kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Основы религиозных культур и светской этике по теме "Православный храм

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема урока: Православный  храм.
Тип урока: Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока. 1.Познакомить учащихся с понятием храм и его  местом в     жизни христианина,

с правилами поведения  в  храме.
                       2.Сформираовать у учащихся представление  об
устройстве    православного  храма.
   3.Формировать умение устанавливать взаимосвязь
                      между    религиозной культурой и поведением людей ,соотносит
                  нравственные формы поведения с нормами  религиозной  культуры.
                  4.Воспитывать понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
 Оборудование и материалы. Учебник «Основы религиозных культур  народов России», А.Н.Сахаров. К. А.Кочегаров,  презентация «Православные храмы», карточки для индивидуальной работы «Раскрась храм по своему  замыслу», видеофильм о   храмах, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ход урока.
1.Вводная часть урока.
1.1. Вступительная беседа.
Учитель.   На прошлом уроке мы говорили о значении в христианстве почитания святых, о том, что Борис  и Глеб совершили важнейший духовный подвиг.
Что же по – вашем,  христианский подвиг?
Каких христианских святых вы знаете?
1.2. Проверка домашнего задания.
Рассказы  учащихся о христианских святых.
2.Актуализация знаний.
2.1. На доске записаны пословицы или показаны на слайде. Обсуждение пословиц:
«У бога милости много».
«Не стоит город без святого, селение без праведника».
Учитель. Как вы  понимаете смысл этих пословиц?
2.2.-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на доске. Нужно отгадать четыре слова, а ключевым словом будет название темы нашего урока.
Вопросы к  кроссворду.
а) Как называют главу церкви ? (Патриарх)
б) Могущественный князь, крестивший Русь.(Владимир)
в) Установленный текст, который читают  верующие при обращении к богу, к  святым. (Молитва)
г ) Имя  одного из самых почитаемых святых  Русской православной  церкви. В  юности до принятия монашества его звали Прохор. (Серафим)
  Учащиеся разгадывают кроссворд.  Ключевым словом по горизонтали является слово   Храм 

  •   В  

А Л М С
Т А О Е

  1. Р Д Л Р

И   И      И А
А М Т Ф
Р И В И
Х Р А М

3. Сообщение темы урока.
Учитель объявляет тему урока. «Православные храмы»
4. Основная часть урока.
4.1.Работа над новым материалом.
-Как вы считаете, что такое храм?
-Что такое  православный храм?
Метод « Мозговая атака».
(Развитие  креативного  мышления.  Мозговая  атака используется для создания банка  идей, из которых можно выбрать более удачную)
Варианты ответов учащихся. Храм - это главное место общения человека с Богом.
                                                  Храм-это дом Божий.
Учитель предлагает учащимся найти в словаре Ожегова слово  Храм
Из словаря Ожегова - Храм-Дом Божий, специальное строение, предназначенное для  соборных молитв. Богослужения.
-На  сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану.
(Используется слайд)
План.
а) Храм, его место в жизни христиан.
б) Первые христианские храмы на Руси.
в) Основание главного русского храм в  Киеве.
г) Самый знаменитый русский храм.
д) Фреска и мозаика.
е) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
ж) Устройство православного храма.
з) правила поведения в храме.
4.2.Вступительное слово учителя о православных храмах сопровождается показом слайдов и фрагментов  видеофильма (Учащиеся слушают звон колоколов).
4.3.Работа с учебником.
Чтение текста учебника (46-53)с комментарием учителя.
Обсуждение иллюстраций.
-Почему храм получил название Десятинная церковь?
Обратите внимание на ударение в слове, чтобы не ошибиться в произношении.
- Кто, по  мнению ученых, запечатлен на одной из  фесок Софийского собора.
- Почему Софийский собор называется собором?
Учащиеся говорят, что все жители древнего города молились в нем  вместе -соборно.
-Какие слова – синонимы вы бы  подобрали к словам вместе, соборно?
-Вы узнали, что фреска – это роспись красками по сырой штукатурке.
- Кто знает, что такое  штукатурка?  (Учитель поясняет учащимся, может показать на примере)
-Обратили ли вы внимание, что количество куполов у храмов разное. И это не случайно. Как вы думаете, с чем это связано?
(Учитель объясняет, что именно обозначает количество куполов храма.)
(Святая  Троица, Бог Един, Божественная  и человеческая природа Спасителя, Спаситель и четверо евангелистов, Четверо  евангелистов)
-Каждый храм является неповторимым   шедевром зодчества. Древнейшими из сохранившихся,  являются  Софийский собор в Новгороде и Киеве.  Софийский собор в Новгороде имеет много общего с собором в  Киеве, но гораздо проще, строже, мощнее, суровее.
Великий художник И.Э. Грабарь сказал  о церкви  Спаса- на – Нередине в Новгороде:  «…В его зодчестве (новгородца) такие же, как сам он, простые, но крепкие стены…
Могучие  силуэты, энергичные массы.  Идеал новгородца- сила, и  красота его – красота силы».
Робота по вопросам учебника (с.53)
5.Закрепление материала. Подведение итогов урока.
5.1.Чтение с остановками.
Работа с ключевыми словами.
Инсерт (или условные значки)
Учащимся  предлагается  проработать текст, используя определенные условные значки (например: -^; это для меня новое, -+; вызвало интерес -!;это осталось непонятным -?;). Ученики читают текст и одновременно делают пометки на полях.  При чтении заполняют таблицу. 
(Применение этого приема способствует развитию систематичности  мышления, развитию умения классифицировать    поступающую информацию, а также умению выделять новое)
Уже знал Новое  Интересно  Неясно, есть вопросы
^ + ! ?

- Вспомните, какие  православные храмы есть в нашем городе? Как называются?
-Почему присутствие на богослужениях в храме- важная часть жизни каждого верующего? Найдите подтверждение в учебнике и прочитайте.
- Как вы понимаете смысл пословицы «С верой нигде не пропадёшь»?
-Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?  Что интересного узнали?
В заключении урока предлагаю вам выполнить творческую работу.
5.2 Выполнение  творческой работы.  (Каждому ученику учитель раздает лист, на чёрно-белом фоне  которого  нарисован храм, его нужно раскрасить по своему замыслу.)
Учитель объясняет задание учащимся.
- У каждого из вас есть лист с изображением храма. Раскрасьте  храм по своему замыслу. Какое  впечатление должен производить раскрашенный вами  храм : чистота, величие,  возвышенность, торжественность, нарядность, простота, мягкость,   нежность  или другое?
Если замысел не удастся, попробуйте по- другому : нарисуйте на отдельном листе свой храм и раскрасьте.
6. Домашнее  задание. Доделать творческую работу или нарисовать свой проект.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Основы религиозных культур и светской этике по теме "Православный храм »

Тема урока: Православный храм.

Тип урока: Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Цели урока. 1.Познакомить учащихся с понятием храм и его местом в жизни христианина, с правилами поведения в храме.

2.Сформираовать у учащихся представление об

устройстве православного храма.

3.Формировать умение устанавливать взаимосвязь

между религиозной культурой и поведением людей ,соотносит

нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

4.Воспитывать понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Оборудование и материалы. Учебник «Основы религиозных культур народов России», А.Н.Сахаров. К. А.Кочегаров, презентация «Православные храмы», карточки для индивидуальной работы «Раскрась храм по своему замыслу», видеофильм о храмах, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока.

1.Вводная часть урока.

1.1. Вступительная беседа.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о значении в христианстве почитания святых, о том, что Борис и Глеб совершили важнейший духовный подвиг.

Что же по - вашему, христианский подвиг?

Каких христианских святых вы знаете?

1.2. Проверка домашнего задания.

Рассказы учащихся о христианских святых.

2.Актуализация знаний.

2.1. На доске записаны пословицы или показаны на слайде. Обсуждение пословиц:

«У бога милости много».

«Не стоит город без святого, селение без праведника».

Учитель. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

2.2.-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на доске. Нужно отгадать четыре слова, а ключевым словом будет название темы нашего урока.

Вопросы к кроссворду.

а) Как называют главу церкви ? (Патриарх)

б) Могущественный князь, крестивший Русь.(Владимир)

в) Установленный текст, который читают верующие при обращении к богу, к святым. (Молитва)

г ) Имя одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. В юности до принятия монашества его звали Прохор. (Серафим)

Учащиеся разгадывают кроссворд. Ключевым словом по горизонтали является слово Храм

П

В



А

Л

М

С

Т

А

О

Е

Р

Д

Л

Р

И

И

И

А

А

М

Т

Ф

Р

И

В

И

Х

Р

А

М



3. Сообщение темы урока.

Учитель объявляет тему урока. «Православные храмы»

4. Основная часть урока.

4.1.Работа над новым материалом.

-Как вы считаете, что такое храм?

-Что такое православный храм?

Метод « Мозговая атака».

(Развитие креативного мышления. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать более удачную)

Варианты ответов учащихся. Храм - это главное место общения человека с Богом.

Храм-это дом Божий.

Учитель предлагает учащимся найти в словаре Ожегова слово Храм

Из словаря Ожегова - Храм-Дом Божий, специальное строение, предназначенное для соборных молитв. Богослужения.

-На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану.

(Используется слайд)

План.

а) Храм, его место в жизни христиан.

б) Первые христианские храмы на Руси.

в) Основание главного русского храм в Киеве.

г) Самый знаменитый русский храм.

д) Фреска и мозаика.

е) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

ж) Устройство православного храма.

з) правила поведения в храме.

4.2.Вступительное слово учителя о православных храмах сопровождается показом слайдов и фрагментов видеофильма (Учащиеся слушают звон колоколов).

4.3.Работа с учебником.

Чтение текста учебника (46-53)с комментарием учителя.

Обсуждение иллюстраций.

-Почему храм получил название Десятинная церковь?

Обратите внимание на ударение в слове, чтобы не ошибиться в произношении.

- Кто, по мнению ученых, запечатлен на одной из фесок Софийского собора.

- Почему Софийский собор называется собором?

Учащиеся говорят, что все жители древнего города молились в нем вместе -соборно.

-Какие слова – синонимы вы бы подобрали к словам вместе, соборно?

-Вы узнали, что фреска – это роспись красками по сырой штукатурке.

- Кто знает, что такое штукатурка? (Учитель поясняет учащимся, может показать на примере)

-Обратили ли вы внимание, что количество куполов у храмов разное. И это не случайно. Как вы думаете, с чем это связано?

(Учитель объясняет, что именно обозначает количество куполов храма.)

(Святая Троица, Бог Един, Божественная и человеческая природа Спасителя, Спаситель и четверо евангелистов, Четверо евангелистов)

-Каждый храм является неповторимым шедевром зодчества. Древнейшими из сохранившихся, являются Софийский собор в Новгороде и Киеве. Софийский собор в Новгороде имеет много общего с собором в Киеве, но гораздо проще, строже, мощнее, суровее.

Великий художник И.Э. Грабарь сказал о церкви Спаса- на – Нередине в Новгороде: «…В его зодчестве (новгородца) такие же, как сам он, простые, но крепкие стены…

Могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца- сила, и красота его – красота силы».

Робота по вопросам учебника (с.53)

5.Закрепление материала. Подведение итогов урока.

5.1.Чтение с остановками.

Работа с ключевыми словами.

Инсерт (или условные значки)

Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные значки (например: -^; это для меня новое, -+; вызвало интерес -!;это осталось непонятным -?;). Ученики читают текст и одновременно делают пометки на полях. При чтении заполняют таблицу.

(Применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию, а также умению выделять новое)

Уже знал

Новое

Интересно

Неясно, есть вопросы

^

+

!

?



- Вспомните, какие православные храмы есть в нашем городе? Как называются?

-Почему присутствие на богослужениях в храме- важная часть жизни каждого верующего? Найдите подтверждение в учебнике и прочитайте.

- Как вы понимаете смысл пословицы «С верой нигде не пропадёшь»?

-Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? Что интересного узнали?

В заключении урока предлагаю вам выполнить творческую работу.

5.2 Выполнение творческой работы. (Каждому ученику учитель раздает лист, на чёрно-белом фоне которого нарисован храм, его нужно раскрасить по своему замыслу.)

Учитель объясняет задание учащимся.

- У каждого из вас есть лист с изображением храма. Раскрасьте храм по своему замыслу. Какое впечатление должен производить раскрашенный вами храм : чистота, величие, возвышенность, торжественность, нарядность, простота, мягкость, нежность или другое?

Если замысел не удастся, попробуйте по- другому : нарисуйте на отдельном листе свой храм и раскрасьте.

6. Домашнее задание. Доделать творческую работу или нарисовать свой проект.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Основы религиозных культур и светской этике по теме "Православный храм

Автор: Лукоянова Галина Геннадиевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок "Православный храм" Модуль Православная культура"
    ["seo_title"] => string(52) "urok_pravoslavnyi_khram_modul_pravoslavnaia_kul_tura"
    ["file_id"] => string(6) "384675"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485550119"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу «Основы православной культуры», "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-kursu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "242793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445536719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства