Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»
Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»
Самойлюк Надежда Александровна
Учитель-дефектолог
ГККП ДО №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Роль дидактической игры для коррекции
памяти у детей с задержкой психического развития»
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность, так как в последнее время отмечается значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического развития.
Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Полноценное усвоение детьми программы во многом обусловлено уровнем их интеллектуального развития.
Снижение памяти рассматривается как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с задержкой психического развития. Выявлено, что многие дети с задержкой психического развития плохо запоминают тексты, стихи, не удерживают в памяти цель и условие задачи. Как для долговременной, так и для кратковременной памяти детей с задержкой психического развития характерны более низкие показатели по сравнению нормально развивающимися детьми.
Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Память – это сохранение человеком полученной информации благодаря образованию в нервной системе следов протекающих нервных процессов. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени они проводят в играх. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Поступая в школу, ребенок с задержкой психического развития остается в кругу игровых интересов. Ребенок с задержкой психического развития, на первый взгляд, не вписывается в атмосферу класса массовой школы, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней. Как правило, младшие школьники с задержкой психического развития играют в одиночку.
Поэтому значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста должны занимать дидактические игры, которые разработаны с учетом особенностей развития, воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В дошкольных образовательных учреждениях, в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) основной формой воздействия на ребенка является организованная учебная деятельность, на которой ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Поэтому я всегда помню о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории. В своей работе я применяю такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Ребенку необходимо развивать ассоциативное мышление, что необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь игра – дело добровольное.
Если ребенку будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным.
Смысловая память основана на понимании, то есть на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективным будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.
Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра, как средство обучения и развития памяти и внимания, я использую при усвоении любого программного материала и провожу ее на индивидуальных и групповых занятиях.
В дидактической игре я стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребёнок с задержкой психического развития получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
При проведении дидактических игр с детьми с ЗПР следует помнить:
1.Для ребёнка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.
2.Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.
3.Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
4.Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость постепенность выполнения заданий.
Таким образом, игра является важным средством воспитательной работы, так как ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
Желательно, чтобы каждый воспитатель имел свою собственную «Энциклопедию познавательных детских игр», которые он мог бы предложить дошкольникам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекционно-развивающей работы. Не лишним будет и создание в группе игротеки интеллектуально-развивающих игр, к которой дети могли бы обращаться самостоятельно в свободное время.
Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и др., являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»»
Самойлюк Надежда Александровна
Учитель-дефектолог
ГККП ДО №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Роль дидактической игры для коррекции
памяти у детей с задержкой психического развития»
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность, так как в последнее время отмечается значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического развития.
Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Полноценное усвоение детьми программы во многом обусловлено уровнем их интеллектуального развития.
Снижение памяти рассматривается как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с задержкой психического развития. Выявлено, что многие дети с задержкой психического развития плохо запоминают тексты, стихи, не удерживают в памяти цель и условие задачи. Как для долговременной, так и для кратковременной памяти детей с задержкой психического развития характерны более низкие показатели по сравнению нормально развивающимися детьми.
Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Память – это сохранение человеком полученной информации благодаря образованию в нервной системе следов протекающих нервных процессов. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени они проводят в играх. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Поступая в школу, ребенок с задержкой психического развития остается в кругу игровых интересов. Ребенок с задержкой психического развития, на первый взгляд, не вписывается в атмосферу класса массовой школы, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней. Как правило, младшие школьники с задержкой психического развития играют в одиночку.
Поэтому значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста должны занимать дидактические игры, которые разработаны с учетом особенностей развития, воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В дошкольных образовательных учреждениях, в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) основной формой воздействия на ребенка является организованная учебная деятельность, на которой ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Поэтому я всегда помню о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории. В своей работе я применяю такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Ребенку необходимо развивать ассоциативное мышление, что необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь игра – дело добровольное.
Если ребенку будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным.
Смысловая память основана на понимании, то есть на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективным будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.
Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра, как средство обучения и развития памяти и внимания, я использую при усвоении любого программного материала и провожу ее на индивидуальных и групповых занятиях.
В дидактической игре я стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребёнок с задержкой психического развития получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
При проведении дидактических игр с детьми с ЗПР следует помнить:
1.Для ребёнка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.
2.Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.
3.Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
4.Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость постепенность выполнения заданий.
Таким образом, игра является важным средством воспитательной работы, так как ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
Желательно, чтобы каждый воспитатель имел свою собственную «Энциклопедию познавательных детских игр», которые он мог бы предложить дошкольникам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекционно-развивающей работы. Не лишним будет и создание в группе игротеки интеллектуально-развивающих игр, к которой дети могли бы обращаться самостоятельно в свободное время.
Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и др., являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.