kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"

Т.П. Ялаева, учитель ОБЖ,  МБОУ «СОШ №36» г.Новокузнец

            Понятие "комплексная безопасность" в широком смысле слова, включает в себя не только организационную защиту населения, в том числе участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и от социальной напряженности, насилия над личностью.

            Одной из целей комплексной безопасности образовательного учреждения является формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения. Школа, как социальная структура представляет собой социальный институт, в котором учащиеся проводят большую часть времини и период пребывания ученика в школе является наиболее сензотивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

            Принятие принципов толерантности в сфере международной политики Российской Федерации не обеспечивает автоматически трансформацию сознания россиян, поскольку  не формальное, а содержательное принятие принципов толерантности населением России требует значительных преобразований и усилий, как на уровне социума, так и на уровне индивидуального сознания. Проблема толерантности не менее актуальна в современной системе образования России. Каковы критерии определения толерантности и могут ли толерантные отношения стать основой взаимодействия субъектов в образовательном пространстве? Возможны ли отношения, построенные на согласии, понимании, принятии, адаптивности, адекватности в конфликтной ситуации?

            Когда основой взаимодействия различных субъектов выступает толерантное отношение, можно говорить о большой вероятности успеха данного процесса. Толерантное взаимодействие, также как и толерантное отношение, реализуется как на личностном, так и на социальном уровнях. Несмотря на такого рода очевидную однозначность всеобщей заинтересованности в неконфликтном взаимодействии, в реальной жизни обнаруживается множество факторов, не располагающих к толерантному общению, такие как: прямая агрессия, ущемление прав личности, социальная и юридическая незащищенность человеческой жизни, имущества и собственности; проявление национально-культурной дискриминации, а также различные виды дивиантного поведения, создающие угрозу и проблемы для нормальной жизнедеятельности граждан. Проблемы возникают тогда, когда мы сталкиваемся с конкретными, и тем более, персонифицированными проявлениями агрессии и нетерпимости, в  случае ущемления личных интересов, либо прямой угрозы здоровью и жизни, а также других факторов. В данных случаях идет действие по обстоятельствам, руководствуясь соображениями не толерантности, а выживания.

            Как показали исследования, проводимые в период с 2017 по 2018гг. в рамках Федеральной целевой программы " Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", во взаимодействиях преподавателей и учащихся на разных уровнях системы образования существуют значительные проблемы в недостаточности знаний и механизмов снятия социальной напряженности, возникают также проблемы  в межличностных отношениях учащихся. Ненормативность представлений о культуре толерантного взаимодействия в сфере образования, значительно усложняет задачу закрепления принципов толерантности, обеспечивающих социальную безопасность. При возникновении проблем преподавателя и учащегося, как правило, отношения не ориентированы на достижение согласия посредством межличностных переговоров. Они пытаются использовать административные возможности различных уровней управления. В случаях межличностных конфликтов учащихся зачастую используется силовой фактор и фактор аморального воздействия. Отсутствие представлений о механизмах реализации толерантного типа поведения, способствующего защите прав и свобод каждой из взаимодействующих сторон, обусловлено прежде всего, тем, что в обществе не сформирована доминирующая идеология в отношении толерантности. Как показали исследования, преподаватели и учащиеся обнаружили достаточно неопределенные представления о реальных субъектах формирования толерантного сознания Не случайно те и другие основным объектом формирования толерантности назвали семью. Общество, по их мнению, занимает вторую позицию, образовательные учреждения - четвертую, что, по существу является признанием не результативности роли образовательных учреждений в разрешении проблемы обеспечения толерантного взаимодействия. Наряду с этим, было замечено, что конструктивное воздействие определяется не только тем, насколько сам учитель располагает толерантным сознанием, но также и тем, насколько сформировано толерантное отношение к учительству со стороны общества.

            Можно ли утверждать, что в современном образовательном учреждении существует "культура справедливости"? Выступают ли учителя как единый коллектив носителей ценностей "культуры достоинства"? Да, можно. Если говорить о том, что основным источником конструктивного воздействия на формирование толерантного сознания в общеобразовательной среде являются: уважение личности, наличие общих целей и интересов педагогов и учеников, установка на неконфликтное взаимодействие образовательного взаимодействия, взаимная заинтересованность в качестве школьного образования, формирование идеологии корпоративного единства учителей и учеников с администрацией школы, содержание социально - гуманитарных дисциплин, установка на неконфликтное взаимодействие учителей, то тогда можно сказать, что "культура справедливости" существует на деле, а не на словах. Необходимость формирования толерантного сознания в процессе школьного обучения очень важна и стратегически значима. Наряду с этим, приходит понимание того, что разрешение проблемы толерантности должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализации государственных стратегий социальной защищенности и сотрудничества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"»

"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"

Т.П. Ялаева, учитель ОБЖ, МБОУ «СОШ №36» г.Новокузнец

Понятие "комплексная безопасность" в широком смысле слова, включает в себя не только организационную защиту населения, в том числе участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и от социальной напряженности, насилия над личностью.

Одной из целей комплексной безопасности образовательного учреждения является формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения. Школа, как социальная структура представляет собой социальный институт, в котором учащиеся проводят большую часть времини и период пребывания ученика в школе является наиболее сензотивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

Принятие принципов толерантности в сфере международной политики Российской Федерации не обеспечивает автоматически трансформацию сознания россиян, поскольку не формальное, а содержательное принятие принципов толерантности населением России требует значительных преобразований и усилий, как на уровне социума, так и на уровне индивидуального сознания. Проблема толерантности не менее актуальна в современной системе образования России. Каковы критерии определения толерантности и могут ли толерантные отношения стать основой взаимодействия субъектов в образовательном пространстве? Возможны ли отношения, построенные на согласии, понимании, принятии, адаптивности, адекватности в конфликтной ситуации?

Когда основой взаимодействия различных субъектов выступает толерантное отношение, можно говорить о большой вероятности успеха данного процесса. Толерантное взаимодействие, также как и толерантное отношение, реализуется как на личностном, так и на социальном уровнях. Несмотря на такого рода очевидную однозначность всеобщей заинтересованности в неконфликтном взаимодействии, в реальной жизни обнаруживается множество факторов, не располагающих к толерантному общению, такие как: прямая агрессия, ущемление прав личности, социальная и юридическая незащищенность человеческой жизни, имущества и собственности; проявление национально-культурной дискриминации, а также различные виды дивиантного поведения, создающие угрозу и проблемы для нормальной жизнедеятельности граждан. Проблемы возникают тогда, когда мы сталкиваемся с конкретными, и тем более, персонифицированными проявлениями агрессии и нетерпимости, в случае ущемления личных интересов, либо прямой угрозы здоровью и жизни, а также других факторов. В данных случаях идет действие по обстоятельствам, руководствуясь соображениями не толерантности, а выживания.

Как показали исследования, проводимые в период с 2017 по 2018гг. в рамках Федеральной целевой программы " Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", во взаимодействиях преподавателей и учащихся на разных уровнях системы образования существуют значительные проблемы в недостаточности знаний и механизмов снятия социальной напряженности, возникают также проблемы в межличностных отношениях учащихся. Ненормативность представлений о культуре толерантного взаимодействия в сфере образования, значительно усложняет задачу закрепления принципов толерантности, обеспечивающих социальную безопасность. При возникновении проблем преподавателя и учащегося, как правило, отношения не ориентированы на достижение согласия посредством межличностных переговоров. Они пытаются использовать административные возможности различных уровней управления. В случаях межличностных конфликтов учащихся зачастую используется силовой фактор и фактор аморального воздействия. Отсутствие представлений о механизмах реализации толерантного типа поведения, способствующего защите прав и свобод каждой из взаимодействующих сторон, обусловлено прежде всего, тем, что в обществе не сформирована доминирующая идеология в отношении толерантности. Как показали исследования, преподаватели и учащиеся обнаружили достаточно неопределенные представления о реальных субъектах формирования толерантного сознания Не случайно те и другие основным объектом формирования толерантности назвали семью. Общество, по их мнению, занимает вторую позицию, образовательные учреждения - четвертую, что, по существу является признанием не результативности роли образовательных учреждений в разрешении проблемы обеспечения толерантного взаимодействия. Наряду с этим, было замечено, что конструктивное воздействие определяется не только тем, насколько сам учитель располагает толерантным сознанием, но также и тем, насколько сформировано толерантное отношение к учительству со стороны общества.

Можно ли утверждать, что в современном образовательном учреждении существует "культура справедливости"? Выступают ли учителя как единый коллектив носителей ценностей "культуры достоинства"? Да, можно. Если говорить о том, что основным источником конструктивного воздействия на формирование толерантного сознания в общеобразовательной среде являются: уважение личности, наличие общих целей и интересов педагогов и учеников, установка на неконфликтное взаимодействие образовательного взаимодействия, взаимная заинтересованность в качестве школьного образования, формирование идеологии корпоративного единства учителей и учеников с администрацией школы, содержание социально - гуманитарных дисциплин, установка на неконфликтное взаимодействие учителей, то тогда можно сказать, что "культура справедливости" существует на деле, а не на словах. Необходимость формирования толерантного сознания в процессе школьного обучения очень важна и стратегически значима. Наряду с этим, приходит понимание того, что разрешение проблемы толерантности должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализации государственных стратегий социальной защищенности и сотрудничества.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ялаева Татьяна Павловна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1180 руб.
1970 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства