"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"
Т.П. Ялаева, учитель ОБЖ, МБОУ «СОШ №36» г.Новокузнец
Понятие "комплексная безопасность" в широком смысле слова, включает в себя не только организационную защиту населения, в том числе участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и от социальной напряженности, насилия над личностью.
Одной из целей комплексной безопасности образовательного учреждения является формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения. Школа, как социальная структура представляет собой социальный институт, в котором учащиеся проводят большую часть времини и период пребывания ученика в школе является наиболее сензотивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.
Принятие принципов толерантности в сфере международной политики Российской Федерации не обеспечивает автоматически трансформацию сознания россиян, поскольку не формальное, а содержательное принятие принципов толерантности населением России требует значительных преобразований и усилий, как на уровне социума, так и на уровне индивидуального сознания. Проблема толерантности не менее актуальна в современной системе образования России. Каковы критерии определения толерантности и могут ли толерантные отношения стать основой взаимодействия субъектов в образовательном пространстве? Возможны ли отношения, построенные на согласии, понимании, принятии, адаптивности, адекватности в конфликтной ситуации?
Когда основой взаимодействия различных субъектов выступает толерантное отношение, можно говорить о большой вероятности успеха данного процесса. Толерантное взаимодействие, также как и толерантное отношение, реализуется как на личностном, так и на социальном уровнях. Несмотря на такого рода очевидную однозначность всеобщей заинтересованности в неконфликтном взаимодействии, в реальной жизни обнаруживается множество факторов, не располагающих к толерантному общению, такие как: прямая агрессия, ущемление прав личности, социальная и юридическая незащищенность человеческой жизни, имущества и собственности; проявление национально-культурной дискриминации, а также различные виды дивиантного поведения, создающие угрозу и проблемы для нормальной жизнедеятельности граждан. Проблемы возникают тогда, когда мы сталкиваемся с конкретными, и тем более, персонифицированными проявлениями агрессии и нетерпимости, в случае ущемления личных интересов, либо прямой угрозы здоровью и жизни, а также других факторов. В данных случаях идет действие по обстоятельствам, руководствуясь соображениями не толерантности, а выживания.
Как показали исследования, проводимые в период с 2017 по 2018гг. в рамках Федеральной целевой программы " Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", во взаимодействиях преподавателей и учащихся на разных уровнях системы образования существуют значительные проблемы в недостаточности знаний и механизмов снятия социальной напряженности, возникают также проблемы в межличностных отношениях учащихся. Ненормативность представлений о культуре толерантного взаимодействия в сфере образования, значительно усложняет задачу закрепления принципов толерантности, обеспечивающих социальную безопасность. При возникновении проблем преподавателя и учащегося, как правило, отношения не ориентированы на достижение согласия посредством межличностных переговоров. Они пытаются использовать административные возможности различных уровней управления. В случаях межличностных конфликтов учащихся зачастую используется силовой фактор и фактор аморального воздействия. Отсутствие представлений о механизмах реализации толерантного типа поведения, способствующего защите прав и свобод каждой из взаимодействующих сторон, обусловлено прежде всего, тем, что в обществе не сформирована доминирующая идеология в отношении толерантности. Как показали исследования, преподаватели и учащиеся обнаружили достаточно неопределенные представления о реальных субъектах формирования толерантного сознания Не случайно те и другие основным объектом формирования толерантности назвали семью. Общество, по их мнению, занимает вторую позицию, образовательные учреждения - четвертую, что, по существу является признанием не результативности роли образовательных учреждений в разрешении проблемы обеспечения толерантного взаимодействия. Наряду с этим, было замечено, что конструктивное воздействие определяется не только тем, насколько сам учитель располагает толерантным сознанием, но также и тем, насколько сформировано толерантное отношение к учительству со стороны общества.
Можно ли утверждать, что в современном образовательном учреждении существует "культура справедливости"? Выступают ли учителя как единый коллектив носителей ценностей "культуры достоинства"? Да, можно. Если говорить о том, что основным источником конструктивного воздействия на формирование толерантного сознания в общеобразовательной среде являются: уважение личности, наличие общих целей и интересов педагогов и учеников, установка на неконфликтное взаимодействие образовательного взаимодействия, взаимная заинтересованность в качестве школьного образования, формирование идеологии корпоративного единства учителей и учеников с администрацией школы, содержание социально - гуманитарных дисциплин, установка на неконфликтное взаимодействие учителей, то тогда можно сказать, что "культура справедливости" существует на деле, а не на словах. Необходимость формирования толерантного сознания в процессе школьного обучения очень важна и стратегически значима. Наряду с этим, приходит понимание того, что разрешение проблемы толерантности должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализации государственных стратегий социальной защищенности и сотрудничества.