kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок славянской письменности и культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. День славянской письменности и культуры

Цель: организовать учебную деятельность по ознакомлению детей с историей и особенностями праздника

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие в историю. Прочитайте предложение: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

- Что это за предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

-Что значит «человек освещается знаниями?

-А как человек добывает знания? Из каких источников?

- Всегда ли были книги в нашей стране?

-Представьте, что книг нет. Как бы вы могли добыть знания? Кто мог вам помочь?

3.Актуализация знаний учащихся

1)Беседа и проверка домашнего задания

- Предположите, на каком языке в старину писали книги?

- На прошлом уроке родной русской литературы мы закончили изучать интересную тему «Мир народной сказки». Дома вы готовили проекты на тему «Старинные слова в русских народных сказках».

- Посмотрите, какая у нас получилась выставка из ваших проектов. Давайте, послушаем некоторые из них.

- Почему в народных сказках так много старинных, очень интересных слов?

-  Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле, и мы им должны гордиться, защищать его. Русские писатели и поэты во все времена восхищались необычайным богатством, звучностью, мелодичностью, точностью, неиссякаемостью русского языка. В стихах и прозе воспевали художники слова наш родной язык.

2)Постановка проблемного вопроса:

- А зачем необходима письменность, если мы умеем говорить? (ответы учащихся).

- А знаете ли Вы, кто создал нашу азбуку? Давайте познакомимся с ними

4.Тема и цели урока

- Кто попробует сформулировать цель урока? (Узнать как зародилась письменность, откуда взялась первая учебная книга – азбука, кто ее создатели.

- А тема нашего урока «День славянской письменности и культуры»

5. Работа по теме урока

1)Беседа

- 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

-  Пришло время нам совершить путешествие в историю и познакомиться с людьми, которые создали славянскую письменность.

( Показ учебника «Азбука»)

- Что это за учебник?

(-Азбука.)

-Чему учит эта книга?

(-Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. В прошлом году вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение

Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

- Как обучались грамоте в старину?

(Ответы детей)

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

-    В это трудно поверить, но когда-то наши предки -  славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

2)Сравнение слов Азбука и Алфавит

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить и на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

(- Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа букв, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное)

- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «АзъесмьБогъ» - «Я есть Бог».

Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.

Сложите первую и вторую букву. Что получилось?

- Азбука!

АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ.  АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.

АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.

-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?

(-В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)

-Назовите эти буквы.

6.Физминутка

А сейчас мы поиграем. Запоминайте, как называются по – славянски части нашего тела.

Повторяйте и показывайте за мной.

Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты (пальцы)

7.Продолжение работы по теме

1)Знакомство с братьями Кириллом и Мефодием

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь  жили два брата — Константин и Мефодий. (Показ портретов)

- Великое дело для создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу.  Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.

- Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.       Это праздник нашей родной речи, родного языка, нашей азбуки, всей письменной культуры.

2)Викторина

Учащиеся за правильный ответ получают жетоны в виде букв алфавита

Вопросы     викторины.           

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица)

3.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)

4.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

5.Где используется алфавитный порядок?

6.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

7.Кто был первопечатником на Руси?   (Иван Фёдоров)

8.Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

9.Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

(Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

10.Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Москве)

11.Назовите старинные названия букв славянской азбуки.(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)

-Подведем итоги. Посчитайте, у кого больше всех жетонов? Победителями викторины становятся… Им вручаются дипломы и закладки для книг

8.Рефлексия

Конкурс  «Пословицы»
1. Ответьте на вопросы, используя пословицы

Кому Бог подает?

Где хорошо?

Какое слово и кошке приятно?

Что всему голова?

Что свет, а что тьма?

2. Подберите антонимы

Речь хороша короткая, а веревка ___________________.

Болен – лечись, а ____________________ – берегись.

Родная сторона – мать, а чужая – ____________________.   

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______.  

- Подведение итогов конкурса «Пословицы» и «Антонимы»

9.Итог

- Какие цели мы ставили?

-Достигли мы целей?

-Где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Как вы считаете, другой была бы наша нынешняя жизнь, если бы Кирилл и Мефодий не создали бы славянскую азбуку? В чем бы она была другой?

- Чем урок понравился?

- Чем урок запомнится?
- В чём заключается важность создания славянской азбуки?

- Славянские народы благодарны за создание своей письменной речи двум братьям – монахам Кириллу и Мефодию, которые в 863 году изобрели алфавит. Сегодня мы  познакомились с первым славянским алфавитом, сравнили его с современным вариантом, искали названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах,  поговорках и фразеологизмах, узнали философию древних славян, зашифрованную в азбуке.

Русский язык
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

- Приготовьте светофорчики. Если вам было интересно на уроке, и вы получили новые знания, покажите зеленый светофорчик, если остались вопросы – желтый, если было неинтересно и непонятно – красный.

- Урок окончен.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок славянской письменности и культуры»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г.Сасово Рязанской области













Урок на тему:

«День славянской письменности и культуры»

для учащихся 2А класса











Подготовила:

учитель начальных классов

Чельманова Ирина Евгеньевна





















2019

Тема. День славянской письменности и культуры


Цель: организовать учебную деятельность по ознакомлению детей с историей и особенностями праздника

Задачи:

- расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

- развивать личностные качества: толерантность, нравственность;

- воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Оборудование: экран, компьютер, презентация к уроку, портрет Кирилла и Мефодия, азбука; выставка детских проектов «Старинные слова в русских народных сказках»

Ход урока


1.Организационный момент

2.Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие в историю. Прочитайте предложение: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

- Что это за предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

-Что значит «человек освещается знаниями?

-А как человек добывает знания? Из каких источников?

- Всегда ли были книги в нашей стране?

-Представьте, что книг нет. Как бы вы могли добыть знания? Кто мог вам помочь?


3.Актуализация знаний учащихся

1)Беседа и проверка домашнего задания

- Предположите, на каком языке в старину писали книги?

- На прошлом уроке родной русской литературы мы закончили изучать интересную тему «Мир народной сказки». Дома вы готовили проекты на тему «Старинные слова в русских народных сказках».

- Посмотрите, какая у нас получилась выставка из ваших проектов. Давайте, послушаем некоторые из них.

- Почему в народных сказках так много старинных, очень интересных слов?

- Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле, и мы им должны гордиться, защищать его. Русские писатели и поэты во все времена восхищались необычайным богатством, звучностью, мелодичностью, точностью, неиссякаемостью русского языка. В стихах и прозе воспевали художники слова наш родной язык.

2)Постановка проблемного вопроса:

- А зачем необходима письменность, если мы умеем говорить? (ответы учащихся).

- А знаете ли Вы, кто создал нашу азбуку? Давайте познакомимся с ними

4.Тема и цели урока

- Кто попробует сформулировать цель урока? (Узнать как зародилась письменность, откуда взялась первая учебная книга – азбука, кто ее создатели.

- А тема нашего урока «День славянской письменности и культуры»


5. Работа по теме урока

1)Беседа

- 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

- Пришло время нам совершить путешествие в историю и познакомиться с людьми, которые создали славянскую письменность.

( Показ учебника «Азбука»)

- Что это за учебник?

(-Азбука.)

-Чему учит эта книга?

(-Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. В прошлом году вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение

Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.


- Как обучались грамоте в старину?

(Ответы детей)

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

- В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

2)Сравнение слов Азбука и Алфавит

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить и на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

(- Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа букв, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное)

- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «АзъесмьБогъ» - «Я есть Бог».

Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.

Сложите первую и вторую букву. Что получилось?

- Азбука!

АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.

АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.

-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?

(-В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)

-Назовите эти буквы.

6.Физминутка

А сейчас мы поиграем. Запоминайте, как называются по – славянски части нашего тела.

Повторяйте и показывайте за мной.

Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты (пальцы)

7.Продолжение работы по теме

1)Знакомство с братьями Кириллом и Мефодием

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь жили два брата — Константин и Мефодий. (Показ портретов)

- Великое дело для создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.

- Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. Это праздник нашей родной речи, родного языка, нашей азбуки, всей письменной культуры.


По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.


2)Викторина

Учащиеся за правильный ответ получают жетоны в виде букв алфавита

Вопросы     викторины.           

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица)

3.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)

4.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

5.Где используется алфавитный порядок?

6.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

7.Кто был первопечатником на Руси?   (Иван Фёдоров)

8.Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

9.Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

(Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

10.Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Москве)

11.Назовите старинные названия букв славянской азбуки.(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)

-Подведем итоги. Посчитайте, у кого больше всех жетонов? Победителями викторины становятся… Им вручаются дипломы и закладки для книг

8.Рефлексия

Конкурс «Пословицы»
1. Ответьте на вопросы, используя пословицы

Кому Бог подает?

Где хорошо?

Какое слово и кошке приятно?

Что всему голова?

Что свет, а что тьма?

2. Подберите антонимы

Речь хороша короткая, а веревка ___________________.

Болен – лечись, а ____________________ – берегись.

Родная сторона – мать, а чужая – ____________________.

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______.

- Подведение итогов конкурса «Пословицы» и «Антонимы»

9.Итог

- Какие цели мы ставили?

-Достигли мы целей?

-Где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Как вы считаете, другой была бы наша нынешняя жизнь, если бы Кирилл и Мефодий не создали бы славянскую азбуку? В чем бы она была другой?

- Чем урок понравился?

- Чем урок запомнится?
- В чём заключается важность создания славянской азбуки?

- Славянские народы благодарны за создание своей письменной речи двум братьям – монахам Кириллу и Мефодию, которые в 863 году изобрели алфавит. Сегодня мы познакомились с первым славянским алфавитом, сравнили его с современным вариантом, искали названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах, узнали философию древних славян, зашифрованную в азбуке.

Русский язык
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

- Приготовьте светофорчики. Если вам было интересно на уроке, и вы получили новые знания, покажите зеленый светофорчик, если остались вопросы – желтый, если было неинтересно и непонятно – красный.

- Урок окончен.













Приложение



Ерохина Полина, 2А класс


Сафронов Дима, 2А класс








Афонюшкин Антон, 2А класс



Чеканова Анна, 2А класс



Ченакина Рита, 2А класс











Кириллица





















Диплом для детей

Диплом для детей

Буквы - жетоны

17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок славянской письменности и культуры

Автор: Чельманова Ирина Евгеньевна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка внеклассного мероприятия:  «Урок славянской письменности и культуры» "
    ["seo_title"] => string(99) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-urok-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "129579"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415725540"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Наглядное пособие к мероприятию посвященному  Дню славянской письменности культуры "
    ["seo_title"] => string(96) "naghliadnoie-posobiie-k-mieropriiatiiu-posviashchiennomu-dniu-slavianskoi-pis-miennosti-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "149961"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420376813"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "«Через века несущие свет»: Познавательный час, посвященный празднованию  Дня славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(127) "chieriez-vieka-niesushchiie-sviet-poznavatiel-nyi-chas-posviashchiennyi-prazdnovaniiu-dnia-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "219848"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434386483"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории отечества". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "236599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444123565"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по истории в 6 классе по теме "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "219620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434297317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства