kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зимующие птицы нашего края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Зимующие птицы нашего края.

Цель урока: - провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;

-расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных птицах.

Задачи:

 1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

2. Формирование исследовательских умений:

- проводить наблюдения;

- работать с дополнительной литературой;

- выдвигать гипотезу и делать выводы;

- представлять результаты исследовательской работы;

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты:

- научатся раз­личать наиболее рас­пространенных зимую­щих птиц;

-научатся де­лать кормушку из бу­мажного пакета;

- под­бирать корм для птиц;

 - повторят правила бережного отношения к окру­жающей среде.

Тема урока выбрана в соответствии с программой , но имен название урока «Зимующие птицы нашего края» должна заинтриговать учащихся , ведь в современных условиях образовательная деятельность требует совершенствования форм, методов и средств обучения. Тема должна вызвать интерес у младших школьников, им интересно узнать какие птицы у нас зимуют, как переносят такие суровые условия, долгую зиму, холода и морозы. Поэтому акцент делается на слова «нашего края» . Цели урока подобраны для расширения и углубления знаний о птицах своего родного края, для запоминания названия птиц, которые остаются зимовать, для формирования первоначальных исследовательских умений , наблюдений , работы с дополнительной литературой, доступной для их возраста , учатся делать первые выводы , развивают фантазию , воображение, мышление , учатся представлять результаты исследовательской работы ,воспитывают заботливое отношение к птицам, охранять и защищать птиц на примере проекта одноклассника Никифорова. 

                   У детей развиваются творческие способности, учатся решать творческие задачи и практические задания. Вырабатывается чувство коллективизма , дружбы, сотрудничества, учатся выступать перед аудиторией. Урок насыщен стихами , фотоматериалами , выступлениями учащихся , выставкой самодельных кормушек. Для активизаций урока придумана сценка « Доживем до весны». Урок заканчивается на высокой ноте « Как на свете жить прекрасно!» Делается обобщения к уроку , слушается рефлексия. Дети делятся тем , что узнали , запомнили и сделают для охраны и защиты птиц.

Просмотр содержимого документа
«Зимующие птицы нашего края »

Тема: Зимующие птицы нашего края .

Цель:

- провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;

-расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных птицах.

Задачи:

1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

2. Формирование исследовательских умений:

- проводить наблюдения;

- работать с дополнительной литературой;

- выдвигать гипотезу и делать выводы;

- представлять результаты исследовательской работы;

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты:

- научатся раз­личать наиболее рас­пространенных зимую­щих птиц;

-научатся де­лать кормушку из бу­мажного пакета;

- под­бирать корм для птиц;

- повторят правила бережного отношения к окру­жающей среде

Оборудование:

-простой карандаш, цветные карандаши ,карточки с заданиями для работы в группах

-используемое оборудование: компьютер.

- используемые ЦОР:

-презентация проекта ученика «Помощь зимующим птицам » ,аудиозапись с «разговором» птиц.



Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Нам надо выяснить, как птицы зимуют? Я предлагаю вместе подумать, понаблюдать и ответить на этот вопрос. Самое главное в исследовании, это умение всё замечать.

- Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы . Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

III.Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?

- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.

- Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах.

1. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

2. Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идёт

4. Февраль гуляет на дворе

И щиплет уши детворе,

И красит щёки до красна.

Уйдёт февраль – придёт весна.

- А какой месяц на дворе?

IV.Работа по теме урока.

1.Беседа, работа по учебнику.

- Что вам известно о птицах, которых вы видели зимой в наших краях? Рассмотрите на рисунке с.74.Чтение статьи.

- Какие птицы бывают?

- Почему их называют перелетными? Назовите их.

- Каких птиц называют зимующими?

- Что вы можете сказать о жизни птиц зимой.

2. Практическая работа. Выступления заранее подготовленных учащихся о зимующих птицах.( Заслушивание проекта одноклассника Н. Стаса « Помощь зимующим птицам» )

- А вот и первая птица появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку

Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица)

Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».

Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из-под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от вредителей.

Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди иназывают их синичниками . В них птицы ночуют.

- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета. Вот бы и нам посмотреть! V.Физкультминутка(имитация полета птицы).

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

VI.Продолжение работы.(выступлений).

- А эту птичку знают все.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей».

Прослушивание сообщений о вороне, снегире.

Просмотр презентации «Зимующие птицы».

VII. Физкультминутка. Игра «Мы птицы»

Учитель: Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой загадка.

1.Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору гуляет,

Крошки собирает.

2.Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил ...

3.А вот маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

4.Известная персона,

А зовут ее ... (ворона)

5.Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

6.Вещунья белобока

А зовут её ..

Учитель: Но быстро зимний день кончается,

Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь

В мальчиков и девочек превратитесь.

Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.

VIII. Беседа (о корме для птиц, о видах кормушек).

- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись)

- Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи).

- Почему вы так думаете? Объясните.

Вывод: Птицам холодно и голодно зимой.

- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете .

-Посмотрите, какие бывают кормушки (слайды). А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы!После урока мы развесим эти кормушки, положим корм и этим поможем нашим пернатым друзьям!

- А чтоб понять, как чувствуют себя птицы зимой, посмотрим сценку под названием «Доживем до весны», которые подготовили наши девочки.

IХ.Сценка «Доживем до весны».

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:

Сорока возмущенно:

Чик –чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

ХI. Рефлексия.

- Оцените свою работу.

ХII. Итог.

- Наше исследование подошло к концу.

-Что интересного вы узнали на уроке? Чему вы научились на уроке?

- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять зимующих и перелетных птиц? (Практическая работа)

- Перечислите перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?

-Ну а теперь мы пойдем развесим несколько кормушек возле школы и будем подкармливать птиц, а остальные вы с родителями повесите возле своих домов. Спасибо всем за работу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зимующие птицы нашего края

Автор: Никифорова Антонина Андреевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125865

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное  мероприятие     « Зимующие птицы  нашего  края» "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "156771"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421486409"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Информационно-исследовательская работа "Зимующие птицы нашего края" "
    ["seo_title"] => string(79) "informatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "186852"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426426197"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Конспект  интегрированного занятия  по  экологическому  воспитанию и развитию речи  в  подготовительной  группе   на  тему  «Зимующие птицы нашего края». "
    ["seo_title"] => string(167) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-po-ekologhichieskomu-vospitaniiu-i-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-na-tiemu-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "167777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423138717"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тема: Зимующие птицы нашего края "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "120182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413639240"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Зимующие птицы нашего села" "
    ["seo_title"] => string(36) "zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-siela"
    ["file_id"] => string(6) "117736"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412874573"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства