В содержании урока представлены основные изменения, которые произошли с институтом семьи и брака. Урок проводится с применением активных методов обучения, по методике Эдвардо де Бано "Шесть шляп мышления".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трансформация института семьи»
«Трансформация института семьи»
Цель: просвещение учащихся по вопросам современного состояния института семьи и брака, управление процессом мышления учащихся и генерация идей по проблеме современной и традиционной семьи.
:
Форма занятия: дискуссия - «Шесть шляп мышления».
Средства: мяч, шесть картонных шляп, жребии.
Время проведения: 40 мин.
План занятия:
Приветствие «Мое настроение», «Что хорошего у меня произошло».
Повторение основных характеристик современной и традиционной семьи.
Методика «Шесть шляп»: переход от традиционной к современной модели
семьи: «+» и «-».
Для данного занятия класс разбивается на 2 подгруппы, и оно проводится в разное время (в одной шляпе может сидеть два человека), или некоторые учащиеся участвуют в обсуждении вопроса, остальные являются зрителями.
Ход занятия
– Здравствуйте, уважаемые ребята! Сейчас я буду бросать мячик, а вы, поймав его, скажите какое у вас настроение и, что хорошего произошло за то время, что мы не виделись.
– Назовите, пожалуйста, основные характеристики традиционной и современной семьи, почему произошел переход от одной модели семьи к другой?
– Давайте сядем в круг, и попробуем поразмышлять о происходящей на сегодняшний день ситуации с институтом семьи, о всех положительных и отрицательных моментах перехода от традиционной модели семьи к современной. Каждый из вас будет в образе шляпы.
– Прошу вас вытянуть жребий, на котором стоит пометка цвета шляпы. Если по характеру кому-то ближе не тот цвет, который достался, возможен обмен с другим участником обсуждений.
Методика «Шесть шляп мышления» автор – Эдвард де Боно.
Каждому учащемуся выдается листочек с расшифровкой его роли.
Белая шляпа. Это значит, что от него ожидается полная беспристрастность и объективность, призыв выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде. Нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений. Например: Переход к современной модели семьи повлек за собой следующие изменения – констатация фактов.
Черная шляпа предназначена для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Пример: Называет негативные последствия, которые привнесла современная модель семьи, обосновывая их.
«Миссия» черной шляпы – нанести на карту как можно больше зон риска.
Желтая шляпа – антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).
Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе.
Зеленая шляпа – это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления. Пример: рассмотреть возможные пути поправки положения института современной семьи.
Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».
Красную шляпу надевают, чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно. «Я думаю это полный абсурд и не правда».
После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий, в синей шляпе, внимательно контролирует процесс – не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.
Очередность
1 белая
2 черная
3 желтая
4 красная
5 зеленая
6 черная
7 желтая.
Подведение итогов, формулируется вывод.
Домашнее задание:
Найти, к следующему занятию, литературу (периодические издания), содержащую информацию о ранних браках (от 14 до 20 лет), проблемах, положительных аспектах, рождении ребенка в раннем возрасте и т.д.