ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
(по ФГОС)
2013 год.
Учебный предмет: иностранный язык (французский)
Составитель: учитель французского языка,
МОУ «Гимназия № 1»,
г. Воскресенска,
Коркина Юлия Александровна
Класс: 8 класс
УМК: «Французский язык как второй иностранный.
Говорим и обсуждаем». 2-й год обучения
Авторы: В.Н.Шацких, О.В.Кузнецова, И.Н.Кузнецова,
Л.Ю.Денискина, Л.В.Бабина
Тема урока: «Французская кухня»
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала
Цели урока | Развитие и закрепление умений в устной речи по теме «Французская кухня. Еда во Франции». Развитие коммуникативной компетенции обучающихся (способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка). Научиться получать, использовать и анализировать полученную информацию, составлять собственные высказывания с целью решения поставленной коммуникативной задачи. |
Задачи урока | Обучающие: Освоить новые лексические единицы и речевые конструкции по указанной теме. Развивать фонетические и лексические навыки. Совершенствовать навыки устной и письменной речи по теме «Французская кухня. Еда во Франции». Систематизировать знания в употреблении лексических единиц по теме «Продукты. Овощи. Фрукты». Повторить и закрепить грамматические темы «Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Частичный артикль». Развивать навыки аудирования: умение понимать на слух запрашиваемую информацию в тексте «Еда во Франции». Совершенствовать навыки чтения с пониманием основного содержания (текст «Почему важно правильно питаться?»). Развивать лексические навыки: научиться употреблять в речи новую лексику по теме «Еда. Продукты. Овощи. Фрукты». Совершенствовать слухопроизносительные навыки, соблюдать нормы произношения звуков французского языка при чтении вслух и в устной речи. Развивающие: Развивать умение строить самостоятельные устные высказывания на основе первичного усвоения учебного материала. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью обучающихся. Развивать память, внимание, языковую догадку, логическое мышление, воображение. Развивать умение переносить сформированные навыки в новую ситуацию. Формировать способность к репродуктивной и продуктивной деятельности. Воспитательные: Сформировать устойчивую мотивацию к овладению французским языком. Сформировать потребность пользования французским языком как средством общения. Расширять кругозор учащихся. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения. Сформировать толерантное отношение к представителям франкоговорящих стран. |
Планируемые результаты | Личностные результаты: Готовность и способность к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности. Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур Овладение общей речевой культурой. Метапредметные результаты: Освоение межпредметных понятий и УУД, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Построение индивидуальной образовательной траектории. Предметные результаты: Освоение специфических для данного предмета видов деятельности по получению новых знаний в рамках данного учебного предмета, их преобразований и применений. Владение терминологией, ключевыми понятиями, методами, приемами. | Формируемые УУД: Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению. Готовность к саморазвитию и самообразованию. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Учащиеся получат возможность научиться: Самостоятельно ставить цели и строить планы. Выражать личностную позицию в восприятии мира. Регулятивные УУД: Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на французском языке. Формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Построение устных высказываний в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы. Обосновывать собственную позицию. Брать на себя инициативу в организации совместного действия. Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении темы, проблемы. Познавательные УУД: Построение логических рассуждений. Установление причинно-следственных связей. Выделение необходимой информации. Осознанное построение речевых высказываний в устной форме. Умение находить ответы на вопросы по иллюстрациям. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Овладение при поддержки учителя учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-коммуникативными умениями. Учащиеся получат возможность научиться: Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. Искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
Основные понятия | Лексические единицы – лексика по теме «Еда. Продукты. Овощи. Фрукты». Речевые структуры - реплики по теме «Чтобы быть в хорошей форме надо …». Речевые структуры – фразы диалога по теме «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Грамматические структуры по теме «Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Частичный артикль». |
Организация пространства |
Ресурсы | Формы работы | Межпредметные связи |
Учебник. Рабочая тетрадь. Дополнительный грамматический и лексический материал. Звуковое приложение CD. Компьютер. Презентация. Интерактивная доска. Мультимедиа – проектор. | 1. Фронтальная. 2. Групповая. Индивидуальная. Парная. | Содержанием речи на французском языке являются сведения из разных областей знаний: литература, история, искусство, правила этикета. Французский язык выступает как средство приобретения сведений в разных областях знаний. Иностранный язык способствует формированию у учащихся целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования учащихся, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. |
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1-й этап. Мотивационный |
Учитель приветствует учащихся с использованием устойчивых речевых клише по теме «Приветствие. Как дела?» Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Учитель нацеливает учащихся на освоение новых ЗУН с позиции их практического значения. | Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют уже имеющуюся информацию до изучения нового материала, задают вопросы. | Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету. | Учащиеся приветствуют учителя, предполагают возможную тему урока с опорой на полученную информацию. | Уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания. | Учащиеся готовятся к началу урока, воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала. Складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для изучения. | Задавать учителю вопросы, связанные с освоением предложенного материала. |
2-й этап. Актуализация |
Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которые будут получены недостающие знания и умения. Учитель ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации в ходе решения которых учащиеся подходят к осознанию нехватки определенных знаний и умений. | Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому материалу, определяют «поле своего незнания». | Воспринимать информацию на слух, анализировать и корректировать ее. | Учащиеся взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме. | Уметь слушать собеседника, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Высказывать собственное мнение. | Учащиеся формулируют тему, цель и план деятельности на уроке, моделируют учебную ситуацию. | Прогнозировать результат, владеть целеполаганием, моделировать учебную ситуацию. |
3-й этап. Исполнительский |
Учитель организует повторение лексического и грамматического материала по темам «Продукты. Овощи. Фрукты», «Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Частичный артикль». Распечатки, презентация (слайды). | Учащиеся вспоминают лексический и грамматический материал по пройденным темам, используя презентацию по теме «Продукты. Овощи. Фрукты» и таблицу по теме «Частичный артикль». | Осуществлять поиск и выделение нужной информации. | Учащиеся взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме. | Уметь точно выражать свои мысли. Уметь понимать ответы на слух. | Учащиеся мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи, осуществляют самоконтроль. | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. Способность осуществлять самоконтроль. |
Учитель организует работу с учебником (проверка домашнего задания): работа над текстом «Почему важно правильно питаться?». Учебник (стр. 173). | Учащиеся знакомятся с заданием и выполняют его | Осуществлять поиск и выделение нужной информации. | Учащиеся взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения темы «Почему важно правильно питаться?». | Уметь точно выражать свои мысли. Уметь понимать ответы на слух. | Учащиеся мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи, осуществляют самоконтроль, выполняя предложенные задания. | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. Способность осуществлять самоконтроль. |
Учитель предлагает выстроить высказывания по модели «Чтобы быть в хорошей форме надо…» (выбор трех вариантов ответов из ряда предложенных). Учебник, презентация (слайды). | Учащиеся строят высказывания по предложенной модели с опорой на презентацию. | Выполнять задания репродуктивного характера. | Учащиеся взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов. | Уметь точно выражать свои мысли. Уметь понимать ответы на слух. | Учащиеся мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи, осуществляют самоконтроль, выполняя предложенные задания. | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. Способность осуществлять самоконтроль. |
Учитель предлагает соотнести полученный материал с жизненным опытом через выбор учебной ситуации в индивидуальной форме. | | | | | Учащиеся соотносят предложенный материал со своим жизненным опытом. | Способность учиться и организовывать свою деятельность. |
Учитель организует аудирование учебного текста «Еда во Франции». Звуковое приложение (СD), презентация, слайды. | Учащиеся воспринимают на слух и осмысливают предложенный текст с опорой на презентацию. | Уметь выделять существенную информацию. | | | | |
Учитель организует работу в парах для составления мини диалогов по теме «Что мы едим на завтрак, обед, полдник и ужин?» с опорой на текст «Еда во Франции». | Учащиеся предпринимают попытки различными путями решить поставленную задачу, выявляют недостающие знания и умения, строят учебную модель, доступную их возрасту, выполняют действия, запланированные на предыдущем этапе. | Уметь мыслить структурами (модель). Уметь выражать смысл ситуации доступными средствами | Учащиеся вырабатывают план ответа, работая в парах. | Уметь аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательное отношение к своему собеседнику в ситуации спора и противоречия интересов. | Учащиеся мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи, осуществляют самоконтроль. | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. Способность осуществлять самоконтроль. |
Учитель направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. | | | | | | |
4-й этап. Контрольный |
Учитель организует прослушивание и демонстрацию готового продукта – мини диалог по теме «Что мы едим на завтрак, обед, полдник и ужин?». Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки обучающихся (если таковые были допущены). | Учащиеся воспринимают на слух и осмысливают предложенную информацию. | Уметь выделять существенную информацию из сообщений. | Учащиеся предлагают свой вариант ответа и аргументируют его. | Уметь не только высказываться, но и аргументировать свою точку зрения, свое предложение. | Учащиеся мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи, осуществляют самоконтроль. | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. |
Учитель предлагает критерии личной самооценки и самооценки при работе в паре, оценивает результаты учебной работы отдельных учащихся и работу в парах. | | | Учащиеся оценивают индивидуальную работу и работу в парах. | Уметь договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению). | Учащиеся оценивают результаты индивидуальной учебной работы и работы в парах на основе предложенных критериев. | Уметь сличать способ действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца. |
5-й этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Учитель объясняет домашнее задание. | Учащиеся зрительно знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по его выполнению. | Уметь определять область полученных знаний. | Учащиеся обсуждают домашнее задание, задают вопросы. | Уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания. | Учащиеся самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания е необходимой им помощи. | Готовность к самостоятельным действиям, воспроизведению и применению полученных знаний. |
6-й этап. Рефлексивный. |
Учитель организует рефлексию. | Учащиеся систематизируют полученную информацию, строят свои высказывания. | Выполнять задания репродуктивного характера. | Учащиеся взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время рефлексии. | Уметь точно выражать свои мысли, понимать ответы на слух. | Учащиеся рефлектируют свои действия как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, строят понятные высказывания. | Уметь анализировать различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивать оптимальность выбранного пути решения задачи. Уметь определять значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость). |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкретные существительные
Les noms de matiere
Неисчисляемые существительные (Noms non nombrables)
Le pain – хлеб, la viande – мясо, la farine – мука,
le jambon – ветчина, le poisson – рыба, le poulet – курица,
le saucisson – колбаса, le sucre – сахар, la confiture – варенье, джем,
le sel – соль, le poivre – перец, la soupe – суп,
le lait – молоко, le the – чай, le potage – суп-пюре, овощной суп,
le cafe – кофе, le chocolat – шоколад, la glace – мороженое,
le beurre – масло (сливочное), la volaille – мясо птицы,
l’huile (f) – масло (растительное), le riz – рис, le tabac – табак,
le fromage – сыр, la creme – сметана, le vermicelle – вермишель,
la vodka – водка, le jus – сок, le champagne – шампанское,
le miel – мед, l’eau (f) – вода, la biere – пиво, la limonade – лимонад.
Исчисляемые существительные (Noms nombrables)
des legumes (m) – овощи, des fruits (m) – фрукты, les haricots (m) – фасоль,
le bonbon – конфета, la pomme – яблоко, les petits pois (m) – зеленый горошек,
les pommes de terre (f) – картофель, les oranges (f) – апельсины,
l’oeuf (m) – яйцо, la carotte – морковь, les citrons (m) – лимоны,
le radis – редис, la betterave – свекла, les bananes (f) – бананы,
l’oignon (m) – лук, l’ail (m) – чеснок, les ananas (m) – ананасы,
le chou – капуста, la tomate – помидор, les kiwis (m) – киви,
le chou-fleur – цветная капуста, les abricots (m) – абрикосы,
le cornichon – огурец, le concombre – огурец, les poires (f) – груши,
la salade – салат, la prune – слива, les mandarines (f) – мандарины,
la peche – персик, la cerise – вишня, les pates (f) – макаронные изделия,
la friandise – лакомства, la baie – ягода, les saucisses (f) – сосиски,
le melon – дыня, le melon d’eau – арбуз, les croissants (m) – рогалики,
la framboise – малина, le cassis – смородина, la tarte – пирог,
la groseille – крыжовник, les fruits de mer (m) – дары моря,
la pasteque – арбуз, la fraise – клубника, la pizza – пицца,
les biscottes (f) – сухари, les crepes (f) – блины,
le sandwich – бутерброд, les tartines (f) – бутерброды,
le gateau – торт, пирожное.
ЧАСТИЧНЫЙ АРТИКЛЬ
Кроме определенного и неопределенного артиклей, во французском языке существует еще
и частичный артикль: DU, DE LA, DE L’. Он указывает на неопределенность
существительного, но употребляется только перед неисчисляемыми существительными и
указывает на неопределенное количество вещества, неполный объем понятия
(boire du vin – пить вино, manger du chocolat – есть шоколад)
Частичный артикль употребляется перед абстрактными существительными
(patience – терпение, imagination – воображение)
Частичный артикль употребляется с конкретными существительными, не поддающимися
счету (lumiere – свет)
Существительные, обозначающие животных, получают с частичным артиклем значение однородного вещества или собирательное значение
(manger du lapin – есть кролика)
Существительные – названия предметов получают с частичным артиклем собирательное
значение (Il y a de la pomme cette annee – В этом году уродились яблоки)
Частичный артикль употребляется перед некоторыми
собирательными существительными
(gibier – дичь, volaille – домашняя птица, vaisselle – посуда, dentelle – кружево)
Частичный артикль может иногда употребляться с собирательными существительными – названиями лиц (De la police arrive – Едет полиция)
Перед собственными именами авторов частичный артикль указывает на то, что речь идет
об их произведениях
(jouer du Verdi – играть (музыку) Верди. C’est du Shakespeare – Это из Шекспира)
Частичный артикль входит в состав многочисленных оборотов, образованных с
исчисляемыми или неисчисляемыми существительными. Последние употребляются в этом
случае в значение исчисляемых:
Частичный артикль входит в состав безличных оборотов с глаголами avoir и faire,
обозначающих явление природы
(il fait du vent – ветрено, il y a de la pluie – идет дождь)
В сочетании с глаголом faire существительные с частичным артиклем указывает на
занятие (faire du sport – заниматься спортом, faire de la musique – заниматься музыкой)
Частичный артикль входит в состав многих оборотов с глаголом avoir:
avoir du succes – иметь успех avoir du talent – быть талантливым
avoir du gout – иметь вкус avoir du courage – быть смелым
avoir de la patience – быть терпеливым avoir de la force – быть сильным
avoir de l’instruction – быть образованным il a de la chance – ему везет
Частичный артикль входит в состав оборотов со многими другими глаголами:
mettre de l’ordre – навести порядок voir du pays – путешествовать
gagner du temps – выиграть время faire du bruit – шуметь
faire du feu – разжечь огонь faire de la lumiere – зажечь свет
Частичный артикль может употребляться перед существительными – названиями
болезней в составе глагольных оборотов с faire
(faire de la tuberculose – болеть туберкулезом)
Примечание: можно смело ставить частичный артикль перед неисчисляемыми
существительными тогда, когда вместо него можно употребить “beaucoup de”, “peu de”
(J’ai achete du pain – Я купил хлеба. J’ai achete beaucoup de pain – Я купил много хлеба)
Предлог DE при неисчисляемых существительных
Предлог de ставится перед неисчисляемыми существительными в следующих случаях:
Если неисчисляемое существительное стоит после глагола в отрицательной форме
(Nous n’avons pas pris de cafe – Мы не выпили кофе)
Если количество вещества или понятия ограничено
(Il a pris une tasse de cafe – Он выпил чашку кофе)
Если неисчисляемое существительное стоит после глагола с предлогом DE
(Nous avons besoin d’argent – Нам нужны деньги
Le carafe est pleine d’eau – В графине полно воды)
Употребление определенного артикля при неисчисляемых существительных
Определенный артикль употребляется, когда речь идет о полном объеме предмета
(вещества) или понятия; или об объеме, определенном контекстом
(J’aime le cafe – Я люблю кофе)
Если утверждение с неисчисляемым существительным носит обобщающий характер
(Le the est une plante – Чай – это растение)
Если неисчисляемое существительное стоит после глаголов Aimer (любить), Adorer
(обожать), Preferer (предпочитать), Hair (ненавидеть). Определенный артикль сохраняется даже при отрицательной форме!
(Aimez-vous le the? – Вы любите чай? – Non, je n’aime pas le the, je prefere le cafe – Нет, я не
люблю чай, я предпочитаю кофе)
Если неисчисляемое существительное определено дополнением с предлогом DE или придаточным предложением
( Ou est le pain que j’ai achete? – Где хлеб, который я купил?)
Употребление частичного артикля, определенного артикля и
предлога DE при неисчисляемых существительных
Частичный артикль | Предлог DE | Определенный артикль |
При неисчисляемых существительных | При отрицании | При обобщении |
В устойчивых словосоче- таниях при неисчисляе- мых существительных | При ограничении количества | При глаголах «aimer, аdorer, preferer, hair» |
| При глаголе с предлогом DE | Перед придаточным предложением или при дополнении с предлогом DE |
Еда во Франции
Les repas en France
La France est connue par son art culinaire.
La cuisine nationale francaise est une partie de la culture nationale.
Ce sont des pates et des fromages, des boissons et des desserts delicats.
Le Francais moyen prend le repas quatre fois par jour.
Le petit dejeuner est un repas tres leger.
Les Francais boivent du cafe noir ou au lait, du the ou du chocolat.
Ils mangent des tartines de pain avec du beurre ou de la confiture et des croissants.
Le dejeuner est un repas tres important.
Les Francais mangent de la viande ou du poisson, des legumes verts, des pommes de terre, du riz ou du vermicelle.
On boit de l’eau, du jus, du vin ou de la biere.
A quatre heures on mange du pain, de la confiture et du chocolat.
On boit du the.
C’est le gouter.
Le repas du soir (le diner) est plus leger qu’a midi.
Les Francais prennent de la soupe, de la viande froide et des legumes, du fromage et du jambon.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(двойной клик левой кнопки мышки на изображении запускает показ)