Урок коррекция познавательной деятельности в 3 классе.
Подготовила учитель начальных классов
Областной специальной коррекционной
школы – интерната № 3 города Степногорска
Абетова Динара Зейнуллиновна
Тема урока: «Развитие неречевого и речевого слуха».
Цели урока: 1. Продолжать развивать и расширять знания детей о весеннем периоде года. Развивать представления о речевых и неречевых звуках. Учить распознавать эмоциональное состояние по голосу. мимике. видеть изменение положение бровей, губ; самостоятельно изображать; развивать умение действовать по словесной инструкции, отвечать на вопросы правильно строя предложение, чётко проговаривая слова.
2. развивать пространственные представления. связанную речь. внимание, мышление, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать любовь к природе, собранность, доброту, заботу. заинтересованность в работе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ТСО «Голоса птиц», счётные палочки, акварельные краски. разноцветные геометрические фигуры. теневой театр, свечи, погремушка, тарелки, ложки, стаканы, бобы, игра «Лохматый пёс», игры и упражнения на развитие дыхания, слухового внимания, силы голоса, мелкой моторики.
Ход урока
1. Организационный момент: «Создаём хорошее настроение».
- Улыбнулись!
- Скажите друг другу добрые слова.
- Давайте, ещё что – нибудь пожелаем к уроку: быть внимательным, ответственным и. т. д
2. Упражнение на развитие дыхания: «Свеча» (ученики делают ровный, медленный выдох, пламя свечи легло и его надо держать в положении воздушной струи. повторив это упражнение 3-5 раз, а затем одним выдохом дунуть на свечу и потушить).
3. Мозговая гимнастика: «Качели» (опустив голову, покачивать вправо, влево).
Учитель: Ребята, а давайте пропоём следующие слова: утка, удочка. утро. Какой звук вы слышите? Аист, Аня, астра. А здесь, какой звук слышится? Ослик, окна, осы. Давайте произнесём эти звуки и потренируем голос.
4. Упражнение на развитие силы голоса: «Звук о» (дети тянут гласный звук сначала тихо, а затем наращивают голос до максимальной громкости и держит 3-5 секунды.
5. Упражнение на развитие слухового внимания: «Где стучало», «Где звучало», «Что звучало» (ребёнок, закрыв глаза, определяет, где стучало, что звучало, где звучало)
Учитель: Ребята, скажите, как называются первые весенние цветы? А почему же они так называются? Правильно! и поэтому сегодня на уроке за правильное выполнение задании вы будете получать подснежники. А кто наберёт большее количество подснежников, получит положительную оценку.
6. Загадка: Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? (каз. русс. яз)
Скажите, какой сейчас месяц? А какое время года? Какой месяц по счёту? Как изменилась природа весной? а какая бывает погода весной? Как ведут себя птицы и звери? А теперь давайте вспомниа, по каким признакам мы определяем наступление весны? (работа по картинкам).
Ребята, а вы рады весне? Знаете ли вы стихотворение о весне?
1 ученик: Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
2 ученик: Облака бегут быстрей.
Небо стало выше
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
3 ученик: Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
7. Игра «Подскажи словечко»
В деревянные дворцы
Возвращаются…(скворцы)
Утром выглянем в оконце
Нам на встречу светит…(солнце)
Миша делает зарядку.
А Иван копает….(грядку)
Учитель: Дети, а вы знаете, что птицы тоже радуются весне и поют свои песни, давайте послушаем (прослушивание пение птиц).
8. Учитель: вы уже говорили, что радуетесь наступлению весны, а вы знаете что человеку свойственны не только радость, но и страх, испуг, огорчение, удивление и. т. д. ( работа по картинкам и фотографиям).
9. Игра: «Лохматый пёс».
Вот лежит лохматый пёс,
В черные лапы спрятал нос.
Он не лает, не кричит
Вдруг как зарычит
10. Учитель: Ребята, как рычит пёс?(р- р- р) А давайте посмотрим на часы и укажем стрелки на те слова, где звучит звук «Р»(работа с часами).
11. Учитель: Посмотрите, что это такое? А я даже знаю загадку про неё.
Кругла, да не луна.
Зелена, да не дубрава
С хвостиком, да не мышь (репка)
Репка, а это овощ или фрукт? Где растут овощи7 Вы наверное знаете, что про неё есть сказка? Эту сказку читают, рассказывают, разыгрывают, а я вам покажу на экране тени персонажей т. е. героев этой сказки. по ним мы и вспомним сказку.
12. Физминутка:
Когда я буду маленьким
К коленочкам прижмусь.
Как вырасту большим,
До люстры дотянусь.
13. Учитель: А сейчас, мы с вами продолжим работу над сказкой «Репка» и составим цветную сказку. Я буду читать вам сказку. а вы составите её цветовую картину. Для этого из комплекта цветных геометрических фигур нужно отобрать тот цвет, о котором идёт речь в сказке, а затем глядя на разложенные геометрические фигуры, вы перескажите своими словами ( у доски выставить свои фигуры).
Итак, Пришёл дед в огород и стал копать землю (какую?) чёрную. Решил сажать репу (какую?) жёлтую. Стала репа расти. Ботва у неё (какая?) зелёная. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо стало (какое?) красное. Небо над ним (какое?) голубое. Устал дед, позвал бабку. Пришла бабка в платочке (каком?) в белом. Стали тянуть, тянут-потянут, а вытянуть не могут. позвали внучку. пришла внучка в сарафане (в каком?) в фиолетовом. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. прибежала Жучка, а неё язык (какой?) розовый. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Мурку (какую?) рыжую. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку (какую?) серую. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Наступил вечер. Сели все за стол и стали есть кашу (какую?) жёлтую.
14, Упражнения для развития мелкой моторики.
Ну, а теперь поиграем с пальчиками
Снегирь и сорока, и клёст и синица
Зимуют у нас, эти чудные птицы.
и чтоб они жили по прежнему с нами,
Мы будем кормить их конечно же сами.
( дети перекладывают бобы из одной посуды в другую)
Клюв длиннее не видывал я
Чем клювы у аиста и журавля.
(дети с большим и указательным пальцами правой руки берут счётные палочки и переставляют с одного места на другое, затем то же самое повторяют с большим и средним пальцами, а затем левой рукой).
15. Учитель: Размяли пальцы, и перейдём к последнему заданию «Определи и раскрась». (дети закрашивают разных размеров круги в
различные цвета, а затем сравнивают их по размерам, по цвету).
16. Итог урока: Чем мы сегодня занимались? Что мы сегодня закрепляли? В какие интересные игры играли? какое из выполненных задании вам больше всего понравилось?
Учитель: а мне понравилось, как вы сегодня занимались, вы набрали большое количество подснежников, наверное, потому что перед уроком мы создали себе хорошее настроение и сказали друг другу много добрых и хороших слов. на этом наш урок подошёл к концу, и теперь давайте споём песню о дружбе «Улыбка».