kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  в 5 классе по программе Критская, Сергеева, Шмагина

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель:познакомить и заинтересовать народным  фольклором в русской классической музыке.

Задачи:

1.Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

2. Познакомить учеников  с русским композитором -  А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»

3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»

4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Ожидаемый результат:

1.Знать понятие программная инструментальная  музыка.

2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».

3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель:Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели?(Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

Учитель:Конечно о сказочных героях, о сказке.

2. Актуализация  знаний

Учитель:Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины, сказания(фольклор)

Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор – устное народное творчеств,зародившееся глубоко вдревности. От английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.   И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу его творчества,составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил:«Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».

- Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)

Учитель:Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

3. Слушание музыки.

Учитель:Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?   

Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе. Которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?

Показ слайда с изображением челесты

Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.
 

Показ слайда с изображением английского рожка.

Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)

- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)

Какие инструменты услышали?

Показ слайдов флейты и гобоя.

Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части  картины.

Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках.(Ответы детей).

Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей-то визг).

Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.

Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?

Но ведь не все верят в сказки,

Работа над песней Г.Гладкова «Песня спор»

Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Кто автор произведения «Кикимора» - сказание

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов

Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия

Заключение:

Оценка детей.

10. Домашнее задание:выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов"»

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель:познакомить и заинтересовать народным  фольклором в русской классической музыке.

Задачи:

1.Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

2. Познакомить учеников  с русским композитором -  А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»

3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»

4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Ожидаемый результат:

1.Знать понятие программная инструментальная  музыка.

2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».

3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель:Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели?(Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

Учитель:Конечно о сказочных героях, о сказке.

2. Актуализация  знаний

Учитель:Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины, сказания(фольклор)

Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор – устное народное творчеств,зародившееся глубоко вдревности. От английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.   И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу его творчества,составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил:«Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».

- Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)

Учитель:Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

3. Слушание музыки.

Учитель:Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?   

Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе. Которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?

Показ слайда с изображением челесты

Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.
 

Показ слайда с изображением английского рожка.

Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)

- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)

Какие инструменты услышали?

Показ слайдов флейты и гобоя.

Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части  картины.

Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках.(Ответы детей).

Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей--то визг).

Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.

Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?

Но ведь не все верят в сказки,

Работа над песней Г.Гладкова «Песня спор»

Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

 

Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Кто автор произведения «Кикимора» - сказание

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов

Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия

 

Заключение:

Оценка детей .

10. Домашнее задание:выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов"

Автор: Биктимирова Диана Зуфаровна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов". "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "163293"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Танец в творчестве композиторов "
    ["seo_title"] => string(36) "taniets-v-tvorchiestvie-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "164409"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422633872"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по музыки для учащихся 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokapomuzykidliauchashchikhsia5klassafolklorvmuzykierusskikhkompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "308678"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458644623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства