Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя преподавание) и ученика (учение). Каждый из субъектов этого процесса имеет свои функции. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика - овладевать системой знаний, способами их получения, переработки, хранения, применения и воспитать в себе необходимые качества личности.
Не секрет, что одна из самых серьезных проблем общеобразовательной школы – это не желание большинства учащихся учиться, что приводит к стойкой неуспеваемости и трудностям школьной адаптации.
Причин школьной неуспеваемости, зависящих от личности ученика, много. Наиболее распространенные из них: нестойкость усвоенных знаний; низкий познавательный интерес; низкий уровень развития словесно-логического мышления; низкая работоспособность и т. д.
В создавшейся ситуации учителю необходимо так организовать учебный процесс, чтобы устранить причины неуспеваемости, подобрать формы и методы работы по повышению качества знаний учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция познавательной сферы школьников »
Теоретические основы коррекционной работы
Коррекция – система специальных и общепедагогических мероприятий направленных на послабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков
Функции коррекции.
Обучающая функция
Обучающая функция коррекции заключается в совершенствовании знаний и
умений, их систематизации. В процессе работы над ошибками учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. В процессе повторения память у учащихся развивается.
Развивающая функция
Развивающая функция коррекции состоит в стимулировании познавательной
активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В процессе
коррекции развиваются память, внимание, воображение, воля и мышление
школьников. Коррекция оказывает большое влияние на развитие и проявление
таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Ориентирующая функция
Коррекция ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, она указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая функция
Воспитывающая функция коррекции состоит в воспитании у учащихся
ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Работа над ошибками побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Формы проведения коррекционной работы
В соответствии с формами обучения можно выделить 3 формы коррекции:
индивидуальная, групповая и фронтальная.
1. Индивидуальная коррекция.
При индивидуальной коррекции ЗУН каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить прибегая к помощи опорных конспектов или консультации учителя.
2. Групповая коррекция.
При проведении такой коррекции класс временно делится на несколько групп по схожести допущенных ошибок. Группам предлагаются задания, в зависимости от характера допущенных ошибок, при решении заданий учащиеся пользуются опорными конспектами, консультациями учителя, осуществляют взаимопомощь.
3. Фронтальная коррекция.
Фронтальная коррекция предполагает наличие недочетов у всего класса, ошибки допущены в одних и тех же заданиях всеми учащимися. В таком случае задания предлагаются всему классу.
Методы коррекции
Репродуктивный метод
Учащийся выполняет задание по заранее созданному образцу. Используется для слабых учащихся
Иллюстративный метод
Учащийся составляет опорный конспект теоретического материала, который недостаточно усвоен. Используется для учащихся с низким и средним уровнем учебных достижений.
Компьютерная технология коррекции знаний учащихся, которая позволяет выявить уровень усвоения учащимся того или иного материала (на основе данных теста) и предлагает конкретный материал для обучения именно тем действиям, с которыми ученик не справился.
Частично-поисковый
Используется для учащихся с достаточным и высоким уровнем учебных достижений. Учащийся выполняет задания поискового характера.
Исследовательский.
Используется для учащихся с высоким уровнем учебных достижений. Учителем предлагается проблема для исследования, учащиеся вовлекаются в проектную деятельность
Цели и задачи коррекционной работы
Основная цель коррекционной работы –
создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к повышению уровня качества знаний на основе раскрытия индивидуального потенциала.
.
Основные способы достижения поставленной цели:
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности
Создание атмосферы заинтересованности ученика в повышении качества своих знаний
Использование дидактического материала, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые вид и форму учебного материала
Привлечение учащихся к самостоятельному составлению дидактических материалов: схем, таблиц, опорных конспектов по данной теме
Привлечение учащихся к поиску дополнительной литературы по данной теме.
Разработка критериев оценивания по данной теме, ознакомление учащихся с критериями, мотивация учащихся к их исполнению
Выбор оптимальной формы работы(индивидуальная, групповая, парная, коллективная) на уроке и во внеурочное время по устранению пробелов в знаниях, работы над ошибками.
Привлечение более сильных учеников к совместной коррекции ошибок, допущенных слабыми учениками
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные
При задании коррекционной работы на дом, называется не только объем задания, но и разъясняется, как можно рационально организовать свою учебную работу по выполнению данного задания
Мотивация процесса обучения.
Учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию. Ведь в противном случае, если этого не делать, становится вполне реальной опасность, о которой говорил В.А.Сухомлинский:
“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться.”