «Медико – социальный колледж» В Концепции модернизации российского образования, говорится, что толерантность сейчас должна активно внедряться в воспитательный процесс, нужно формировать правильное отношение к ней, как к важнейшей ценности общества с целью воспитания чутких и ответственных граждан, гармонично развитых личностей, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность, как раз на это направлены мероприятия, которые проводятся у нас.