«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Касицкая Н.С.,
Республика Казахстан, школа – гимназия № 5 «А» г. Костаная
Актуальность темы заключается в том, что на первый план выходят вопросы формирования установок толерантного и этнотолерантного сознания, патриотическое и гражданское воспитание детей. Однако, необходимо заметить, что сегодня порой и взрослые не всегда могут проявлять доброжелательное отношение и уважение к человеку другого этноса. И основополагающую роль в воспитании этнотолерантого отношения, стремления принять чужое, не сливаясь с ним, а, сохраняя свою этническую самобытность, играют взрослые, прежде всего родители и педагоги. Вот почему сегодня так важно укреплять связь семьи и школы.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании этнотолерантной личности – одна из основных задач, обеспечивающая полноценное развитие ребенка. Однако, необходимо, чтобы родители включились в совместную деятельности, и стали не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
Воспитание этнотолерантности — такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств, черт характера. Данный процесс проходит поэтапно: формирование либерального отношения к другим этнокультурам; изучение, понимание, принятие культурных различий; формирование уважительного отношения к этнокультурным различиям; выработка собственной активной этнотолерантной позиции.
Педагогический коллектив школы использует разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры, толерантности.
При сотрудничестве с родителями, мы учитываем такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, уровень культуры и образования родителей, исходя из которых можно судить о том, какой воспитательный потенциал несут в себе традиции и обычаи, имеющие место в данной семье . Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, семейного чтения и т.д.
Поэтому необходимым условием успешного сотрудничества является
- педагогическое просвещение родителей, формирование у них практических умений и положительного отношения при формированию этнотолерантной личности ребенка.
- использование личных увлечений и интересов родителей при организации жизнедеятельности ребенка в школе.
Привлекая родителей к сотрудничеству, каждый педагог школы определяет для себя следующий круг задач:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах,
- обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
- расширение средств и методов работы с родителями;
- обеспечение пространства для личностного роста участников сотрудничества;
- создание особой творческой атмосферы;
- привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле жизнедеятельности школы.
Чувства солидарности со стороны родителей, желание быть полезным в воспитании будущего патриота и гражданина, наделенного нравственными качествами и толерантностью, способствуют тому, что ребенок в такой среде чувствует себя уверенным и защищенным, с радостью открывает для себя окружающий мир и с чувством благодарности относится к людям любого этноса и вероисповедания.
Как правило, такие родители вносят свои предложения по совершенствованию воспитательного процесса и активно участвуют в планировании, разработке и организации мероприятий совместно с педагогами школы.
Ни секрет, что педагоги сталкиваются с такой проблемой, когда у ребенка ( а иногда и взрослого) при встрече с представителем другой культуры появляется своеобразная реакция: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; нежелание принимать чужой язык и инокультурные ценности, нормы и формы поведения. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Здесь нужна своего рода адаптация к новой культуре. Отсюда задача – помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.
Школьная среда будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение.
В повседневном общении с родителями и учителями, школьник учится познавать мир, приобретает жизненный опыт и усваивает нормы поведения. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их заботам и делам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Именно в семье ребенок учится уважительному отношению к близким людям, их делам, их отдыху и досугу, учится сострадать, с пониманием относится к тем, кто «не такой, как я». Именно поэтому семейные традиции, являясь средством трансляции социально-культурных ценностей, норм и опыта семьи, отражения этнических и религиозных особенностей семьи, способствуют естественному вхождению ребенка в мир социально-нравственных отношений.
В Казахстане проживают представители более 140 национальностей, и в жизни этого сообщества, как в зеркале, отражается весь спектр межэтнических отношений. Республика может стать уникальным центром по созданию модели интернационального содружества народов мира, основанного на принципах культуры мира и толерантности. Одним из эффективных путей создания такой модели является система этнотолерантного воспитания подрастающего поколения в многонациональном социуме. Этнотолерантность личности предполагает наличие позитивного образа иной этнокультуры при сформированности позитивной этнической самоидентичности.
В нашей школе уже четвертый год работает эксперимент по воспитанию этнической толерантности у детей. Уже заметно, что наши учащиеся отличаются наличием подлинного интереса к национально своеобразным условиям жизни, взаимоотношениям представителей различных этнических общностей; знанием норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, способностью выработать их применительно к конкретным обстоятельствам ситуации межэтнической коммуникации с учетом взаимных интересов сторон; соблюдением сложившихся положительных форм межнационального общения, умением находить возможности для достижения взаимопонимания с окружающими. А самое главное, благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы, дети получили возможность эффективно адаптироваться к традициям, привычкам, образу мышления, стилю поведения представителей иных этнических общностей и сохранение уважения к ценностям собственного народа; желание бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества.
Школа обладает необходимыми возможностями для создания условий, обеспечивающих психологический комфорт детей всех национальностей. Здесь учащиеся могут в полном объеме получить знания, необходимые для формирования осознанно-толерантного отношения к инонациональным культурам.
Идея толерантности — достижение качественно иного, нового видения мира, желание и умение жить в поликультурной среде; переход от культа силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения. Основным содержанием понятия «этнотолерантность» является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям представителей других этнокультур, к их взглядам, убеждениям, вере; активное отрицание агрессии, враждебности и насилия по отношению к представителям различных национальностей.
Содержательную сторону процесса воспитания этнотолерантности составляют модели ситуаций жизнедеятельности человека, отражающие реальные социокультурные, духовно-нравственные, этноспихологические проблемы. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые личностно-значимы для современных школьников.
Процесс воспитания этнотолерантности в условиях нашей школы предусматривает формирование некоторой общности интеллектуальных, морально-ценностных ориентаций и художественно-эстетических интересов педагогов, учеников и родителей в сфере этнокультуры, вовлеченных в совместную деятельность как в урочное, так и внеурочное время; реализацию психологической и социально-педагогической службы школы индивидуальных и групповых интерактивных форм работы по развитию толерантности; создание условий для формирования позитивного опыта этнотолерантного поведения, опыта реализации творческих замыслов в условиях поликультурной среды.
Формирование этнотолерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и школа. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому школа как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно работать не только с самим ребенком, но и с его семьей.
Литература
1. Абсалямова А.Б., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. Уфа, 1997. - 119 с.
2. Аджиева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. к. пед. н. М. - 1996. - 20 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002. - 226 с.
4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). — М., 2003.-240 с.
5. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. №7. С.3-13.
6. Дим И. Воспитание и толерантность // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. -М., 2002.
7. Кемеров В.Е. Полисубъектная социальность и проблема толерантности //Толерантность и полисубъектная социальность: Материалы конференции. Екатеринбург, 18-19 апреля 2001г. Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2001.
8. Мартынова М.Ю. Традиционные формы общения и толерантность // Толерантность и культурная традиция. Сб. статей / Под ред. М.Ю. Мартыновой. -М.: Изд-во РУДН, 2002.
.