Повышение уровня ориентации школьников в мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представление школьников о профессиях.
2. Показать роль труда в жизни человека.
3. Рассказать о таком понятии, как квалификация.
4. Показать значение образования в профессиональной деятельности.
5. Развивать у школьников навыки самопознания.
Время: 2 часа
Для работы на уроке понадобятся:
Страницы 36-41 рабочей тетради.
Электронное пособие для учащихся 5 класса “Основы экономики и финансовой грамотности”.
Фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги - каждой группе.
4. Карточки для игры «Найди пару».
5. Мяч.
Ход урока:
час
Упражнение «Здравствуй, ты хороший». Поделить класс на три группы, можно согласно рядам. Определите место для каждой группы так, чтобы ребята могли образовать три круга. Надо, обращаясь к соседу слева, назвать его по имени, с улыбкой и глядя в глаза, поздороваться и отметить его положительное качество. Ребята говорят по очереди. Например: «Руслан, здравствуй, ты замечательный друг. Аня, здравствуй, ты упорная». Объясните школьникам, что надо называть не внешние особенности (красивые глаза, волосы, одежда и т.д.), а качества личности, характера, отмечать полезные навыки.
Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера электронное пособие, тема “Знакомство с профессиями” и читают текст в разделе “Лекции”. После того как школьники прочитают текст, спросить:
• Как вы поняли, что такое профессия?
Ребята приведут примеры профессий и попробуют объяснить разницу между профессией и специальностью.
3. Дайте задание к следующему уроку выполнить задания 2, 3 на стр. 36-37.
4. Школьники читают текст на стр. 38. Обсудите с ребятами, как они понимают, что такое способности, склонности, характер, личные качества. Спросите, знают ли они свои личные качества.
Задание 1 в рабочей тетради школьники выполняют под вашим контролем. После того как ученики выполнят вторую часть задания (обмен тетрадями), обсудите результат в классе. Не задавайте вопросов о наличии конкретных качеств у детей, ведите беседу как можно более доброжелательно:
• Как вы думаете, вы оценивали свои качества объективно?
• Узнали вы о себе что-то новое?
• Как применить эти знания для поиска подходящей профессии?
• Почему нужно изучать свои личные качества?
• Как можно изучать себя?
Задание 2 на странице 39 школьники выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Скажите, что у каждого человека свой характер. Характер складывается на всем протяжении жизни человека. Когда о человеке говорят, что у него волевой характер, то это не значит, что он родился волевым. Такие черты характера, как воля, терпимость, стойкость воспитываются не за один год. Если человек постарается, то он сможет воспитать в себе практически любые черты характера.
Как вы поняли слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»?
Какие привычки вы хотели бы приобрести? Почему?
Далее учащиеся открывают и читают раздел электронного пособия “Это интересно…”
Из истории профессий
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Постепенно одни племена начали заниматься преимущественно земледелием, другие - скотоводством, а третьи - рыболовством. Так началось разделение труда на виды. Шли века, и внутри сообществ начали выделяться различные виды труда: появились ремесленники - гончары, пекари, кожевенники, кузнецы, портные, сапожники; крестьяне, купцы.
В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
5. Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1. «Отгадай профессию». Ответы к загадкам набирать с клавиатуры в окошки снизу.
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? (Учитель)
Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук -
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
Кладёт кирпич за кирпичом,
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).
У меня есть друг Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа-юный. (Дрессировщик)
У Степашки три подружки –
В лентах, блестках, перьях, стружках.
Галя, Машенька и Вера
По призванью. (Модельеры)
У Степашки есть сосед,
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет. (Столяром)
Наш Степашка ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать. (Ветеринаром)
А еще его соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Кашу варят вечерами,
Значит, будут. (Поварами)
В заключение спросите ребят:
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать.
Ну а ты кем хочешь стать?
Пусть школьники назовут предположительно свои будущие профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями"»
Тема. Знакомство с профессиями.
Цель урока:
Повышение уровня ориентации школьников в мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представление школьников о профессиях.
Показать роль труда в жизни человека.
Рассказать о таком понятии, как квалификация.
Показать значение образования в профессиональной деятельности.
Развивать у школьников навыки самопознания.
Время: 2 часа
Для работы на уроке понадобятся:
Страницы 36-41 рабочей тетради.
Электронное пособие для учащихся 5 класса “Основы экономики и финансовой грамотности”.
Фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги - каждой группе.
Карточки для игры «Найди пару».
Мяч.
Ход урока:
час
Упражнение «Здравствуй, ты хороший». Поделить класс на три группы, можно согласно рядам. Определите место для каждой группы так, чтобы ребята могли образовать три круга. Надо, обращаясь к соседу слева, назвать его по имени, с улыбкой и глядя в глаза, поздороваться и отметить его положительное качество. Ребята говорят по очереди. Например: «Руслан, здравствуй, ты замечательный друг. Аня, здравствуй, ты упорная». Объясните школьникам, что надо называть не внешние особенности (красивые глаза, волосы, одежда и т.д.), а качества личности, характера, отмечать полезные навыки.
Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера электронное пособие, тема “Знакомство с профессиями” и читают текст в разделе “Лекции”. После того как школьники прочитают текст, спросить:
Как вы поняли, что такое профессия?
Ребята приведут примеры профессий и попробуют объяснить разницу между профессией и специальностью.
Дайте задание к следующему уроку выполнить задания 2, 3 на стр. 36-37.
Школьники читают текст на стр. 38. Обсудите с ребятами, как они понимают, что такое способности, склонности, характер, личные качества. Спросите, знают ли они свои личные качества.
Задание 1 в рабочей тетради школьники выполняют под вашим контролем. После того как ученики выполнят вторую часть задания (обмен тетрадями), обсудите результат в классе. Не задавайте вопросов о наличии конкретных качеств у детей, ведите беседу как можно более доброжелательно:
Как вы думаете, вы оценивали свои качества объективно?
Узнали вы о себе что-то новое?
Как применить эти знания для поиска подходящей профессии?
Почему нужно изучать свои личные качества?
Как можно изучать себя?
Задание 2 на странице 39 школьники выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Скажите, что у каждого человека свой характер. Характер складывается на всем протяжении жизни человека. Когда о человеке говорят, что у него волевой характер, то это не значит, что он родился волевым. Такие черты характера, как воля, терпимость, стойкость воспитываются не за один год. Если человек постарается, то он сможет воспитать в себе практически любые черты характера.
Как вы поняли слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»?
Какие привычки вы хотели бы приобрести? Почему?
Далее учащиеся открывают и читают раздел электронного пособия “Это интересно…”
Из истории профессий
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Постепенно одни племена начали заниматься преимущественно земледелием, другие - скотоводством, а третьи - рыболовством. Так началось разделение труда на виды. Шли века, и внутри сообществ начали выделяться различные виды труда: появились ремесленники - гончары, пекари, кожевенники, кузнецы, портные, сапожники; крестьяне, купцы.
В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1. «Отгадай профессию». Ответы к загадкам набирать с клавиатуры в окошки снизу.
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? (Учитель)
Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук -
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
Кладёт кирпич за кирпичом,
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).
У меня есть друг Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа-юный... (Дрессировщик)
У Степашки три подружки –
В лентах, блестках, перьях, стружках.
Галя, Машенька и Вера
По призванью ... (Модельеры)
У Степашки есть сосед,
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет... (Столяром)
Наш Степашка ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (Ветеринаром)
А еще его соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Кашу варят вечерами,
Значит, будут... (Поварами)
В заключение спросите ребят:
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну а ты кем хочешь стать?
Пусть школьники назовут предположительно свои будущие профессии.
Час 2
Проверьте, как справились школьники с заданиями 2, 3 (стр. 36-37). Обсудите результаты работы. Пусть школьники сравнят свои Семейные деревья.
Есть ли профессии, которые в одной семье повторяются из поколения в поколение? (например, могут быть династии рабочих, врачей, математиков и т.д.)
Как вы думаете, с чем это связано?
Хотите ли вы продолжить семейную традицию и выбрать ту же профессию, что у родителей, дедушки или бабушки?
О каких новых профессиях вы услышали в презентации ребят?
Какие профессии уже исчезли или их осталось очень мало? (Например, машинистка, белошвейка, печник).
Есть ли в ваших семьях такие редкие профессии?
Подведите школьников к заключению, что 1) получить профессию необходимо, так как профессия дает средства к удовлетворению потребностей, 2) человек тем успешней в профессии, чем больше она соответствует его способностям и склонностям.
Скажите, что при получении профессии важна также и квалификация - уровень подготовленности человека для выполнения той или иной работы. Можно пойти в ученики к парикмахеру, и он научит тому, что умеет сам. Можно пойти учиться в профшколу, получить профессию парикмахера и вполне успешно работать. Но можно учиться и дальше - на курсах повышения квалификации или в высшем учебном заведении. Новые знания и навыки сделают квалификацию специалиста выше, и перед ним откроются новые возможности. Есть профессии, овладеть которыми можно только в высшем учебном заведении - вузе, университете, академии. Это такие профессии, как врач, инженер, архитектор, экономист и многие другие.
Страницы 40-41 рабочей тетради. Прежде чем школьники начнут выполнять тест (задание 1), расскажите о делении профессий на группы по предмету труда (техника, природа, человек, знак, художественный образ). Объясните, что, выбирая профессию, прежде всего имеют в виду предмет труда - то, с чем или с кем человек работает. Каждая группа профессий требует определенных профессионально важных качеств. Например, особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Особенность профессий группы «Человек» в том, что все эти профессии требуют от специалиста терпения, умения контролировать свои эмоции. Не стоит выбирать такие профессии людям несдержанных; или агрессивным. Профессии группы «Природа» отличает любовь ко всему живому, к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, если надо, лечить, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей. Для специалистов группы профессий «Знак» важно уметь представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Специалистов группы профессий «Художественный образ» от всех других типов профессий отличает то, что для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант. Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми.
После того как школьники выполнят тест (результат на стр. 68), спросите: «Как вы думаете, почему существуют такие группы профессий?» Ответы школьников сводятся к тому, что деление профессий на группы происходит согласно требуемым для этих профессий профессионально важным качествам. Все люди разные и имеют разные качества. Надо стараться выбрать профессию, требования которой максимально совпадают с имеющимися у человека склонностями, способностями и личными качествами.
Игра «Профессии». Цель игры - расширение представлений школьников о профессиях. Упрощенный вариант игры: сидящий за первой партой,школьник называет профессию. Его сосед - профессию, название которой начинается с последней буквы слова, сказанного первым учеником, и т.д. Игра с мячом: школьники образуют круг. Получивший мяч ученик называет профессию и перебрасывает мяч любому школьнику. Тот называет профессию и перекидывает мяч следующему игроку.
«Отгадай профессию». Разделите класс на 4-5 групп. Раздайте фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги. Задание: изобразить на листе представителя какой-либо профессии, вырезав отверстие для лица. Скажите, что работать надо быстро, изображать человека схематично. Команды сохраняют в тайне изображаемую профессию. Контролируйте выбор школьников, чтобы не было повторений профессий, кроме того, изображение не должно явно указывать на профессию, чтобы отгадать профессию было не очень легко. Например, человек в белом халате - это и врач, и аптекарь, и повар, и лаборант. Но с первого взгляда можно установить, что человек в белом халате со стетоскопом - врач. Представитель отгадывающей группы становится лицом к доске. Двое представителей загадывающей группы выносят свой плакат так, чтобы отгадчик не видел рисунка. Отгадчик становится за плакатом. Классу видно в прорезь его лицо и изображенную на листе профессию. Задача отгадчика, задав максимум 7-8 вопросов, узнать, в роли представителя какой профессии он выступает. На вопросы отгадчика отвечает команда, чей рисунок видит класс. Вопросы могут быть разными: работа мужская или женская, какое образование необходимо, в каких условиях проходит работа, к какой группе профессий принадлежит и т.д. Все группы должны побывать в роли отгадчиков. Обсудите игру:
Какие вопросы помогли узнать профессию?
Почему не получилось отгадать?
Какие профессии было отгадать легко? Почему?
Что нового вы узнали?
Электронное пособие. Задание 2. Исключить лишнее. Лишние слова: закройщик, связист, автобус (т.к. работает на бензине или другом топливе, но не на электрической тяге), утюг. Ребята должны уметь объяснить алгоритм исключения.
«Найди пару». В игре участвуют 16 учеников. По аналогии вы можете составить еще карточки или имеющиеся карточки с названиями профессий раздать по одной на двух-трех школьников. Найдя пару, ребята должны рассказать, почему они выбрали такой вариант объединения.
Таблицу следует скопировать и разрезать:
Балерина
Плита, кастрюля, ложка
Ветеринар
Компьютер, программа, файл
Учитель
Провода, плоскогубцы, кусачки
Оператор, программист
Животные, шприц, лечение, прививки
Матрос, капитан, штурман
Болезнь, лекарство, анализы, пациенты
Врач
Ручка, журнал, оценка, знания
Повар
Груз, штурвал, море, судно
Электрик
Танец, движение, пуанты, талант.
Чему должны научиться школьники:
Понимать роль труда в жизни человека.
Уметь рассказать о профессиях, приводить примеры разных групп профессий.
Уметь обосновывать значение склонностей, способностей и личных качеств при выборе профессии.