Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: Религия и культура»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное»
Дальнереченского муниципального района
Приморского края
Тема проекта урока: Религия и культура
Рабочая программа учебного предмета (курса) в рамках
предметной области ОДНКНР для 5 класса
Кондратюк Надежда Борисовна,
учитель истории и обществознания
Ракитное
2021
Пояснительная записка
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся представлений о роли религии в развитии культуры человека и общества.
Задачи урока:
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную.
Планируемые результаты
Предметные: Научатся: находить связь между религией и культурой человека, общества.
Получат возможность научиться: работать в группах; работать с текстом.
Личностные УУД: Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
Метапредметные УУД: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Место в тематическом планировании: Раздел 3, урок 15
Учебно-методическое обеспечение: Учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс, приложение 1, приложение 2.
Материально-техническое обеспечение (оборудование). Проектор, ноутбук, экран.
Технологическая карта
Тема урока
Роль религии в развитии культуры
Дата урока
Цель урока
Способствовать формированию у учащихся представлений о роли религии в развитии культуры человека и общества.
Тип урока
Изучение нового материала
Методы и формы обучения
Методы: частично-поисковый, практический, контроль
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты
Предметные:Научатся: находить связь между религией и культурой человека, общества
Получат возможность научиться:работать в группах; работать с текстом.
Личностные УУД: Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
Метапредметные УУД:Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; Приложение 1; Приложение 2
Организационная структура урока
Этап урока
Время (мин)
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Формы контроля
I.Мотивация к учебной деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
-Мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Религия и культура».
Организует беседу по вопросам:
-Есть ли связь между религией и культурой? И играет ли религия какую-либо роль в развитии культуры страны?
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
Фронтальная работа
II.Актуализация знаний
7
Беседа «Религия» и «Культура»
Организует беседу по вопросам:
-Как вы понимаете слово «религия»?
-Какие религии называют мировыми?(Буддизм, Ислам, Христианство)
-Какие религии называют национальными? (Религии, которые распространены в пределах одной нации или гос-ва) иудаизм (Израиль - евреи), индуизм (Индия)).
-Какие религии считаются традиционными для России?(Христианство)
-«Ритуал» это…(совокупность религиозных обрядов)
-Что такое культура? «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
-Какая бывает культура?(Материальная, духовная)
-Что мы можем отнести к материальной культуре?(Орудия труда и предметы повседневной жизни, всё, что создано руками человека)
-Привидите пример духовной культуры?(Всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы.)
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.
Фронтальная работа
Устные ответы
III. Изучение нового материала
17
1.Презентация «Влияние религии на культуру»
1. .Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
-Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла:
-Художников, которые часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. Полотна выдающихся художников, созданныена основе сюжетов из истории иудейского народа.
-А разве можно представить культуру России без православных икон
-Архитекторов. Красота мусульманских орнаментов и причудливость буддийской архитектуры просто завораживает!
-Музыкантов. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
-Писателей.
-Без использования религиозных образов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.
-А кто может оспорить роль религии в возникновении письменности, распространении грамотности, развитии образования? Ответ очевиден: религия всегда питала духовную культуру нашей страны.
-О каких религиозных праздниках ты знаешь?
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
1.Фронтальная работа
1.Устный ответ
2.Работа с текстом (Приложением 1). Знакомство с праздником «Святки».
2. Организует самостоятельное прочтение учащимися материала и беседу по вопросам:
-Традиции каких вер переплелись в праздновании святок?(Язычество: День зимнего солнцестояния - праздник Коляда и Христианство: Рождество и Крещение).
-Традиции празднования святок, дошедшие до нашего времени.
Песни-заклинания;
Получение подарков;
Обряд посевания в красный угол избы;
Рождественская звезда(славили Христа).
-На примере празднования «Святок», объясните, как религия связана с культурой? (Обряд, предметы, песни праздника «Святки» придуманы человеком, а значит это культура. Делая рождественскую звезду, люди славили Христа: выражая любовь и уважение к Богу. Вот это и есть пример того, что религия тесно связана с культурой.)
2.Самостоятельно изучают материал, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы, делают вывод.
2.Индивидуальная работа
2.Устный ответ
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
7
Описание и разыгрывание детьми сценок: «Колядование», «Щедрование»,
«Засевание».
Распределяет учащихся на группы. Раздаёт группам Приложение 2.
Рождественский сочельник (колядование)
Рождество
Вечер перед Васильевым днём (щедрование)
Утро Васильева дня (засевание)
Крещение
Святочные гадания
Распределяют роли и слова в группе. Инсценируют сцену на заданную тему.
Групповая работа
Отчёты групп
V.Итоги урока.
Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Организует беседу по вопросам:
-Связаны ли культура и религия между собой?
-Закрепление основных понятий урока
Мировые религии
Национальные религии
Культура
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание.
2
В каких прочитанных тобой книгах, просмотренных театральных постановках, кинофильмах идёт речь о милосердии, справедливости, терпимости, честности, зависти, предательстве.
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник
Индивидуальная работа
Приложение 1.
Святки — это двенадцать дней (ровно по числу месяцев) с Рождества Христова до Крещения, или, как иногда говорят, «от первой звезды до первой воды». В праздновании святок (с 6 января по 19 января) тесно переплелись языческие и христианские традиции. В глубокой древности с днём зимнего солнцестояния был связан языческий праздник Коляда. Позже к нему был и приурочены христианские праздники Рождества и Крещения (Богоявления). Этим слиянием объясняется своеобразие Святок, которые насыщены древним и магическим и обрядами, гаданиям и, приметами и обычаями. Особенностью Коляды было исполнение песен-заклинаний.Но со временем эта традиция превратилась в весёлую детскую игру, забаву, целью которой было получение подарков. К празднику Святок мастерили Рождественскую звёздочку, с которой ходили славить Христа. Она имела восемь лучиков и напоминала солнышко. Звёздочку прикрепляли к ручке, при ходьбе даже от небольшого ветерка она вертелась. Звёздочки могли сделать из соломы и бумаги, они были маленькими и большими— до полуметра в диаметре. В Новый год, ранним утром, дети бегали по дворам и проводили обряд посевания: в красный угол избы сыпали зёрна. При этом напевали:
Сею-сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох,чечевичка!
Приложение 2.
Группа 1
1.Рождественский сочельник (колядки)
Накануне Рождества, то есть вечером с 6 на 7 января, принято колядовать: Колядовщики обходили дома в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. В ответ хозяева угощают колядующих вкусностями, часто дают и небольшое денежное вознаграждение. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.
За привет, за угощенье Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести! Счастья вам да крепкого здравия! Со святым Рождеством Христовым, С наступающим Новым годом!
Наделил бы Вас Господь И житьём, и бытьём, И богатством во всём, И дай Бог вам, господа, Здоровья на долгие года!
2.Рождество (церковные богослужения) широко отмечается во всех православных церквях и храмах, всю ночь идет служба.
Группа 2
3.Вечер перед Васильевым днем 13 января — он же Старый Новый год (щедрование)
Щедрующие под ходили по домам щедровать и петь щедровки – песни, в которых величали хозяина и хозяйку, желая всякого добра и получая за это подарки. По давней традиции, щедрующие обходили дома вечером после заката солнца и до полуночи. Как правило, щедровали девушки.
Ты, хозяин, не томи, Поскорее подари! А как нынешний мороз Не велит долго стоять, Велит скоро подавать: Либо из печи пироги, Либо денег пятачок, Либо щей горшок! Подай тебе Бог Полный двор животов! И в конюшню коней, В хлевушку телят, В избушку ребят И в подпечку котят!
Группа 3
4.Утро Васильева дня (засевание).
Посевать начинали утром 14 января. Эта традиция никак не связана со Старым Новым годом. Дело в том, что 14 января, по церковному календарю, считался Днем Святого Василия, который является покровителем земледельцев. Поэтому было принято на рассвете «засевать» жилище. Кстати, посевать ходили только юноши. Ведь первый посевающий в Новый год приносит в дом счастье, а по народным верованиям, девушки счастья не приносят. Посевать начинали с собственного дома. Родители одаривали парней деньгами, и уж после этого они ходили по соседским домам. Сначала шли к крестным, родственникам и близким друзьям. Как правило, посевали зерном, рисом или пшеном. Зерно служило оберегом жилища, поэтому выметать его нельзя.
Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем! Хоть и “старый” Новый Год - Все равно добро несет! Мы желаем по старинке Плодовитости – скотинке, Теплой будки – собачонку, Блюдца молока – котенку, Горсть пшеницы – петушку, Девку красную – дружку, Деток малых – папе с мамой, Бабушке – внучаток малых! Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем! Открывайте сундучок, Доставайте пятачок!
5.С 18 на 19 января православные верующие начинают праздновать Крещение Господне. В церквях проходит освящение воды, на водоемах вырубаются проруби для купания. Полагается прийти в церковь, отстоять службу, набрать освященной воды и, по желанию, окунуться в прорубь. Этот ритуал смывает все грехи, а кроме того — гарантирует здоровье на весь год. Причем совершать подвиг с заплывом в ледяной воде не обязательно. Традиционно любое купание в эту ночь, а также весь последующий день 19 января, считается очистительным не только для тела, но и для души.
Святочные гадания. Несмотря на то, что церковь строжайшим образом запрещает любые гадания, традиция заглядывать в будущее в святочные вечера по-прежнему очень распространена. Девушки, как правило, гадают на суженого-ряженого. Кроме того, все пытаются узнать — каким же будет наступивший год и что принесет.
Источники информации
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.