«Мы – будущие волонтеры»
Основу требований, предъявляемых к новому поколению, составляют категории социальных переживаний. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая личность, обладающая милосердием, гуманностью, умением оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
В настоящее время большое значение уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Труд добровольцев с каждым годом становится все более востребованным и в России.
В своих исследованиях Т.П. Гаврилова констатирует факт, что дошкольный возраст является благоприятным периодом проявления гуманных качеств личности, однако, в возрасте 6 -7 лет отмечается снижение доли сопереживаемых актов, что подтверждает возрастную трансформацию социальных переживаний и необходимости внесения корректив в процесс социализации старших дошкольников. (слайд противоречия) Эмпирические исследования, проведенные на базе нашего детского сада, подтверждают данную закономерность. Доминирующие акты сочувствия, сопереживания и милосердия проявлялись только у 65% респондентов и то в большей степени по отношению к сверстникам.
Суть проблемы социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста явно определяют противоречия указанные на слайде.
(слайд-цель, объект, предмет)
…. Таким образом, несовершенство методической системы по изучаемому вопросу, а также названные противоречия послужили основанием для формирования инициативной группы педагогов и родителей по ознакомлению дошкольников с волонтерским движением, развитию таких важных качеств личности, как милосердие, сочувствие, сострадание.
Ознакомление с волонтерским движением – это уникальная возможность влиять на процесс формирования личностных качеств ребенка. Проявление новых видов взаимоотношений, действий (в рамках волонтерского отряда) позволило нам формировать у старших дошкольников нравственные механизмы поведения. Наши дети получили определенный социальный опыт, который будучи субъективно освоенным, стал неотъемлемой частью их поведения.
Опираясь на современные научные подходы к решению проблемы социализации дошкольников в обществе, используя метод моделирования, нами была построена модель педагогического воздействия, обеспечивающая процесс формирования таких личностных качеств у детей, как милосердие, сочувствие, сопереживание.
В основе проекта положены важнейшие стратегические принципы ФГТ современной системы российского образования.
Данная модель ориентирована на обновление содержания и структуры организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по формированию такого интегративного качества личности, как «Эмоционально отзывчивый»
Модель представляет собой систему взаимоотношения компонентов. Каждый компонент выполняет свою роль в реализации поставленных задач.
Для эффективной реализации предложенной системы важными моментами являются:
- повышение уровня методической компетентности педагогов: формирование современного взгляда на проблему социализации личности. Педагоги расширяют свои знания о волонтерской деятельности, методике работы с детьми в данном направлении;
- создание целостного педагогического процесса воздействия на личность ребенка-дошкольника, включающего разнообразные формы и методы работы по обучению сочувствию, состраданию, милосердию;
- приобщение семьи к совместному решению поставленных задач (разработке атрибутов детского волонтерского отряда, участие в его деятельности);
- межсетевое сотрудничество с комитетом по молодежной политике, волонтерскими отрядами муниципального образования Ленинградский район.
Развивающая среда предполагает создание в группах атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительного отношения к другим людям и миру природы, формирование уголков по волонтерскому движению, размещение доступного наглядно-демонстрационного материала, обогащающего представление детей о том, какую помощь и поддержку оказывают волонтеры; специальной серии развивающих игр, обогащающих социальный опыт детей.
Как средства обучения педагоги использовали истории волонтерских отрядов, образцы нравственного поведения людей, фотоматериалы на тему: «Добрые дела и поступки близких мне людей».
В саду была преобразована предметно-развивающая среда, позволяющая детям лучше осознать гуманную сущность человека.
В рамках проведения праздника в детском саду старших дошкольников посвятили в волонтеры, ознакомили с заповедями и правилами их деятельности, планом работы малого волонтерского отряда.
Основное содержание проводимой работы по обогащению социального опыта детей старшего дошкольного возраста нашло отражение в авторской программе «Мы – будущие волонтеры»
Представленная система педагогического воздействия включает в себя информационно-познавательный и мотивационно-поведенческий компоненты.
Инфорнмационо-познавательный компонент предполагал социально-психологическую подготовку будущих волонтеров: знакомство с понятием «волонтер», волонтерская деятельность, развитие представлений о традиционных формах гражданского участия и взаимопомощи людей друг к другу. Мы формировали у дошкольников представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, о необходимости человека оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается. Организовывали «путешествие детей в мир добрых дел и поступков».
В рамках первого этапа применялись методы, повышающие познавательную, эмоционально-поведенческую активность; методы, способствующие установлению связей между поступком и чувствами, между поступком и оценкой.
У наших детей появились конкретные и обобщенные представления о добрых поступках и полезных делах, желание помочь окружающим, что привело их к ориентации на определенные формы гражданского сочувствия. Данный этап работы с детьми можно назвать этапом осознания полученной информации. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания.
Важнейшим условием обучения дошкольника явилось включение его в апробацию способов желательных типов поведения.
Цель мотивационно-поведенческого компонента - побуждение к добрым поступкам, организация самостоятельной деятельности детей в рамках волонтерского отряда, обучение умению проявлять сочувствие, сострадание и милосердие в конкретной жизненной ситуации, накопление социального опыта оказания помощи и поддержки тем, кто в этом нуждается. В качестве методов воздействия нами использовались разъяснения, личный пример педагога, методы стимулирования к деятельности, словесные поручения, упражнения в проявлении сочувствия и сострадания, эмоциональные реагирования педагогов в различных ситуациях.
Под непосредственным воздействием взрослого дошкольник приобретает опыт взаимоотношения с малышами, престарелыми людьми, людьми с ограниченными возможностями (инвалидами), ветеранами. Учится замечать их проблемы, состояния, адекватно реагировать в конкретной жизненной ситуации.
Базовое содержание экспериментальной программы реализуется в форме специально организованных мероприятий малого волонтерского отряда. Это обеспечивает нам последовательность, системность формирования интегративного качества «Эмоционально отзывчивый». Нами разработана примерная тематика проводимых занятий: «Путешествие в мир добрых дел и поступков», «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть», «Каждый человек имеет право на помощь и поддержку», «Волонтеры всегда рядом», «Земля – наш общий дом!» Дети принимают участие в акциях, экологических маршах, благотворительных мероприятиях, организуемых для детей – инвалидов, пожилых людей, ветеранов войны и труда. Оказывают помощь малышам, обитателям живого уголка.
В своей работе используем проблемно-поисковую деятельность детей (создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них).
Выше представленная система педагогического воздействия направлена на активное приобщение детей дошкольного возраста к сочувствию и соучастию, к гуманным и милосердным поступкам в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно – практического компонентов их жизнедеятельности, повышению своей социальной значимости.
План реализации проекта включает три этапа
Подготовительный этап (2012 – 2013 гг.) - анализ состояния проблемы в теории и практике, изучение методической литературы по проблеме исследования; изучение у детей особенностей проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении. Подготовка образовательного процесса к работе в условиях эксперимента.
Основной этап. (2013-2014 гг.) - апробация модели, процесс обучения детей старшего дошкольного возраста сочувствию, состраданию, милосердию. Внедрение в практику работы дошкольного учреждения авторской программы «Мы - будущие волонтеры».
Заключительный этап (2014 – 2015 гг.). - эмпирическая проверка системы, мониторинг проявления старшими дошкольниками сочувствия, сострадания, милосердия. Анализ, оценка и обобщение результатов проведенного исследования. Публикация программы и методических материалов.