Различение звуков речи, фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал, иногда точно, а порой очень приблизительно.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению.
Развитие фонематического слуха невозможно без развития неречевого слуха и чувства ритма.
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.
Чтобы образ предмета, издающий звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фонематический слух»
Фонематический слух.
Различение звуков речи, фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал, иногда точно, а порой очень приблизительно.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению.
Развитие фонематического слуха невозможно без развития неречевого слуха и чувства ритма.
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.
Чтобы образ предмета, издающий звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.
Занятия должны быть привлекательными и интересными. Играть в игры с неречевыми звуками можно с ребенком 2-х летного возраста.
Начинать играть нужно с элементарных видов различения: «тихо – громко», «быстро – медленно».
«Шумящие коробочки»
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д.
Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к ее звучанию. Затем он берет свой набор и ищет там коробочку, звучащую аналогично.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность различных звучаний. Не забывайте меняться с ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
«Чудо – звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.
На прогулке послушайте те же звуки: зимой – скрип снега, весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шум: машины, голоса людей и т.д.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать, резать, мять.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного - двух до семи - десяти.
«Что как звучит»
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам. Пусть ребенок запомнит, что как звучит, и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »
«Где позвонили»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук. Можно попросить его ответить на вопросы: где звенит? – слева, спереди, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
«Подбери игрушку или картинку»
Вы стучите или шелестите (гремите, звените, трубите, играете на пианино). Ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
«Стучалки – повторялки»
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: ХХ – ХХХ. Ребенок повторяет этот ритм сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
- воспроизводит тот же ритм ногами;
- ребенок придумывает ритм, а вы его повторяете.
«Узнай свой голос»
Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам:
- отстукиваются слоги (на каждый слог один удар);
- на каждом слове, включая предлоги.
«Два слова»
Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.
ПЕНЬ – ДЕНЬ ТОПОТ – КУБИК ФАНТИК – БАНТИК
СОК – БОК МАЙКА – БАЙКА ЛИФТ – БАНАН
КОТ – ПОТ КАНАТ – ВАТА БАНКА – МАНКА
КОМ – ДОМ МОНЕТА – НОТА ОБЕДЫ – ПОБЕДЫ
ТАНК – БАНК ТАНЯ – БАНЯ КАБИНА – ФОНТАН
«Имена»
Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить – одинаковые он слышит имена или разные.
ЛЮБА – ЛЮДА МИША – МАША
ТОЛЯ – ТОЛЯ СОНЯ – САНЯ
КОЛЯ – ТОЛЯ ДИНА – ИННА
ДИМА – ДИМА ВИТЯ – ВИТЯ
САША – САША ВИТЯ – МИТЯ
«4-й лишний»
Из четырех слов, четко произносимых взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
УТЕНОК – УТЕНОК – УТЕНОК – КОТЕНОК
БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ
МИНУТКА – МОНЕТКА – МИНУТКА – МИНУТКА
БУФЕТ – БУКЕТ – БУФЕТ – БУФЕТ
БИЛЕТ – БАЛЕТ – БИЛЕТ – БИЛЕТ
ДУДКА – БУДКА – БУДКА – БУДКА
«Слоги с ударением»
Воспроизведение слогов со сменой ударенного слога:
та – та – ТА па – па – ПА ка – ка – КА
та – ТА – та па – ПА – па ка – КА – ка
ТА – та – та ПА – па – па КА – ка – ка и др.
«Звонко – глухо»
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по звонкости – глухости:
ПА – БА ПА – БА – ПА
ТА – ДА ТА – ДА – ТА
ФА – ВА ФА – ВА – ФА
КА – ГА КА – ГА – КА и др.
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными: О, У, Ы. ые сочетания с гласными О, У, с гласными О, У, Ы. ь и назвать то слово, которое отличается от остальных?
«Твердо - мягко»
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по твердости – мягкости:
ПА – ПЯ ПО – ПЁ ПУ – ПЮ ПЫ – ПИ
МА – МЯ МО – МЁ МУ – МЮ МЫ – МИ
ВА – ВЯ ВО – ВЁ ВУ – ВЮ ВЫ – ВИ и др.
«Новый звук»
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):