kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонематический слух

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух.

 

 

Различение звуков речи, фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного.  При несформированности речевого  звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал, иногда точно, а порой очень приблизительно.

 Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в  школе    при обучении письму и чтению.

Развитие фонематического  слуха невозможно без развития неречевого слуха и чувства ритма.

Ребенок  может научиться говорить и мыслить, только воспринимая,  начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.

Чтобы образ предмета, издающий звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонематический слух»

Фонематический слух.



Различение звуков речи, фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал, иногда точно, а порой очень приблизительно.

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению.

Развитие фонематического слуха невозможно без развития неречевого слуха и чувства ритма.

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.

Чтобы образ предмета, издающий звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.


Занятия должны быть привлекательными и интересными. Играть в игры с неречевыми звуками можно с ребенком 2-х летного возраста.


Начинать играть нужно с элементарных видов различения: «тихо – громко», «быстро – медленно».


«Шумящие коробочки»


Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д.

Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к ее звучанию. Затем он берет свой набор и ищет там коробочку, звучащую аналогично.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность различных звучаний. Не забывайте меняться с ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.



«Чудо – звуки»


Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.

На прогулке послушайте те же звуки: зимой – скрип снега, весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шум: машины, голоса людей и т.д.



«Слушай, пробуй, как звучит»


Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать, резать, мять.


«Угадай, что звучало»


Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного - двух до семи - десяти.



«Что как звучит»


Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам. Пусть ребенок запомнит, что как звучит, и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »



«Где позвонили»


Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук. Можно попросить его ответить на вопросы: где звенит? – слева, спереди, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.


«Подбери игрушку или картинку»


Вы стучите или шелестите (гремите, звените, трубите, играете на пианино). Ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.



«Стучалки – повторялки»


Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: ХХ – ХХХ. Ребенок повторяет этот ритм сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами.

Варианты игры:

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;

- воспроизводит тот же ритм ногами;

- ребенок придумывает ритм, а вы его повторяете.



«Узнай свой голос»


Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.



«Камертон»


Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам:

- отстукиваются слоги (на каждый слог один удар);

- на каждом слове, включая предлоги.


«Два слова»


Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.


ПЕНЬ – ДЕНЬ ТОПОТ – КУБИК ФАНТИК – БАНТИК

СОК – БОК МАЙКА – БАЙКА ЛИФТ – БАНАН

КОТ – ПОТ КАНАТ – ВАТА БАНКА – МАНКА

КОМ – ДОМ МОНЕТА – НОТА ОБЕДЫ – ПОБЕДЫ

ТАНК – БАНК ТАНЯ – БАНЯ КАБИНА – ФОНТАН


«Имена»


Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить – одинаковые он слышит имена или разные.


ЛЮБА – ЛЮДА МИША – МАША

ТОЛЯ – ТОЛЯ СОНЯ – САНЯ

КОЛЯ – ТОЛЯ ДИНА – ИННА

ДИМА – ДИМА ВИТЯ – ВИТЯ

САША – САША ВИТЯ – МИТЯ


«4-й лишний»


Из четырех слов, четко произносимых взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:


КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

УТЕНОК – УТЕНОК – УТЕНОК – КОТЕНОК


БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ

МИНУТКА – МОНЕТКА – МИНУТКА – МИНУТКА


БУФЕТ – БУКЕТ – БУФЕТ – БУФЕТ

БИЛЕТ – БАЛЕТ – БИЛЕТ – БИЛЕТ

ДУДКА – БУДКА – БУДКА – БУДКА


«Слоги с ударением»


Воспроизведение слогов со сменой ударенного слога:


та – та – ТА па – па – ПА ка – ка – КА

та – ТА – та па – ПА – па ка – КА – ка

ТА – та – та ПА – па – па КА – ка – ка и др.



«Звонко – глухо»


Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по звонкости – глухости:


ПА – БА ПА – БА – ПА

ТА – ДА ТА – ДА – ТА

ФА – ВА ФА – ВА – ФА

КА – ГА КА – ГА – КА и др.


Затем произносятся слоговые сочетания с гласными: О, У, Ы. ые сочетания с гласными О, У, с гласными О, У, Ы. ь и назвать то слово, которое отличается от остальных?


«Твердо - мягко»


Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по твердости – мягкости:


ПА – ПЯ ПО – ПЁ ПУ – ПЮ ПЫ – ПИ

МА – МЯ МО – МЁ МУ – МЮ МЫ – МИ

ВА – ВЯ ВО – ВЁ ВУ – ВЮ ВЫ – ВИ и др.


«Новый звук»


Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):


ПА – ТПА НА – ПНА

ТА – ПТА КА – ФКА

МА – КМА ТА – КТА

НА – ФНА НА – КНА








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фонематический слух

Автор: Магомедова Роза Багаудиновна

Дата: 21.03.2021

Номер свидетельства: 576147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Понятие о фонематическом слухе и его формировании. "
    ["seo_title"] => string(58) "poniatiie-o-foniematichieskom-slukhie-i-iegho-formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "107632"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358890"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Развитие фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(36) "razvitiie_foniematichieskogho_slukha"
    ["file_id"] => string(6) "371106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482126823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Игры для развития фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(45) "igry_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_slukha_2"
    ["file_id"] => string(6) "636742"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695052187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Формирование фонематического слуха через игру"
    ["seo_title"] => string(48) "formirovanie_fonematicheskogo_slukha_cherez_igru"
    ["file_id"] => string(6) "490132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544513815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства