РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»
Цель: подвести родителей к осознанию важности развития познавательной сферы младших школьников.
Задача: обсудить трудности, которые возникают в процессе обучения, их причины; познакомить с результатами диагностики; предложить рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов.
Подготовка: диагностика сформированности познавательных процессов учеников вторых классов.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Введение.
Классный руководитель. Педагоги, психологи, родители стараются сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности мог достичь более высоких результатов. Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным?
Часто решение подобной проблемы усматривают в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, которое на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или иного материала обычно является следствием отрицательного отношения ребенка к обучению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных качеств. Поэтому в большинстве случаев дополнительные занятия являются малоэффективными, поскольку они направлены на устранения следствий, а не причин.
Причины недостаточной успешности в обучении могут быть разнообразнейшими и у каждого ребенка своими. Выявление этих причин — дело сложное и кропотливое, но, если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его обучение радостным, подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступеньке обучения, — необходимо выявить реальные причины, которые вызывают те или другие осложнения, мешают ребенку хорошо учиться. Сегодня мы попробуем эти причины выявить.
2. Работа в группах.
Психолог. Попробуйте назвать основные трудности в обучении Вашего ребенка.
Родители (например). Не могут подобрать проверочные слова в упражнениях на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Психолог. На языке психологии эта проблема звучит так: у ребенка низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас.
Родители. Пропускают буквы в письменных роботах.
Психолог. Возможные психологические причины — низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания: несформированность приемов самоконтроля.
Родители. Возникают проблемы с решением задач разными способами.
Психолог. Это свидетельствует о низком общем уровне развития интеллекта; несформированности умения ориентироваться на систему знаков; низкий уровень развития образного мышления.
Родители. Возникают проблемы с пересказом текста.
Психолог. Причинами этого могут быть несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.
Родители. Не понимают сути задачи.
Психолог. Возможно, у Вашего ребенка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Родители. Ошибаются во время решения примеров, задач на сложение, умножение.
Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень произвольности: несформированность приемов учебной деятельности.
Примечание. Такой практикум помогает родителям из школьных проблем ученика, которые они наблюдают ежедневно, выделить психологические проблемы.
3. Результаты диагностики.
Классный руководитель. В течение месяца психолог исследовал, насколько сформированы процессы познания у наших детей. Изучал общий уровень умственного развития, а именно: общий запас знаний школьников; умение выделять существенные признаки предметов и явлений, отделять их от несущественных; умение устанавливать логические связи между понятиями; сформированность приемов логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности произвольного внимания; основной тип памяти.
(Результаты диагностики выдаются родителям каждого ученика класса.)
— После выводов приведены рекомендации по работе с Вашим ребенком.
Общие рекомендации могут быть такими.
• Необходимо обратить внимание на развитие таких умственных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установка отношений между понятиями.
• Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
• Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется особое внимание уделять чтению, чаще использовать в устной речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им объяснение, многократно повторять, по необходимости вместе с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
• Использовать популярную развивающую литературу для занятий с детьми; различные игры и упражнения; вместе с детьми участвовать в различных детских праздниках, традиционных семейных праздниках, общих занятиях и т. д.
Практикум для родителей
Психолог предлагает несколько игр для проведения на родительском собрании.
Родители распределяются на две команды.
1) Игра на распределение внимания.
Перед присутствующими — таблица, в которой произвольно размещены числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, 15 из них пропущены. Участникам игры необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск осуществляют лишь глазами). Числа, которых Вы не найдете в таблице, необходимо записать на доске.
33
8
26
11
5
17
25
14
3
32
4
19
35
23
13
21
38
40
31
9
12
29
1
27
24
Ответ: 2, 6, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 22, 28, 30, 34, 36, 37, 39.
2) Игра на развитие способности анализировать значение слов, умение обобщать.
Оборудование: мяч.
Назвать одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросают взрослым то одной, то другой команды)
• Рояль — скрипка (музыкальные инструменты).
• Веник — лопата (орудия труда).
• Сковородка — кастрюля (посуда).
• Телевизор — магнитофон (бытовая техника).
• Гимназия — университет (учебные заведения).
• Математика — химия (наука).
• Австралия — Африка (части света).
• Сказка — пословица (устное народное творчество)
• Цунами — торнадо (стихийное бедствие).
• Доброжелательность — мужество (черты характера).
• Черенок — листок (части растения).
• Киев — Варшава (столицы).
• Ночь — утро (время дня).
• Разность — частное (математические действия, результаты математических действий).
3) Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объема
внимания.
— Внимательно рассмотрите все вокруг, попробуйте запомнить каждую мелочь.
От каждой команды выходит один представитель, и они вместе покидают класс на 2 минуты. В классе в настоящее время происходят незначительные изменения (не более пяти изменений). Игроки, которые выходили, должны назвать эти изменения.
Психолог рассказывает родителям о других играх — на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающей среде, на развитие логического мышления, анализа и синтеза явлений; дает список рекомендованной литературы и на последок рекомендует родителям обязательно поддерживать своих детей в обучении и помогать им, одобрительно относиться даже к незначительным их успехам и достижениям, помогать детям взрослеть, постепенно передавая ответственность за любое дело. Психолог призывает родителей не бояться лишний раз продемонстрировать свою любовь сыну или дочери — это лишь укрепит веру ребенка в собственные силы и возможности и поможет в различных сложных жизненных ситуациях.
4. Рефлексия.