kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для развития дыхания

Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания

- Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания

( Щеки не надувать):

- Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.

- Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.

- Дуть на шарики разной тяжести.

- Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

- Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.

- Надувать резиновые игрушки, шарики.

- Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

Логопедический массаж лица

Лицевой массаж способствует не только формированию мимических средств общения, но и последующему развитию речи.

  • Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут.
  •  Обстановка должна быть комфортной и гигиеничной.
  • Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.
  • В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.
  • Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами.
  • Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

 

Схема логопедического массажа лица:

 

Массаж лба

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживаю­щий.

2. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: поглаживаю­щий.

3. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения, разминающий.

4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

 4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

 

Массаж щек

5. Направление движения: от углов рта к вискам по щеч­ной мышце.

Тип движения: разминаю­щий, растягивающий.

6. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягиваю­щий, поглаживающий.

Массаж носа

7. Направление движения: вдоль крыльной части но­совой мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.

Массаж носогубной складки

8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживаю­щий.

Массаж рта

9. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта, затем от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.

 

 

 

 

  1.  

Артикуляционная гимнастика

 

Бабочка и бегемот

 Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот  широко открыл свой рот.

Бегемот  Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк).

И стали бабочка  и бегемот дружить.

Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к  нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка  Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье  – вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Вкусное варенье  Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.

Вкусное варенье поели,

Выпить чаю захотели

Чашка  Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий  язык на нижнюю губу и поднимите его  края, так чтобы получилась чашечка.

После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о  том, как  приплыли из Африки на  Паруснике

Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его  так.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

 

 

 

Игры для развития фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. 

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем». Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра: «Три медведя». Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов. Игра: «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов. Игра: «Похлопаем». Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.  Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.  

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит -  з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт. 

 

Игры  на развитие речи

Учитывая большую загруженность домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость,  рекомендую родителям  играть с детьми, например,  на кухне. Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик), игры на обогащение словаря (какие слова «вытащим» из супа, компота, плиты?), «вкусные слова» (кислые, сладкие), «чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаю, например игру: «сварим варенье» (из яблок – яблочное и т.д), «приготовим сок» (из вишни - вишневый и т.д). Ремонтируя одежду, можно предложить ребёнку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: «что я видел?», «какой он?», «доскажи словечко».

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения" »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида №5 города Можги











Мастер-класс

"Приемы развития речи детей дошкольного возраста c нарушениями зрения"







Подготовила

учитель-дефектолог Уварова Валентина Ивановна







г. Можга

2014





Упражнения для развития дыхания

Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания

- Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания

( Щеки не надувать):

- Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.

- Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.

- Дуть на шарики разной тяжести.

- Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

- Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.

- Надувать резиновые игрушки, шарики.

- Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

Логопедический массаж лица

Лицевой массаж способствует не только формированию мимических средств общения, но и последующему развитию речи.

  • Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут.

  • Обстановка должна быть комфортной и гигиеничной.

  • Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

  • В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

  • Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами.

  • Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.



Схема логопедического массажа лица:



Массаж лба

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживаю­щий.

2. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: поглаживаю­щий.

3. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения, разминающий.

4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.




Массаж щек

5. Направление движения: от углов рта к вискам по щеч­ной мышце.

Тип движения: разминаю­щий, растягивающий.

6. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягиваю­щий, поглаживающий.

Массаж носа

7. Направление движения: вдоль крыльной части но­совой мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.

Массаж носогубной складки

8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживаю­щий.

Массаж рта

9. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта, затем от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.







1

2

3


4


5

6


7


8



9









Артикуляционная гимнастика

Бабочка и бегемот

Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот  Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк).

И стали бабочка  и бегемот дружить.

Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к  нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка  Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье  – вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Вкусное варенье  Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.

Вкусное варенье поели,

Выпить чаю захотели

Чашка  Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий  язык на нижнюю губу и поднимите его  края, так чтобы получилась чашечка.

После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о  том, как  приплыли из Африки на  Паруснике

Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его  так.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!





Игры для развития фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем». Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра: «Три медведя». Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов. Игра: «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов. Игра: «Похлопаем». Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.



Игры на развитие речи

Учитывая большую загруженность домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, рекомендую родителям играть с детьми, например, на кухне. Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик), игры на обогащение словаря (какие слова «вытащим» из супа, компота, плиты?), «вкусные слова» (кислые, сладкие), «чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаю, например игру: «сварим варенье» (из яблок – яблочное и т.д), «приготовим сок» (из вишни - вишневый и т.д). Ремонтируя одежду, можно предложить ребёнку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: «что я видел?», «какой он?», «доскажи словечко».



























Список использованной литературы

1. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика - М.: Владос, 2010.

2. Крупенчук О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции арти­куляционных расстройств. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Автор: Уварова Валентина Ивановна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства