Тема: Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг.
Практическая работа «Сфера услуг своего микрорайона».
Цели урока:
1. Обобщить знания обучающихся о составе, значении инфраструктурного комплекса, сферы услуг (на примере своего микрорайона). Познакомить школьников с профессиями сферы обслуживания.
2. Продолжить формирование умения работать с текстом, дополнительными информационными ресурсами; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
3. Воспитывать трудолюбие.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Дидактическое обеспечение:
• творческие работы обучающихся (сочинение – репортаж, сочинение-экскурсия и др.)
• названия редких профессий, таблицы количественного состава учреждений сферы услуг микрорайонов г.Волгодонска
• CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
• Мультимедийная презентации учителя
• Интернет-ресурсы (InfoDonsk)
• Компьютер, проектор
Тип урока: урок обобщающего повторения + практическая работа
(творческие проекты обучающихся).
План урока.
1. Инфраструктурный комплекс:
А) состав;
Б) значение.
2. Сфера услуг:
А) отраслевой состав;
Б) значение сферы услуг.
3. Практическая работа «Сфера услуг своего микрорайона».
4. Игра-аукцион «Торговля и обмен».
5. Знакомство с редкими профессиями сферы услуг.
Ход урока:
I. Введение - подготовка к повторению изученного материала. 2-3 мин.
Демонстрация слайда №1 презентации.
Учитель сообщает тему урока: Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг.
Демонстрация слайда №2 презентации. Цели урока.
Слайд №3. Знакомство с планом урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа с классом – 12 мин.
Слайды №4,5 – работа с данными таблицы и рисунком учебника.
- В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? (Продукцией 1-й сферы являются товары, а 2-ой сферы – услуги)
- Какое другое название имеет непроизводственная сфера? (социальная инфраструктура или инфраструктурный комплекс)
- Что называется инфраструктурным комплексом? (отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги)
- Что объединяет инфраструктурный комплекс?
(рис.55 стр.172 учебника) (коммуникационную систему:
транспорт и связь + сфера обслуживания)
- Какова задача комплекса? (Жизнь современного общества
трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают
нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев
экономики, определяют качество жизни населения.)
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д. При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
- Что такое услуга? (Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности)
- К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?
(сфере обслуживания)
8. Назовите отраслевой состав сферы услуг? (рис. 55 стр.172 уч.)
Слайд №6. Чтобы вспомнить классификацию услуг, мы поиграем с вами в игру. Я - учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Катя – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание).Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда). По широте потребителей? (нужная всем).
Алёша, ты – водитель автобуса.
Оксана, ты – врач.
Валера, ты – офицер ВС.
Слайд №7. Распределите услуги по отраслям.
Просмотр фотографий. Я буду показывать вам фото учреждений г.Волгодонска, а вам нужно назвать отрасль сферы обслуживания, которой оно принадлежит.
Физминутка. 2-3 мин. Я буду называть вам профессии работников сферы услуг, а вы пантомимой должны изобразить, как специалист оказывает клиенту ту или иную услугу.
III. Проверка домашнего задания. 10 мин.
Слайд №8. Практическая работа «Сфера услуг моего микрорайона».
Слайд №9. Заполните таблицу, подсчитав количество объектов разных отраслей сферы услуг.
Слайд №10. Подведите итог, ответив на вопросы:
1. Какие виды услуг и учреждений преобладают в вашем микрорайоне?
2. На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодёжь, на людей среднего или старшего возраста)?
3. Удобен ли режим работы учреждений?
4. Достаточное ли их количество?
5. Удобно ли их расположение в микрорайоне?
6. Учреждений каких отраслей сферы услуг недостаточно в вашем микрорайоне?
Слайд №11. Современный человек ежедневно пользуется услугами розничной торговли, рассмотрим некоторые её особенности.
Игра – аукцион «Торговля и обмен».
Слайд №12. Итоги игры.
Слайд №13-14. Знакомство с профессиями сферы услуг.
На доске названия редко встречающихся профессий сферы услуг.
Вниманию детей представлены энциклопедии профессий и др. литература.
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока. 1-2 мин.
- Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
- На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
- Какое ощущение у вас в конце урока?
Слайд №15.