Просмотр содержимого документа
«Традиционная и современная семья»
Занятие «Традиционная и современная семья»
Цель: расширить представления учащихся о традиционном и современном укладе жизнедеятельности семьи, актуализировать потребность высказывания собственного мнения.
Форма занятия: мозговой штурм
Средства: две коробки, два информационных письма, мяч.
Время проведения: 40 мин.
План занятия
Работа в группах.
Выступление, обсуждение результатов.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Давайте сейчас каждый из вас выскажется о своем самочувствии и настроении! (кидается мяч, у кого мячик тот и рассказывает).
– Тема нашего занятия сегодня: Традиционная и современная семья.
Давайте познакомимся с данными понятиями.
Традиционная семья, была свойственна для времени СССР, ваши бабушки и дедушки придерживались традиционного типа создания семьи. Для нее характерна патриархальная система взаимоотношений, т.е. мужчина в семье занимал главную позицию, женщина в большинстве случаев посвящала свою жизнь воспитанию детей и сохранению домашнего очага, по структуре была сложная (многопоколенная), ее характерной чертой являлась стабильность.
Современная же семья впитала в себя все особенности экономического, политического положения в государстве, культуру Запада (Европы). Явилась следствием запущенного механизма для разрушения традиционного уклада жизни.
– Сейчас поделитесь на 2 команды (методом жребия). У каждой команды на столе табличка – традиционная или современная семья.
В команде выбирается капитан. Им раздаются листочки с критериями, по которым они должны расписать особенности того или иного вида семьи.
Критерии:
тип семьи (патриархальная/матриархальная, сложная/нуклеарная, моногамная/полигамная);
количество детей, в большинстве случаев;
какие преобладают ценности;
форма заключения брака;
взаимоотношения (кто зарабатывал, кто воспитывал детей)
характерные особенности.
В помощь у каждой команды имеется коробочка с вспомогательным письмом, из которого они могут получить информацию для ответов на критерии.
Содержание письма:
В ХХ столетии институт семьи в России под воздействием целого ряда факторов и со6ытий претерпел значительные изменения. В годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и пр. За последние полтора-два десятилетия произошло сокращение числа заключаемых браков. Наблюдается увеличение возрастного периода вступления в брак среди мужчин, они предпочитают вести свободный образ жизни, максимально увеличивая возраст вступления в брак.
Рассмотрим более подробно изменения, произошедшие в сфере брачно-семейных отношений в наши и состояние семьи в целом.
Изменение структуры семьи. Одной из тенденций, имеющей долгосрочный характер, является снижение среднего размера семьи. Уменьшение размера семьи связано с процессом ее нуклеаризации и снижением уровня рождаемости.
Традиционная семья, как правило, была многодетной и состояла из нескольких поколений, что являлось отличительной чертой большинства населения СССР. Мужчина в таких семьях считался кормильцем и главой. Важным качеством традиционной семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу.
Сегодня большинство семей в России имеют нуклеарную структуру, т.е. состоят из супружеской пары с детьми или без них.
Процесс нуклеаризации в России связан с рядом причин:
возросшей спосо6ностью старшего поколения к самообеспечению.
Данные перемены внесли ряд негативных последствий. Наблюдается разрыв ценностей между поколениями, утрата интереса молодых к опыту старших, неприятие пожилыми людьми образа жизни молодежи и т д. Нуклеаризация семьи также сопровождается ее малодетностью, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Снижение уровня рождаемости. Снижение уровня рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса семьи.
Серьезные социально-политические и экономические преобразования в стране в 90-е годы не могли не сказаться на показателях рождаемости. Именно с начала 90-х годов фиксируется их резкое снижение. Чувство неуверенности в завтрашнем дне, страха за свое будущее и за будущее своих детей не давало людям возможности в полной мере реализовать свои репродуктивные возможности. Некоторая стабилизация ситуации в стране в начале ХХI в. способствовала увеличению коэффициентов рождаемости, но в связи с возникшим в стране экономическим кризом вновь заставила людей повременить с рождением детей. Наблюдается также увеличение среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989 г средний возраст матери при рождении ребенка составлял 25,5 лет, то в 2002 г - 26,2 года.
Увеличение количества разводов. Особенностью современного брака является его нестабильность, о чем свидетельствуют высокие показатели разводимости, характерные для последних десятилетий. По общему мнению, брак среди молодежи оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о настоящую жизнь. Это свидетельство инфантильности, 6езволия, эгоистических установок вступающих в брак молодых людей.
Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.
Сожительство и внебрачная рождаемость.
В России молодежь не торопится вступать в брак и регистрировать отношения, на сегодняшний день большое количество россиян предпочитают форму совместного проживания – сожительство. Такие браки (сожительства, свободные союзы) существовали всегда, но в последние десятилетия они встречаются все чаще и во многих западных странах становятся статистически значимой альтернативой официальной семье, основанной на зарегистрированном браке. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. При распространении сожительств сокращается число официальных заключенных браков и происходит увеличение среднего возраста вступления в брак.
Также, исходя из незарегистрированной формы совместного проживания людей, следует внебрачная рождаемость. Особую обеспокоенность специалистов повышение количества в последние десятилетия внебрачных детей. Россия находится по данному показателю уже впереди многих европейских стран.
В современном обществе происходит смена ценностных ориентаций, касающихся сторон семейной жизни, и само слово семья для многих уже не несет прежнего глубокого смысла.
Изменение структуры внутрисемейных отношений. Исторически сложилось так, что в большинстве культур женщины и мужчины выполняют разные роли в семье. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди молодого поколения и женщин, и мужчин в сравнении с «советским» гораздо реже встречаются такие стереотипы, как «долг каждой женщины быть матерью, а мужчины – отцом», «дети должны непременно жить с матерью после развода» и т.д.
Современные же требования к отцовской роли значительно трансформировались. Нормативная модель современного отцовства предполагает гибкое сочетание роли кормильца и роли чуткого, компетентного наставника и друга ребенка и включает в себя, по меньшей мере, три функции: материального обеспечения; эмоциональной поддержки, участия в жизни детей. От отца ожидают эмоциональности, теплоты в отношениях с ребенком, большей вовлеченности в его жизнь. Это приводит к столкновению с традиционными стереотипами мужского поведения, а значит, увеличивает число про6лем и конфликтов при реализации отцовской роли.
Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере системы воспитания. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается количество детских внешкольных творческих учреждений, многие из них функционируют на платной основе, закрываются развивающие и реабилитационные центры для детей. Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей.
- Далее подводятся итоги, делаются выводы.
- Игра в мяч «Желаю тебе» (У кого мяч, тот бросает его своему однокласснику и при этом что-нибудь желает).
Список литературы
Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург: Урал 2001, 320 стр.
Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. Воспитание школьников.– Москва, 2008, №10. – С. 6-15.
Н. Ю. Егорова. Современная семья. Социально-гуманитарные знания 2008 № 4. – С. 44