Открытое мероприятие для педагогов "Дети и интернет"
Открытое мероприятие для педагогов "Дети и интернет"
Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет. Ознакомить педагогов с различными опасностями в сети Интернет и помочь избежать этих опасностей, формирование навыков безопасного поведения в Интернет - пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие для педагогов "Дети и интернет"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РЕБЁНОК И ИНТЕРНЕТ: ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ НАШИХ ДЕТЕЙ»
Авторы:
практический психолог Серикова О.В.
практический психолог Новикова Ю.А.
г.Торез 2018
Цель: Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Ознакомить педагогов с различными опасностями в сети Интернет и помочь избежать этих опасностей, формирование навыков безопасного поведения в Интернет - пространстве.
Задачи:
Повышение уровня знаний о возможностях использования сети Интернет:
• получение интересной и полезной информации;
• общение и коммуникация;
• возможности для обучения;
• игровая деятельность.
Повышение уровня знаний об основных опасностях при использовании сети Интернет.
Усвоение правил безопасного использования Интернета.
Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в Интернете.
Формирование системы действий и способов совладения при столкновении с неприятными и опасными ситуациями.
Развитие навыков поведения в опасных ситуациях в условии Интернета.
Профилактика Интернет зависимости.
Формирование навыков целеполагания и уверенного поведения.
План семинара
Встреча и регистрация участников семинара.
Презентация «Ребенок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей» 20 мин.
Интересные факты об Интернете 5 мин.
Упражнение № 1 «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» 10 мин.
Упражнение № 2 «Реклама» 15 мин.
Упражнение № 3 «Достоинства и недостатки» 15 мин.
Упражнение № 4 «Ситуация» 15 мин.
Упражнение № 5 «Если не будет Интернета» 10 мин.
Упражнение № 6 «Тест для диагностики компьютерной зависимости» 15 мин.
Видеоролик «Безопасный Интернет детям!» 1 мин.
Видеоролик «Вы знаете, что делают ваши дети в Интернете» 1 мин.
Упражнение №7 «Заполни пустоту» 15 мин.
Время проведения: 2 часа 30 мин.
(Слайд 1)
«Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей».
(Слайд 2)
Сегодня все больше и больше компьютеров подключается к работе в сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете. Темп изменений в обществе нарастает, и время настойчиво стучится в двери школы. Современные школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10–15 лет назад. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильниками, смартфонами, айпадами, легко совмещают реальность и виртуальность.
(Слайд 3)
В жизни цифрового поколения есть немало преимуществ, обретенных благодаря эпохе Интернета. Возьмем, например, загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением. Мы, взрослые, нередко наблюдаем картину, когда ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в Сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. Такой режим деятельности характерен не только для работы за домашним компьютером — это происходит и на уроках в школе. Если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые на первый взгляд невнимательны и стремятся заняться посторонними делами. Другой образ жизни предполагает другой темп, надо успеть многое увидеть, сделать, на многое отреагировать.
(Слайд 4)
Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Интернет позволяет вам:
• общаться с друзьями, семьей, коллегами;
• получать доступ к информации и развлечениям;
•учиться, встречаться с людьми и узнавать новое.
(Слайд 5)
Без преувеличения Интернет - всемирная сеть, в которой чтобы мы ни искали - это обязательно найдется. Однако не стоит забывать, что это система, внутри которой детей могут подстерегать опасности.
(Слайд 6)
Давайте рассмотрим плюсы и минусы Интернет пространства:
(Слайд 7)
С каждым годом дети и подростки все больше времени проводят в Интернете. По данным исследования Фонда Развития Интернет (2013), в среднем 89 % российских детей 12–17 лет, пользующихся Интернетом, выходят в Сеть каждый или почти каждый день в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. По сравнению с данными 2010 г. число таких подростков увеличилось. Отметим, что ежедневно пользуется Интернетом лишь половина всех опрошенных взрослых — родителей подростков (рис.1).
Каждый десятый подросток пользуется Интернетом 1–2 раза в неделю, реже бывают в он-лайн лишь единицы. В выходные дни вИнтернете от 5 до 8 часов проводит каждый шестой школьник и только каждый 25-й взрослый.
(Слайд 8)
Это говорит о том, что время, проводимое детьми-пользователями в Сети, становится значимой частью их распорядка дня, а Интернет — тем фактором, который определяет новый образ жизни. Учитывая высокую интенсивность потока информации и коммуникации в течение Интернет -сеансов, нельзя недооценивать их влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка. Интернет для детей, рано и интенсивно начинающих им пользоваться, выступает новым инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов. Эти процессы, в соответствии с культурно исторической теорией Льва Семеновича Выготского, являются социальным по происхождению.
Они не заданы природой, а формируются обществом и его культурой. Они опосредуют и оформляют всю жизнедеятельность человека. Их адекватное развитие является основой успешного обучения. Если до эпохи новых инфокоммуникационных технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка и детей между собой, то сегодня Интернет в значительной степени опосредует такое взаимодействие.
(Слайд 9)
Рассмотрим некоторые векторы изменений, связанных с высшими психическими функциями.
Память. У детей,активно пользующихся поисковыми системами Интернета,по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в Сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться. Взрослые сами понемногу перестают запоминать телефоны, адреса и другую ежедневно необходимую информацию, которая раньше естественно удерживалась в нашей памяти. Дети же с рождения живут в цифровом мире. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации.
Внимание.Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той,чтобыла 10–15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.
(Слайд 10)
Так почему же дети уходят в Интернет?
Психологи выделяют несколько причин:
- Лень
- Одиночество, отсутствие друзей
- Игры заманивают
- Кажущаяся легкость в общении
- Проблемы в семье
- Неумение занять себя
- Слишком много свободного времени
(Слайд 11)
Почему Интернет затягивает?
Психологи говорят:
«Дети признались, что виртуальная жизнь дает им самое главное - в ней они могут быть теми, кем хотят быть. А если им что-то не нравится – они могут просто нажать кнопку выхода».
Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Давайте задумаемся, почему мы не оставим ребенка с незнакомым человеком? Правильно, мы не знаем его целей, а с неизвестной информацией в Интернете, мультипликационным фильмом, книгой, авторов и целей которой мы не знаем, оставляем. Не комментируем, не обсуждаем, не возвращаемся к увиденному и прочитанному. Мы учим детей защищаться от плохого человека, вести себя в критической ситуации, возникающей в период стихийных бедствий. Но, не учим главному!…
Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – ребенка. Когда мы радуемся, что ребенок, сидящий за компьютером, рядом с нами, мы не задумываемся над тем, что ребенок виртуально далеко от нас. Кто в этот момент управляет им? Кто манипулирует?
Мы, взрослые, отстаем от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.
(Слайд12)
И так, какие же существуют Угрозы, подстерегающие ребенка в Глобальной сети?
Даже случайный клик по всплывшему баннеру или переход по ссылке может привести на сайт с опасным содержимым!
(Слайд13)
Депрессивные молодежные течения
Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
(Слайд14)
Порнография
Опасна избыточной информацией и грубым, часто извращенным, натурализмом. Мешает развитию естественных эмоциональных привязанностей.
(Слайд15)
Наркотики
Интернет пестрит новостями о “пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления “зелья”.
(Слайд16)
Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты
К сожалению уже было много случаев, когда педофилы выдавали себя за одного из детей или выдуманных персонажей, чтобы войти к ним в доверие и завести пошлые или открыто сексуальные беседы с ними или даже договориться о личной встрече.
(Слайд17)
Секты
Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам “проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
(Слайд18)
Экстремизм, национализм, фашизм
Все широкие возможности Интернета используются представителями экстремистских течений для того, чтобы заманить в свои ряды новичков.
(Слайд19)
Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми.
Педагоги способны быть проводниками детям в мир знаний, но, в то же время не допустить, чтобы неустойчивая подростковая психика подвергалась информационному насилию, подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную безопасность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной. Проблема защиты детей от информации напрямую связана с темой образования. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования.
(Слайд 20)
Что такое информационная безопасность? Это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
(Слайд 21)
Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в ЗАКОНЕ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ № 79-IHC от 02.10.2015 действующая редакция по состоянию на 29.03.2016. Закон закладывает правовые основы для кардинального преобразования информационного пространства общества с учетом потребности формирования социальной среды, благоприятной для полноценного психического и нравственно–духовного развития детей. Этот документ признал, что у Детства существует очень серьезный враг в виде информационных угроз. Потрогать его нельзя и поймать трудно, но уметь противостоять ему необходимо.
(Слайд 22)
Мы считаем, что самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.
Задачи по формированию у современного школьника навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решаются как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
В результате опросов родителей на родительских собраниях и учащихся разных возрастных групп, нами были выделены основные виды и формы работ, которые были бы интересны учащимся и полезны родителям:
часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете.
(Слайд 23)
Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков. Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках предметов естественно-биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий. Умело спроектированное воспитательное пространство школы, организация занятости детей и подростков социально–значимой деятельностью является действенным способом обеспечения информационной безопасности.
(Слайд 24)
Повышению информационной компетентности детей и подростков способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ, привлечение обучающихся и их родителей к изданию школьных газет, работе сайта школы, разработке внеклассных мероприятий. Проводимые события дадут больший результат, если образовательная организация будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи.
(Слайд 25)
Необходимо учитывать, что в настоящее время информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности, информационная безопасность становится одним из элементов национальной, общественной и личной безопасности. Соответственно, приступая к планированию занятия по информационной безопасности, важно помнить, что задача педагогов и родителей не закрыть детям мир информации, а научить брать из этого многогранного мира лучшее!
Дорогие коллеги! Сейчас мы хотели бы предложить вам несколько упражнений, которые мы проводим в рамках ежегодной «Недели информационной безопасности»
Но для начала давайте узнаем интересные факты об Интернете.
(Слайд 26)
«Факты»
1. Смайликам уже более тридцати лет.
Первым, повсеместно используемым смайликом был символ :-) который говорил о веселом, игривом тоне высланного сообщения. Его автором считается американский информатик Скотт Фальман, который первым выслал смайлик в послании к Интернету в 1982 году.
(Слайд 27)
2. Просмотреть все ролики на YouTube невозможно.
Каждую минуту на сервисе YouTube появляется около ста часов новых видеоматериалов. Чтобы посмотреть все фильмы, которые добавили на этот сайт только в течение одного дня, вам понадобится более шестнадцати лет.
(Слайд 28)
3. Интернет под облаками.
При подъеме на гору Эверест, вы можете пользоваться высокоскоростным доступом в сеть. Более того, Интернет доступен даже на вершине самой высокой горы в мире.
(Слайд 29)
4. Веб-камера появилась благодаря… кофе.
Первая в истории веб-камера была установлена в Кембриджском университете в 1991 году на… кофеварке. Благодаря ей работники университета могли подсмотреть сварился ли их кофе или нет. Лень — это двигатель прогресса :-) Устройство, которое записывало изображение с разрешением 128х128 пикселей, подключили к сети в 1993 году. Восемь лет спустя, знаменитая кофеварка была продана на интернет-аукционе за сумму около 204 000 рублей.
(Слайд 30)
5. Ключи от Интернета.
Это звучит почти невероятно: в мире есть семь очень тщательно отобранных человек, которые хранят так называемые «ключи от Интернета». Это электронные карты, содержащие шифр, который позволяет в буквальном смысле слова перезагрузить весь Интернет. В случае глобальной хакерской атаки «стражи Интернета» будут немедленно доставлены на военную базу в США, где они активируют свои ключи и тогда глобальная сеть будет отключена.
(Слайд 31)
6. Быстро растущая популярность.
Через четыре года после изобретения Интернета им пользовалось около 50-т миллионов человек. Для сравнения, на создание такой аудитории пользователей телефонов понадобилось 75 лет, радио — 38 лет, телевизоров — 13 лет, а игры AngryBirds, внимание, всего 35 дней.
(Слайд 32)
7. Тонны спама.
Во всем мире существует почти четыре миллиарда действующих электронных почтовых ящиков. Ежедневно с них отправляется около 190 миллиардов сообщений. Согласно проведенным исследованиям, 80 процентов этих сообщений может быть простым спамом. Интересна также история появления слова спам, которое берет свое начало от названия торговой марки мясных консервов «Spam», ставшей известной своей назойливой рекламой.
Упражнение 1 (презентация № 2)
«Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»
Я расскажу сегодня сказку,
Про волшебство, про интернет,
Про то, как люди без оглядки,
Бросают все в обмен на сеть.
Представьте…В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста – прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»
Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!
Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!
Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.
Уважаемые коллеги, перед вами на столах представлены памятки, которые мы после прочтения данной сказки вклеиваем ученикам в дневники.
Упражнение 2.
«Реклама» (Работа в группах.)
Интернет как среда и средство потребления не может существовать без рекламы. Многие бесплатные сервисы живут за счет рекламы, без которой не было бы ни бесплатных почтовых ящиков, ни социальных сетей, ни поисковиков.
Однако реклама в Интернете может быть довольно навязчивой и даже опасной. Например, она может содержать в себе искаженную или ложную информацию. Иногда баннеры могут вести на опасные сайты.
У вас на столах лежат листы с анонсами к сказкам, необходимо найти к какой именно сказке относится каждая реклама.
АНОНС
Название произведения
1
То, что неспособна разрушить женская зависть, то, что неспособна сохранить братская преданность, то, что скрывают тьма и печальная мгла, способна воскресить настоящая любовь!
Смотрите сагу о настоящей любви этой весной во всех кинотеатрах страны!
«Красная шапочка»
Она чиста и наивна! Он одинок и очень опасен! Этим летом их пути пересекутся под пологом темного леса. Сможет ли юность и храбрость противостоять силе и опыту? Вы узнаете во всех кинотеатрах страны!
«Три поросенка»
3
На что вы способны ради любви? Оставитьсемью? Отказаться от самого дорогого? Вынестинестерпимую боль? Умереть ради любимогочеловека? Узнай истинную цену любви этойвесной во всех кинотеатрах страны!
«Колобок»
4
Когда вы одиноки, когда никто не верит в ваш талант, когда весь мир против вас, приходиться находить в себе силы, чтобы двигаться навстречу своей мечте! Однажды у вас вырастут крылья... И это случится очень скоро: этим летом во всех кинотеатрах страны!
«Волк и семеро козлят»
5
Он выходит на охоту… Его не остановят ни дубовая дверь, ни железный засов, ни каменные стены. Только сила братской любви способна победить зло во плоти! Три героя противкровожадного врага! Смотрите эпическую битву добра со злом этой весной!
«Лисичка-сестричка со скалочкой»
6
У нее было все, о чем может мечтать женщина: дом, семья, семеро детей. Однако враг обманом проник в ее дом и осквернил семейный очаг. Вы узнаете, на что способна мать ради своих детей! Этим летом во всех кинотеатрах страны!
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
7
Он молод и весел, ему тесно в стенах родительского дома. Впереди его ждут отвязные летние приключения: песни, танцы и, конечно, новые друзья! Однако всем ли можно довериться наэтом пути? Какова цена беззаботности? Вы узнаете этой зимой во всех кинотеатрах страны!
«Золушка»
8
Она мечтала о бальном платье и новых туфлях, а ей доставались обноски старших сестер. Она мечтала вальсировать со сказочным принцем, а ее заставляли танцевать со старой метлой. Но однажды ее жизнь кардинально изменится! Чудо случится этой зимой во всех кинотеатрах страны!
«Синяя борода»
9
Что делать, если у тебя за душой нет ни гроша, а хочется красивой и яркой жизни? Отчаянная авантюристка вступает в рискованную игру. Ты мне — я тебе! Однако к чему приводит жадность? Вы узнаете этой зимой во всех кинотеатрах страны!
«Гадкий утенок»
1
Выходя замуж, подумайте, хорошо ли вы знаете своего будущего супруга? Переступая порог старого замка, задайтесь вопросом, сможете ли вы вернуться назад? Открывая запретную дверь, решите, готовы ли вы увидеть то, что скрыто за ней? Этим летом вы узнаете самую страшную тайну во всех кинотеатрах страны!
«Русалочка»
На обратной стороне листа вы можете прочитать правильные ответы.
Правильные ответы:
1
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
2
«Красная Шапочка»
3
«Русалочка»
4
«Гадкий утенок»
5
«Три поросёнка»
6
«Волк и семеро козлят»
7
«Колобок»
8
«Золушка»
9
«Лисичка-сестричка со скалочкой»
10
«Синяя борода»
Вывод: к рекламе в Интернете стоит относиться осторожно: не нужно кликать на все красивые баннеры, а информацию, представленную в рекламных сообщениях, стоит перепроверять.
Упражнение 3.
«Достоинства и недостатки»
Командная игра.
Команда из предложенных карточек выбирает достоинства воздействия компьютера и Интернета на ребёнка, а так же недостатки.
● Растет технически грамотным.
● Чувствует себя увереннее с любой техникой.
● Развивает логическое мышление.
● Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
● Учится концентрировать внимание.
● Учится визуально воспринимать объекты.
● Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
● Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
● Ухудшение зрения.
● Электромагнитное излучение.
● Появление дерматитов различной сложности.
● Развитие сколиоза. Возникновение психологических проблем.
● Повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы.
● Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
● Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой.
● Способствует развитию гиподинамии.
Как мы видим, существует как положительное, так и отрицательное воздействие компьютера и Интернета на ребёнка. Но это не говорит о 100%-ом запрете пользования Интернетом, просто всё должно быть дозировано и под строгим контролем взрослого.
Упражнение 4.
«Ситуации»
Ни для кого не секрет что родители и мы в нашей работе сталкиваемся с различными ситуациями, которые иной раз сложно разрешить самостоятельно.
Давайте сейчас попробуем найти решения для некоторых из них.
Ситуация 1
Ваня (13 лет) — поклонник игры WorldofWarcraft. Он играет в нее уже три года и развил своего
персонажа до очень высокого уровня. Год назад Ваня познакомился в игре с Колей (15 лет), когда они вместе с другими участниками выполняли одно из групповых заданий. После этого они еще не раз сражались вместе и по ходу игры общались и переписывались. Однажды Ваня даже купил у Коли «Большой меч яростного гладиатора», переведя деньги ему на электронный кошелек. Вчера же Коля написал, что приезжает на выходные в Санкт-Петербург, где живет Ваня, и хотел бы как-нибудь пересечься, чтобы познакомиться в реальности. Коля также предлагает Ване купить у него особый щит, о котором мальчик давно мечтал.
Вопросы для анализа ситуации
• Стоит ли Ване согласиться на встречу? Почему?
• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Коле?
• Какие могут быть последствия встречи?
• Какими способами Ваня мог бы себя обезопасить?
Ситуация 2
Маша (14 лет) очень переживала, когда рассталась со своим молодым человеком. Чтобы разобраться в причинах расставания, она искала в Интернете информацию об отношениях и на одном из форумов увидела историю девушки как две капли воды похожую на то, что произошло с ней. Маша написала этой девушке (ее звали Вика) сообщение, и Вика ей ответила. Они вместе обсуждали произошедшее, делились чувствами и переживаниями, обсуждали темы, которые больше ни с кем не решались обсудить. В одном из сообщений Вика написала, что, чтобы забыть их несчастную любовь, им нужно найти себе какое-то занятие, увлечение. Вика сказала, что недавно нашла очень хорошую студию танцев, и предложила Маше пойти туда вместе.
Вопросы для анализа ситуации
• Стоит ли Маше согласиться на встречу? Почему?
• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Вике?
• Какие могут быть последствия встречи?
• Какими способами Маша могла бы себя обезопасить?
Ситуация 3
Аня (15 лет) — фанатка группы «Пикник», постоянно сидит на форуме, посвященном группе. Аня
посещает этот форум уже три года, знает (виртуально) всех постоянных форумчан, общается с ними
на самые разнообразные темы. Неделю назад один из форумчан предложил всем перенести общение из Сети в реальность. Всем понравилась эта идея, и было назначено время и место встречи — 21:00, кафе «Облака». Ане очень хочется со всеми встретиться и познакомиться «вживую», но ее беспокоит, что кафе «Облака» находится в пригороде и общественный транспорт ходит туда нерегулярно.
Вопросы для анализа ситуации
• Стоит ли Ане согласиться на встречу? Почему?
• Что вас настораживает в ситуации?
• Какие могут быть последствия встречи?
• Какими способами Аня могла бы себя обезопасить?
Ситуация 4
Даша (12 лет). Неделю назад в социальной сети к ней в друзья добавился Саша, 13 лет. Даша не знала его лично, но видела, что он есть в друзьях у шести ее близких знакомых, поэтому подтвердила заявку Саши. Саша написал, что ему очень понравилась Даша на какой-то из фотографий в профиле их общих друзей и он хотел бы с ней познакомиться поближе. Саша прислал Даше множество сообщений, и она рассказала ему многое о себе: чем она увлекается, про свою школу и семью, где она живет и где любит отдыхать. Они даже обменялись номерами телефонов и несколько раз созванивались. Саша кажется Даше очень внимательным и заботливым молодым человеком, ей нравится, что он в нее влюблен. Вчера Саша наконец пригласил Дашу на свидание: предложил сходить в кино, на вечерний сеанс. Даша очень обрадовалась.
Вопросы для анализа ситуации
• Стоит ли Даше согласиться на встречу? Почему?
• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Саше?
• Какие могут быть последствия встречи?
• Какими способами Даша могла бы себя обезопасить?
Ситуация 5
Виктор (11 лет). Виктор увлекается собиранием специальных карт для ролевых игр. Он очень хочет
заполучить в свою колоду карту с особым магическим заклинанием, однако ему никак не удается ее
купить. Поэтому Виктор решает найти через Интернет человека, который бы согласился обменять
такую карту на какую-нибудь из карт Виктора. После длительных поисков такого человека удалось
найти. Алексей (23 года) согласился поменяться. Алексей предлагает встретиться сегодня в 20:00 около клуба, где проходят турниры по карточным ролевым играм.
Вопросы для анализа ситуации
• Стоит ли Виктору согласиться на встречу? Почему?
• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Алексею?
• Какие могут быть последствия встречи?
• Какими способами Виктор мог бы себя обезопасить?
Ситуация 6
Наташа (14 лет) — привлекательная молодая девушка. Ее подруга мечтает стать фотографом, поэтому часто устраивает для Наташи фотосессии. Наташе очень нравятся получающиеся фотографии, и зачастую она выкладывает их в социальные сети. Вчера Наташа получила сообщение от Анны (45 лет), в котором Анна (агент по кастингу в доме моделей), говорит, что была впечатлена
фотографиями профиля Наташи, что это редкий тип внешности, и дом моделей приглашает Наташу
на собеседование. Анна поясняет, что это приглашение не означает, что девушка точно подходит им как модель, но дает шанс проявить себя при встрече. Анна оставила свой контактный email и ссылку на официальный сайт дома моделей.
Вопросы для анализа ситуации
• Стоит ли Наташе согласиться на встречу? Почему?
• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Анне?
• Какие могут быть последствия встречи?
• Какими способами Наташа могла бы себя обезопасить?
Обсуждение ситуаций.
Упражнение 5.
«Если не будет Интернета»
Интернет в нашей жизни играет очень большую роль, так давайте подумаем и напишем, что может измениться для каждого из нас, если не будет Интернета
Если не будет Интернета
Список № 1
Список № 2
Из моей жизни исчезнет...
В моей жизни появится...
При заполнении таблицы вы обратили внимание, что многое в нашей жизни может поменяться, как в положительную сторону, так и в отрицательную.
Упражнение 6.
«Тест психологам.Тест для диагностики компьютерной зависимости»
Все мы знаем почти всё или даже всё об Интернет зависимости, а зависимы ли мы сами? Давайте пройдём тест.
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? (4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? (1)-никогда (2)-редко (3)-часто (4)-очень часто Результаты:
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 16-22 балла — стадия увлеченности; 23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем); более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!
(2 видеоролика)
Так же тесты данной тематики можно проводить с учащимися и их родителями, образцы предоставлены перед вами. Как один из способов профилактики Интернет зависимости являются видеоролики, предлагаем вам посмотреть некоторые из них.
Тесты-опросники на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у
несовершеннолетних
Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.
Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.
Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».
Тесты для учащихся образовательных учреждений
Вариант 1.
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)
2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)
3. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)
4. Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)
5. Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)
6. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)
7. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)
8. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)
9. Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)
10. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)
Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.
«Да» – 1 балл,
«Нет» – 0 баллов.
Полученные баллы суммируются.
0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.
Тесты для родителей
Вариант 1.
Ваш ребенок, …
1. Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)
2. Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)
3. Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)
4. Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)
5. Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)
6. Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)
7. Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)
8. Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)
9. Посещает различные запретные сайты? (да / нет)
10. Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)
Подсчет результатов: производится родителями.
«Да» – 1 балл,
«Нет» – 0 баллов.
Полученные баллы суммируются.
0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно;
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).
(Слайд 33)
Упражнение 7
«Заполни пустоту»
В конце нашего занятия мы предлагаем вам рассмотреть картинку: пустая комната.
Вопросы для рассуждения:
- какое впечатление у вас от этой фотографии?
- какие эмоции она вызывает?
- какие ассоциации появляются у вас, когда вы смотрите на эту пустую комнату?
- если бы вы оказались там, что бы вы сделали?
- можно ли жить в этой комнате?
Впечатление от этой фотографии могут быть как отрицательными: там пусто, неуютно, хочется заполнить чем-то; так и положительным: что-то новое, чистое, пространство для творчества.
Какую аналогию можно провести между этой фотографией и воспитанием детей, какие выводы сделать?
- Жизнь ребёнка не может быть пустой, она обязательно будет наполнена эмоциями, событиями. Без этого, как без мебели в комнате ребёнок жить не может.
-Если просто запретить ребёнку играть в компьютер, он будет ощущать пустоту (это касается не только освободившегося времени, ему будет не хватать ярких эмоций), и эту пустоту он попытается чем-то заполнить. Будет ли он её заполнять чем-то положительным или чем-то отрицательным, зависит и от родителей. Нужно направить ребёнка в правильное русло.
Сегодня и мы с вами постараемся «заполнить пустоту» нашего учащегося (ребёнка). Напишите, пожалуйста, те способы, которыми можно это сделать и прикрепите.
Варианты:
внимание к ребёнку
объятия
интересные занятия
посещение кружков
посещение театра, кинотеатра
посещение парков развлечения
прогулки
пикники
рыбалки
настольные игры
хэндмэйд
разговоры по душам
Надеюсь, что предоставленная информация, помогающая узнать об опасностях в Интернете и о том, как им противостоять, будет в дальнейшем полезна вам и вашим детям!
(Слайд 34)
И в заключении хочется пожелать:Пусть путешествие по океану информации в Сети будет для вас приятным, увлекательным, полезным, а главное безопасным