kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сказочные персонажи в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока с учащимися 1-го класса ДШИ по предмету "Слушание музыки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сказочные персонажи в музыке"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ПОС. ИМ. МОРОЗОВА»






















«Сказочные персонажи в музыке»

Открытый урок с учащимися 1-го класса по предмету Слушание музыки

(план-конспект)

Преподаватель: Клыкова К. В.


















ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА

ОТКРЫТОГО УРОКА



Место проведения: МБУДО «ДШИ Всеволожского района», Дубровское отделение



Ф.И.О. преподавателя: Клыкова Кира Викторовна



Тел.: +7 (904) 607-92-02, [email protected]



Стаж работы: 17 месяцев



Дата проведения: 30 ноября 2016 г.



Обучающиеся: 1 класс



Форма проведения: открытый урок



Образовательная программа: «Слушание музыки»



Тема урока: «Сказочные персонажи в музыке»





Методические цели урока:

  • Экспертиза (методистами, коллегами) методических приемов и технологий на уроках слушания музыки

  • Саморазвитие


Педагогическая цель урока:

Получение учащимися опыта сравнительного анализа средств музыкальной выразительности прослушанного произведения.


Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с произведением М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»

  • Закрепление на практике понятий: лад, темп, регистр, динамика.


Развивающие:

  • Развитие навыка осознанного, эмоционально-активного слушания музыки,

  • Развитие умения проанализировать прозвучавший фрагмент и рассказать о своих впечатлениях, используя музыкальные термины, сравнения, эпитеты.

  • Формирование непредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями)

  • Развитие психических свойств (таких, как память, внимание, концентрация)


Воспитательные:

  • Воспитание слушательской культуры учащихся

  • Умение работать в коллективе

  • Формирование эмоционально-позитивного настроя на процесс совместного восприятия музыки и обсуждения прослушанного произведения


Форма урока – комбинированная

  • Групповая

  • Индивидуальная

Методы работы:

  • Беседа

  • Рассказ

  • Опрос индивидуальный и групповой

  • Проблемно-поисковый метод

  • Наглядный метод

  • Моделирование

Дидактическое обеспечение урока, оборудование:

  • Портрет композитора

  • Иллюстрации

  • CD проигрыватель

  • Фортепиано

  • Ноутбук, интерактивная доска



Ход урока:

  1. Вводная часть (2 мин.)

  • приветствие

Цель: создание благоприятного эмоционального климата и настроя на учебную деятельность.



  1. Основная часть урока (36 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами говорить о сказочных персонажах в музыке и сегодня познакомимся с героем, который очень часто встречается в русских народных сказках. Каких отрицательных персонажей из русских сказок вы знаете?

Дети: Баба-Яга, Кащей Бессмертный!

Педагог: Молодцы, вы угадали. Все вы наверняка знаете сказки про Бабу-Ягу. Давайте вспомним, кто она, что вы о ней знаете?

Дети: Баба-Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках. У нее есть ступа, в которой она может летать, и помело.

Педагог: Верно. А как выглядит Баба-Яга?

Дети: Она страшная, у нее костяная нога и нос крючком.

Педагог: Правильно. Не удивительно, что такой яркий и запоминающийся персонаж привлекал многих композиторов. П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. К. Лядов и другие русские композиторы создали ряд музыкальных «портретов» героини русских сказок. А сегодня мы с вами послушаем произведение М. П. Мусоргского, которое называется «Избушка на курьих ножках».

Рассказ педагога об истории создания пьесы.

Интересна история создания этого произведения. Как и другие пьесы фортепианного цикла «Картинки с выставки» (мы уже слушали некоторые из них на прошлых уроках), «Избушка на курьих ножках» была написана под впечатлением от рисунка Виктора Гартмана. Как вы помните, выставку памяти своего друга и художника М. П. Мусоргский посетил в 1874 году.

На рисунке, который увидел композитор, изображались часы в форме избушки на курьих ножках (педагог показывает иллюстрацию рисунка В. Гартмана на интерактивной доске). Однако фантазия автора оживила эту картинку, создав яркий образ обитательницы этого волшебного жилища, который он воплотил в звуках.

А сейчас, прежде чем послушать пьесу, давайте представим, что мы с вами тоже композиторы, и нам нужно отобрать средства музыкальной выразительности, которые помогли бы нам создать музыкальный портрет Бабы-Яги. (Педагог раздает листы со списком прилагательных, характеризующих средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, регистр и др.)

Педагог: Давайте сначала подумаем, какой характер будет у нашей Бабы-Яги – спокойный, ласковый, добрый или грозный, хмурый, мрачный?

Дети (выбирают из списка прилагательных): Характер будет грозным, хмурым, устрашающим, решительным, напористым, мрачным.

Педагог: Согласна. Теперь посмотрим на столбик с указанием динамических оттенков. Какие динамические оттенки лучше подойдут к этому образу – тихая, приглушенная динамика (пиано, меццо пиано) или громкая, местами нарастающая.

Дети: Громкая, нарастающая. Скорее всего, форте.

Педагог: Хорошо. Какой регистр вы бы использовали: высокий и светлый или низкий – темный и мрачный?

Дети: Больше подойдет низкий. Хотя, если она будет летать в ступе, может подойти и высокий.

Педагог: Мне нравится, как вы рассуждаете, молодцы. Теперь темп. Какой темп нам лучше подойдет – неторопливый, размеренный или быстрый стремительный?

Дети: Скорее всего, быстрый, особенно если она будет летать.

Педагог: Хорошо. Осталось определить лад и мелодический облик главной темы пьесы. Какой лад, на ваш взгляд, больше соответствует характеру нашей героини?

Дети: Лад – больше подойдет минорный, потому что она злая и вредная.

Педагог: Хорошо. А какой будет мелодия? Плавной и нежной или резкой и угловатой?

Дети: Резкой и угловатой.

Педагог: Замечательно. А сейчас мы с вами послушаем пьесу, и проверим, совпали ли наши догадки с замыслом композитора.

  • Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках»

Педагог: Ну что, совпали наши ожидания с тем, что мы услышали?

Дети: Да! Все совпало. Только… темп не всегда был быстрый. Сначала он был быстрым, потом стал спокойнее, а потом снова ускорился.

Педагог: Молодцы, что заметили это. В этой пьесе три части: крайние из них почти одинаковы по музыке и по темпу, а средняя часть, более сдержанная, по характеру от них отличается.

А теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите, какая из двух иллюстраций больше подходит к прослушанной нами музыке? (на интерактивной доске показаны две картинки с изображением Бабы-Яги: на одной из них она веселая и добродушная, на другой – хмурая и грозная)

Дети: Больше подходит вторая!

Педагог: Согласна с вами, я тоже так думаю.





  1. Заключительная часть (2 мин.)

Педагог: Дома я предлагаю вам нарисовать то, что вы представили, пока слушали эту музыку, а желающие могут еще найти загадки или стихотворения про Бабу-Ягу.

Итоги урока: Был представлен урок по типу «Моделирование». Дети, представив себя в роли композиторов, самостоятельно отобрали средства музыкальной выразительности, в наибольшей степени способствовавшие музыкальному воплощению образа Бабы-Яги. После того, как прогнозы были сделаны, дети с увлечением прослушали произведение М. П. Мусоргского, сравнивая свои ожидания с новыми слуховыми впечатлениями. На протяжении всего урока отмечалась высокая степень концентрации и заинтересованность учеников, каждый проявлял активность и желание попробовать себя в роли композитора. Изученные ранее понятия были успешно закреплены, а также сознание детей было подготовлено к восприятию понятия «трехчастная форма», которое встретится им впоследствии на уроках в классе слушания музыки. Поставленные цели урока были достигнуты, все дети активно работали, и получили оценку «отлично».



Литература:

З. Е. Осовицкая, А. С. Казарникова «Музыкальная литература»: Учебник для ДМШ: Первый год обучения по предмету. – М., Музыка, 2007.

М. Шорникова «Музыкальная литература». Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005.




Пос. им. Морозова

2017 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Сказочные персонажи в музыке"

Автор: Клыкова Кира Викторовна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Открытое занятие "Рисуем сказочных персонажей" "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytoie-zaniatiie-risuiem-skazochnykh-piersonazhiei"
    ["file_id"] => string(6) "195872"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427974675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Тематическое внеклассное мероприятие " Сказочные персонажи Э.Грига" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-skazochnyie-piersonazhi-e-grigha"
    ["file_id"] => string(6) "162030"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422294242"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Музыка планирование "
    ["seo_title"] => string(20) "muzyka-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "245370"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446122326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства