kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиционная и современная семья

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии рассматриваются особенности трансформации института семьи и брака в РФ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиционная и современная семья»

Занятие «Традиционная и современная семья»


Цель: расширить представления учащихся о традиционном и современном укладе жизнедеятельности семьи, актуализировать потребность высказывания собственного мнения.

Форма занятия: мозговой штурм

Средства: две коробки, два информационных письма, мяч.

Время проведения: 40 мин.

План занятия

  1. Работа в группах.

  2. Выступление, обсуждение результатов.


Ход занятия

- Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Давайте сейчас каждый из вас выскажется о своем самочувствии и настроении! (кидается мяч, у кого мячик тот и рассказывает).

– Тема нашего занятия сегодня: Традиционная и современная семья.

Давайте познакомимся с данными понятиями.

Традиционная семья, была свойственна для времени СССР, ваши бабушки и дедушки придерживались традиционного типа создания семьи. Для нее характерна патриархальная система взаимоотношений, т.е. мужчина в семье занимал главную позицию, женщина в большинстве случаев посвящала свою жизнь воспитанию детей и сохранению домашнего очага, по структуре была сложная (многопоколенная), ее характерной чертой являлась стабильность.

Современная же семья впитала в себя все особенности экономического, политического положения в государстве, культуру Запада (Европы). Явилась следствием запущенного механизма для разрушения традиционного уклада жизни.

– Сейчас поделитесь на 2 команды (методом жребия). У каждой команды на столе табличка – традиционная или современная семья.

В команде выбирается капитан. Им раздаются листочки с критериями, по которым они должны расписать особенности того или иного вида семьи.

Критерии:

  • тип семьи (патриархальная/матриархальная, сложная/нуклеарная, моногамная/полигамная);

  • количество детей, в большинстве случаев;

  • какие преобладают ценности;

  • форма заключения брака;

  • взаимоотношения (кто зарабатывал, кто воспитывал детей)

  • характерные особенности.

В помощь у каждой команды имеется коробочка с вспомогательным письмом, из которого они могут получить информацию для ответов на критерии.


Содержание письма:

В ХХ столетии институт семьи в России под воздействи­ем целого ряда факторов и со6ытий претерпел значитель­ные изменения. В годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и пр. За последние полтора-два десятилетия произошло сокращение числа заключаемых браков. Наблюдается увеличение возрастного периода вступления в брак среди мужчин, они предпочитают вести свободный образ жизни, максимально увеличивая возраст вступления в брак.

Рассмотрим более подробно изменения, произошедшие в сфере брачно-семейных отношений в наши и состояние семьи в целом.

Изменение структуры семьи. Одной из тенденций, имеющей долгосрочный ха­рактер, является снижение среднего размера семьи. Умень­шение размера семьи связано с процессом ее нуклеаризации и снижением уровня рождаемости.

Традиционная семья, как правило, была многодетной и состояла из нескольких поколений, что являлось отличительной чертой большинства населения СССР. Мужчина в таких семьях считался кормильцем и главой. Важным качеством традиционной семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу.

Сегодня большинство семей в России имеют нуклеар­ную структуру, т.е. состоят из супружеской пары с детьми или без них.

Процесс нуклеаризации в России связан с рядом причин:

  • общим ростом материального обеспечения;

  • возможностью решить жилищный/квартирный вопрос;

  • укоренением практики отдельного проживания молодоженов;

  • возросшей спосо6ностью старшего поколения к самообеспечению.

Данные перемены внесли ряд негативных последствий. Наблюдается разрыв ценностей между поколениями, утрата ин­тереса молодых к опыту старших, неприятие пожилыми людьми образа жизни молодежи и т д. Нуклеаризация семьи также сопровождается ее малодетностью, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Снижение уровня рождаемости. Снижение уровня рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса семьи.

Серьезные социально-политические и экономические преобразования в стране в 90-е годы не могли не сказаться на показателях рождаемости. Именно с начала 90-х годов фикси­руется их резкое снижение. Чувство неуверенности в завт­рашнем дне, страха за свое будущее и за будущее своих детей не давало людям возможности в полной мере реали­зовать свои репродуктивные возможности. Некоторая стаби­лизация ситуации в стране в начале ХХI в. способствовала увеличению коэффициентов рождаемости, но в связи с возникшим в стране экономическим кризом вновь заставила людей повременить с рождением детей. Наблюдается также увеличение среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989 г средний возраст матери при рождении ребенка со­ставлял 25,5 лет, то в 2002 г - 26,2 года.

Увеличение количества разводов. Особенностью современного брака является его нестабильность, о чем свидетельствуют высокие показатели разводимости, характерные для последних десятилетий. По общему мнению, брак среди молодежи оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбива­ются о настоящую жизнь. Это свидетельство инфантильности, 6ез­волия, эгоистических установок вступающих в брак молодых людей.

Во многих странах достаточным основани­ем и одним из самых частых мотивов при разводе служит супру­жеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех при­чин разводов связанно с нарушением супружеской верности.

Сожительство и внебрачная рождаемость.

В России молодежь не торопится вступать в брак и регистрировать отношения, на сегодняшний день большое количество россиян предпочитают форму совместного проживания – сожительство. Такие браки (сожительства, свободные союзы) существовали всегда, но в последние десятилетия они встре­чаются все чаще и во многих западных странах становятся статистически значимой альтернативой официальной семье, основанной на зарегистрированном браке. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. При распространении сожительств со­кращается число официальных заключенных браков и происходит увеличение среднего возраста вступления в брак.

Также, исходя из незарегистрированной формы совместного проживания людей, следует внебрачная рождаемость. Особую обеспокоенность специалистов повышение количества в последние десятилетия внебрачных детей. Россия находится по данному показателю уже впереди многих европейских стран.

В современном обществе происходит смена ценностных ориентаций, касающихся сторон семейной жизни, и само слово семья для многих уже не несет прежнего глубокого смысла.

Изменение структуры внутрисемейных отношений. Исторически сложилось так, что в большинстве культур женщины и мужчины выполняют разные роли в семье. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди молодого поколения и женщин, и мужчин в сравнении с «советским» гораздо реже встречаются такие стереотипы, как «долг каждой женщины быть матерью, а мужчины – отцом», «дети должны непременно жить с матерью после развода» и т.д.

Современные же требования к отцовской роли значительно трансформировались. Нормативная модель современного отцовства предполагает гибкое сочетание роли кормильца и роли чуткого, компетентного наставника и друга ребенка и включает в себя, по меньшей мере, три функции: материального обеспечения; эмоциональной поддержки, участия в жизни детей. От отца ожидают эмоциональности, теплоты в отношениях с ребенком, большей вовлеченности в его жизнь. Это приводит к столкновению с традиционными стереотипами мужского поведения, а значит, увеличивает число про6лем и конфликтов при реализации отцовской роли.

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере системы воспитания. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается количество детских внешкольных творческих учреждений, многие из них функционируют на платной основе, закрываются развивающие и реабилитационные центры для детей. Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей.


- Далее подводятся итоги, делаются выводы.

- Игра в мяч «Желаю тебе» (У кого мяч, тот бросает его своему однокласснику и при этом что-нибудь желает).


Список литературы

  1. Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург: Урал 2001, 320 стр.

  2. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. Воспитание школьников.– Москва, 2008, №10. – С. 6-15.

  3. Н. Ю. Егорова. Современная семья. Социально-гуманитарные знания 2008 № 4. – С. 44

  4. http://www.fw.ru/main.htm - Интернет-система «Мир семьи».

  5. http://www.vospitanie-detey.ru - Энциклопедия семьи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Традиционная и современная семья

Автор: Дегенгарт Анна Валерьевна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 333034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "«Деятельность НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» г. Урай по формированию духовной культуры в современной семье» "
    ["seo_title"] => string(129) "dieiatiel-nost-nochu-dod-tsientr-dukhovnoie-prosvieshchieniie-gh-urai-po-formirovaniiu-dukhovnoi-kul-tury-v-sovriemiennoi-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "167152"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423056191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Занятие «Семья, семейные ценности» "
    ["seo_title"] => string(40) "zaniatiie-siem-ia-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "243690"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445786171"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) ""Многодетная семья""
    ["seo_title"] => string(18) "mnogodetnaia_semia"
    ["file_id"] => string(6) "476428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535358584"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация "Модель взаимодействия семьи и детского сада в процессе воспитания ребенка""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_modiel_vzaimodieistviia_siem_i_i_dietskogho_sada_v_protsiessie_v"
    ["file_id"] => string(6) "362981"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480240549"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Основы семейного права" разработка урока "
    ["seo_title"] => string(42) "osnovy-siemieinogho-prava-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "159956"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421986943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства