Урок: «Мировые религии».
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая технология- проектная с элементами дискуссии
Цели :
Образовательная : изучение основ вероучений в мировых религиях,
Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы, умения участвовать в дискуссии, умение думать, сопоставлять , получать знания из различных источников.
Воспитательная: формирование чувства уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
Формируемые компетенции: умение поставить цель, находить, использовать и перерабатывать информацию, логические умения: постановка и решение учебных задач, коммуникативные умения.
Опережающее задание: подготовка учениками проектов по темам «Христианство», « Ислам» , «Буддизм»
Оборудование: презентации учителя и учеников; раздаточный материал в виде отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды, электронные тесты, выставка книг « Библия», « Трипитака». « Коран», аудио и видео ролики.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный и нетрадиционный урок. Необычен, т.к. присутствуют гости, а также потому что он пройдет в форме защиты проектных заданий по теме « Мировые религии».
2.Фронтальный опрос
Фронтальный опрос мы проведем по презентации учителя.( приложение № 1)
3.Актуализация новой темы.
Трудно представить себе человека, который никогда не соприкасался с религией: не обращался к Богу с какой-то просьбой, не встречал верующих, не видел храмов, произведений искусства, книг, публикаций в газетах и журналах, телепередач, отражающих ценности той пли иной религии, не пользовался предметами, приносящими человеку по воле сверхъестественных сил здоровье и удачу.
Религия-это мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общности, которые определяются верой в сверхъестественное. Это определенная форма духовной культуры, которая выступает как мощное средство формирования осознания единства человеческого рода, значимости нравственных ценностей. средство социальной регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев. Однако религиозное мировоззрение может содержать идеи фанатизма по отношению к людям другой веры. Таким образом религия -явление многоплановое и многозначное. Существуют множество религиозных верований. Так, например, выделяют политеистические и монотеистические религии, мировые и национальные, традиционные и нетрадиционные и так называемые этнические религии.
Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать следующие вопросы: какие существуют мировые религии, чем они отличаются друг от друга, спасет ли религия от жестокости и насилия современного мира.
4.Изучение новой темы.
Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.( приложение № 2 - буддизм приложение № 3 – христианство, приложение № 4 - мусульманство). По окончании каждой презентации учащиеся в классе задают вопросы презентаторам, высказывают свое мнение о содержании, формате и стилистике презентации.
Защита проекта началась с представления ранней мировой религии – буддизма. С проектом на данную тему выступили ученицы 10 класса Козлова Влада и Ахмедова Оксана(приложение)
Тезисы вступления
С индийского языка пали - «учение просветленного».
Религия, изначально не имевшая вообще никаких божеств, и имевшая вид
философского учения. 3) Создано ок. VI века до н.э. индийским принцем Сидхартхой Гаутамой. Будда это его прозвище, означающее «пробудившийся». Общее число буддистов оценивается от 300 до 500 миллионов. Это не очень большие числа, поскольку буддизм зачастую смешивается с местными верованиями, в основном с язычеством. Буддизм распространен в основном в странах Азии – Китае, Японии, Индии, Монголии, Вьетнаме, Корее и других.
Основные принципы буддизма:
- Карма, или вера в то, что душа проходит через множество перерождений и порядок этих перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
- Мир полон страданий.
- Причина страданий есть результат плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному.- Бесконечный цикл страданий можно прекратить.
- Нирвана – состояние, похожее на блаженство, связанное с угасанием всех земных желаний.
Буддизм дает верующим надежду на приобщение к тайнам мироздания и избавление от земных страданий.
Итог проектной деятельности - электронная презентация и доклад учащихся.
Итог защиты проекта – электронная презентация и тезисы доклада
Защита проекта «Христианство». Проект подготовили и защищали Волынкина Саша и Козин Олег
Тезисы выступления:
Вера, основанная на Божественных откровениях святых и на заветах,
полученных от Самого Иисуса Христа. До 1054 года Христианская Церковь была едина. После раскола на католичество и православие эти ветви христианства существуют отдельно.
На данный момент в мире насчитывается от 225 до 300 миллионов православных. Из них в России не более 70 миллионов.Основные догматы православия:
- Спасение через исповедание веры «во единаго Бога»
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
- Исповедание Иисуса — Христом, Господом и Сыном Божиим.
- Вера в Боговоплощение.
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века».
- Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви —Иисус Христос.
- Вера в молитвенное предстательство святых.
- Вера в истинность как Священного Писания, так и Священного Предания.
Итог проекта – презентация, видеоролик, текстовое сообщение
Защита проекта «Ислам – мировая религия». С проектом на данную тему выступили ученики 10 класса Дембегиев Далер и Кудратов Артур.
Тезисы выступления:
От арабского «покорность».Монотеистическая религия, созданная в VII веке н.э. пророком Мухаммедом на базе традиционного язычества, иудаизма и христианства.. Иисус Христос в исламской традиции считается только пророком по имени «Иса». На данный момент насчитывается от 1,3 до 1,8 миллиардов мусульман. Почти 50% мусульман проживает в Африке, более 40% - в Азии.
Пять столпов веры:
Шахада, или исповедание веры.
Намаз или салям, чтение молитв на арабском языке 5 раз в день.
Закят, или налог в пользу бедных (существенно отличается от милостыни, т.к. строго обязателен).
Саум, или пост в месяц рамадан
Хадж, или паломничество в Мекку.
Бог в понимании мусульман - строгий судья.Ислам – религия человеческой силы и внешнего благочестия. Жизнь правоверного мусульманина в подробностях описана в Коране и Шариате. Ислам, безусловно, очень строг, и поэтому нравится людям, уставшим от современной вседозволенности.
Итог проекта- электронная презентация, тезисы доклада, аудиозапись азана- призыва на молитву.
5.Обсуждение проектов, выявление победителей.
6. Работа с документами
Учитель: Мы с вами просмотрели презентации и послушали выступления ваших товарищей о мировых религиях. А сейчас мы поработаем над документами. У каждого на парте имеется раздаточный материал, посвященный мировым религиям.( Приложение № 5) Обобщите только что полученную информацию по вопросам к предложенным к
документам.
7.Обобщающее слово учителя по итогам урока
8. Закрепление
Вашему вниманию были представлены основные религии мира. Расскажите, каким образом религии проявляются в искусстве разных стран?
Объясните, как вы понимаете высказывания, приведенные в тексте?
Кого называют атеистами? Почему у людей возникает негативное отношение к религии?
9.Рефлексия
Узнал ли я что хотел?
Больше всего мне понравилось…
Затруднения…
10.Домашняя работа: написать эссе « Мое отношение к религии».
Просмотр содержимого документа
«конспект урока-защиты проектов Мировые религии»
Урок: «Мировые религии».
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая технология- проектная с элементами дискуссии
Цели :
Образовательная : изучение основ вероучений в мировых религиях,
Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы, умения участвовать в дискуссии, умение думать, сопоставлять , получать знания из различных источников.
Воспитательная: формирование чувства уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
Формируемые компетенции: умение поставить цель, находить, использовать и перерабатывать информацию, логические умения: постановка и решение учебных задач, коммуникативные умения.
Опережающее задание: подготовка учениками электронных презентаций по темам: «Христианство», « Ислам» , «Буддизм»
Оборудование: презентации учителя и учеников; раздаточный материал в виде отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды, электронные тесты, выставка книг – « Библия», « Трипитака». « Коран», аудио и видео ролики.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный и нетрадиционный урок. Необычен, т.к. присутствуют гости, а также потому что он пройдет в форме защиты проектных заданий по теме « Мировые религии».
2.Фронтальный опрос
Фронтальный опрос мы проведем по презентации учителя.( приложение № 1)
3.Актуализация новой темы.
Трудно представить себе человека, который никогда не соприкасался с религией: не обращался к Богу с какой-то просьбой, не встречал верующих, не видел храмов, произведений искусства, книг, публикаций в газетах и журналах, телепередач, отражающих ценности той пли иной религии, не пользовался предметами, приносящими человеку по воле сверхъестественных сил здоровье и удачу.
Религия-это мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общности, которые определяются верой в сверхъестественное. Это определенная форма духовной культуры, которая выступает как мощное средство формирования осознания единства человеческого рода, значимости нравственных ценностей. средство социальной регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев. Однако религиозное мировоззрение может содержать идеи фанатизма по отношению к людям другой веры. Таким образом религия -явление многоплановое и многозначное. Существуют множество религиозных верований. Так, например, выделяют политеистические и монотеистические религии, мировые и национальные, традиционные и нетрадиционные и так называемые этнические религии.
Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать следующие вопросы: какие существуют мировые религии, чем они отличаются друг от друга, спасет ли религия от жестокости и насилия современного мира.
4.Изучение новой темы.
Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.( приложение № 2 - буддизм приложение № 3 – христианство, приложение № 4 - мусульманство). По окончании каждой презентации учащиеся в классе задают вопросы презентаторам, высказывают свое мнение о содержании, формате и стилистике презентации.
Защита проекта началась с представления ранней мировой религии – буддизма (приложение № 2)
Тезисы вступления
С индийского языка пали - «учение просветленного».
Религия, изначально не имевшая вообще никаких божеств, и имевшая вид
философского учения. 3) Создано ок. VI века до н.э. индийским принцем Сидхартхой Гаутамой. Будда это его прозвище, означающее «пробудившийся». Общее число буддистов оценивается от 300 до 500 миллионов. Это не очень большие числа, поскольку буддизм зачастую смешивается с местными верованиями, в основном с язычеством. Буддизм распространен в основном в странах Азии – Китае, Японии, Индии, Монголии, Вьетнаме, Корее и других.
Основные принципы буддизма:
- Карма, или вера в то, что душа проходит через множество перерождений и порядок этих перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
- Мир полон страданий.
- Причина страданий есть результат плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному.- Бесконечный цикл страданий можно прекратить.
- Нирвана – состояние, похожее на блаженство, связанное с угасанием всех земных желаний.
Буддизм дает верующим надежду на приобщение к тайнам мироздания и избавление от земных страданий.
Итог проектной деятельности - электронная презентация и доклад учащихся.
Итог защиты проекта – электронная презентация и тезисы доклада
Защита проекта «Христианство». ( приложение № 3)
Тезисы выступления:
Вера, основанная на Божественных откровениях святых и на заветах,
полученных от Самого Иисуса Христа. До 1054 года Христианская Церковь была едина. После раскола на католичество и православие эти ветви христианства существуют отдельно.
На данный момент в мире насчитывается от 225 до 300 миллионов православных. Из них в России не более 70 миллионов.Основные догматы православия:
- Спасение через исповедание веры «во единаго Бога»
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
- Исповедание Иисуса — Христом, Господом и Сыном Божиим.
- Вера в Боговоплощение.
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века».
- Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви —Иисус Христос.
- Вера в молитвенное предстательство святых.
- Вера в истинность как Священного Писания, так и Священного Предания.
Итог проекта – презентация, видеоролик, текстовое сообщение
Защита проекта «Ислам – мировая религия». ( приложение № 4)
Тезисы выступления:
От арабского «покорность».Монотеистическая религия, созданная в VII веке н.э. пророком Мухаммедом на базе традиционного язычества, иудаизма и христианства.. Иисус Христос в исламской традиции считается только пророком по имени «Иса». На данный момент насчитывается от 1,3 до 1,8 миллиардов мусульман. Почти 50% мусульман проживает в Африке, более 40% - в Азии.
Пять столпов веры:
Шахада, или исповедание веры.
Намаз или салям, чтение молитв на арабском языке 5 раз в день.
Закят, или налог в пользу бедных (существенно отличается от милостыни, т.к. строго обязателен).
Саум, или пост в месяц рамадан
Хадж, или паломничество в Мекку.
Бог в понимании мусульман - строгий судья. Ислам – религия человеческой силы и внешнего благочестия. Жизнь правоверного мусульманина в подробностях описана в Коране и Шариате. Ислам, безусловно, очень строг, и поэтому нравится людям, уставшим от современной вседозволенности.
Итог проекта- электронная презентация, тезисы доклада, аудиозапись азана- призыва на молитву.
5.Обсуждение проектов, выявление победителей.
6. Работа с документами
Учитель: Мы с вами просмотрели презентации и послушали выступления ваших товарищей о мировых религиях. А сейчас мы поработаем над документами. У каждого на парте имеется раздаточный материал, посвященный мировым религиям.( приложение № 5) Обобщите только что полученную информацию по вопросам к предложенным к
документам.
7.Обобщающее слово учителя по итогам урока
8. Закрепление
Вашему вниманию были представлены основные религии мира.
Подумайте, почему в современном мире возросло влияние религии?
Объясните, как вы понимаете высказывания, приведенные в тексте?
Кого называют атеистами?
Почему у людей возникает негативное отношение к религии?
9.Рефлексия
Узнал ли я что хотел?
Больше всего мне понравилось…
Затруднения…
10.Домашняя работа: написать эссе « Мое отношение к религии».
Просмотр содержимого документа
«приложение № 5заполните таблицу»
Приложение
Заповеди
Христианские:
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня- первая заповедь христианства
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им -вторая заповедь христианства
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе- третья заповедь христианства
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему - четвертая заповедь христианства
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен – пятая заповедь христианства
Не убий – шестая заповедь христианства
Не прелюбодействуй – седьмая заповедь христианства
Не укради – восьмая заповедь христианства
Не лжесвидетельствуй – девятая заповедь христианства
Не пожелай ничего чужого- десятая заповедь христианства
Мусульманские:
Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого – первая заповедь мусульманства
Почитайте отца и мать- вторая заповедь мусульманства
Не убивайте детей своих из страха перед бедностью – третья заповедь мусульманства
Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно – четвертая заповедь мусульманства
Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною – пятая заповедь мусульманства
Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия – шестая заповедь мусульманства
Честно соблюдайте вес и меру– седьмая заповедь мусульманства
Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его – восьмая заповедь мусульманства
Будьте справедливы на суде – девятая заповедь мусульманства
Крепко держитесь союза с Богом вашим- десятая заповедь мусульманства
10 заповедей Будды:
1. Убийство. Не убивай, но спасай чужую жизнь – первая заповедь буддизма
2. Воровство. Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрости - вторая заповедь буддизма.
3. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни - третья заповедь буддизма.
4. Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним - четвертая заповедь буддизма.
5. Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми - пятая заповедь буддизма.
6. Грубая речь. Не говори грубо - шестая заповедь буддизма.
7. Пустая болтовня и сплетня. Не трать время на пустую болтовню иль сплетню - седьмая заповедь буддизма.
8. Алчность. Пресеки алчные мысли - восьмая заповедь буддизма.
9. Злонамеренность. Не намеревайся причинить кому-либо вред - девятая заповедь буддизма.
10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней – десятая заповедь буддизма.
Заполните таблицу
№ | Название мировых религий. | Время возникновения | Регионы, в которых она распространена | Общее в заповедях мировых религий. |
Просмотр содержимого презентации
«приложение № 1 тест на актуализацию темы.»
ТЕСТ ДЛЯ ОПРОСА «РЕЛИГИЯ»
Подготовила учитель истории, обществознания и МХК ФГОУ СОШ №4 МОРФ Латыпова О.Ш.
1.К мировым религиям относится 1) христианство
2) синтоизм
3) индуизм 4) конфуцианство
2.Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?
1)научное мировоззрение
2)религиозное мировоззрение
3)обыденное мировоззрение
4)официальная доктрина
3.Что отличает религию как феномен культуры?
1) описание и объяснение природных и социальных явлений 2) утверждение идеи сотворённости мира 3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития 4) эстетическое освоение окружающего мира
4.Крайняя форма религиозной нетерпимости
1)экуменизм
2)фанатизм
3)атеизм
4)деизм
5.Верны ли следующие суждения?
А) религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь
Б) религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением
1) верно только А , 2) верно только Б , 3) верны оба суждения , 4) оба суждения неверны
6.Какой признак из названных не характеризует религиозное мировоззрение?
1)стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2)опирается на жизненный опыт человека
3)ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4)имеет тесную связь с мировым культурным наследием
7.Философское учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира и считает, что сотворив мир, Бог перестал вмешиваться в земные дела
1)экуменизм
2)фанатизм
3)атеизм
4)деизм
8.К национальным религиям относится
1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам
9.Систематизация вероучения той или иной религии
1)теология
2)теогония
3)теодицея
4)деизм
10.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера; 2) догматы; 3) заповеди; 4) религия; 5) обряды; 6) паства; 7) храмы.
Правильные ответы