kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.

Цель:Познакомить учащихся с особенностями местоимений,с личными местоимениями,упражняться в определении рода, замене существительных местоимениями в речи;развивать внимание,память,мышление,речь.

Ход урока:

I.Работа со словами из словаря.Запись под диктовку по вариантам.(Учитель называет два слова,учащиеся правой колонки записывают первое слово,левой-второе).Взаимная проверка тетрадей.

Слова:одежда,обувь;пальто,платок;сапоги,валенки;погода,ветер;береза,осина;вокзал,вагон;тетрадь,карандаш;квартира,комната;капуста,картофель;огород,малина.

Учащиеся записывают из словаря по своему выбору еще два слова.

II.Наблюдение над местоимениями 1,2 и 3-го лица.

Напишите.

1)Книги какого писателя вы особенно любите читать?Какое слово вы употребляли,указывая на себя?(Я)Подчеркните его.

2)Какую сказку мы с вами читали на уроке?Какое слово в этом предложении указывает на всех?(Мы)Подчеркните его.

3)Составьте и запишите вопрос,адресуя его своему соседу по парте.Какое слово указывает на лицо,к которому вы обращались?(Ты)Подчеркните его.

А когда вместо слово ты необходимо употреблять вы?(В обращении к человеку старше тебя по возрасту,в обращении к незнакомому человеку и т.п.Это форма вежливого обращения.Вы употребляется также и в обращении к нескольким лицам.)

Подумайте,какое слово  нужно заменить,чтобы избежать повторения:Очень  давно человек приручил диких животных.Человек заставил их служить себе.(Учащиеся заменяют во втором предложении существительное человек словом он и записывают оба предложения.)

На кого указывает слово он?(На лицо,о котором мы говорим, о котором что-либо сообщаем)Подчеркните слово он.

Прочитайте все подчеркнутые слова.

Я,мы,ты,вы,он-это местоимения.Подумайте, почему так называется эта часть речи.

Прочитайте последнее предложение.

Было бы нам понятно, о ком идет речь, если бы не было предыдущего предложения?(Нет.)Местоимение он так же, как и другие местоимения,не называет предмета или лица,а только указывает на него.Вместо какой части речи употреблено местоимение он?(Вместо имени существительного.)В  этом и состоит особенность местоимений.

Чем отличаются местоимения от существительных?(Существительные называют предметы,а местоимения только указывают на них.)

В нашем языке много местоимений.Мы познакомимся только с одной группой местоимений.(личные местоимения.)

Запись на доске: «Местоимения».

Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе.Запишите:

Единственное число         Множественное число

Местоимения бывают 1,2,3-го лица. Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо,которое говорит о себе.Назовите это местоимение.(Я.)-Записывают.

Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)-Записывают на той же строчке.-Я,мы-это местоимения 1-го лица.Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.

Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо?(Он,она,оно,они.)-Запись местоимений 3-го лица.

Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.Знакомство с выводом на странице 56.

III.Замените,где нужно,выделенное существительное местоимением.Объясните употребление местоимения.

Учитель диктует:

                 У кого гнездо лучше всех?

Самое большое гнездо у орла.Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.(Перед записью второго предложения дети производят замену.)Самое маленькое гнездо у королька.Королек сам меньше стрекозы,и дом у него с кулачок.

Самый красивый домик у пеночки.Пеночка свила гнездышко на березовой ветке,убрала его лишайником и легкой березовой кожуркой.

                                                                                       (По В.Бианки.)

Подчеркните местоимения.Что можно сказать о местоимениях 3-го лица?(Изменяются по родам.)

Упражнение 293.Выполняется самостоятельно.Проверка коллективная.

IV.Обобщение по вопросам:

1)Что такое местоимение?(Часть речи.)

2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.

3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы,местоимения только указывают на них.)

4)Как изменяются местоимения 3-го лица?(По родам.)

V.Распознание местоимений в тексте.

-Отгадайте загадку.Назовите в тексте местоимение,укажите лицо и число.

Я на солнышке сверкаю,                           И тянусь верхушкой вниз:

А зимою вырастаю                                      Ты меня поберегись.

                                                                                                               (Сосулька.)

Я в дом любой тебя впущу,                       Но одного я не прощу-

Стучишь-я рада стуку.                                 Коль не подашь мне руку.

                                                                                                                 (Дверь.)

VI.Составление предложений по предметным рисункам.(Обращается внимание на точность употребления местоимений вместо имен существительных.)

VII.Домашнее  задание.Упражнение № 1.С.63.Выучить определения на С.56,57.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.»

Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.

Цель:Познакомить учащихся с особенностями местоимений,с личными местоимениями,упражняться в определении рода , замене существительных местоимениями в речи;развивать внимание,память,мышление,речь.

Ход урока:

I.Работа со словами из словаря.Запись под диктовку по вариантам.(Учитель называет два слова,учащиеся правой колонки записывают первое слово,левой-второе).Взаимная проверка тетрадей.

Слова:одежда,обувь;пальто,платок;сапоги,валенки;погода,ветер;береза,осина;вокзал,вагон;тетрадь,карандаш;квартира,комната;капуста,картофель;огород,малина.

Учащиеся записывают из словаря по своему выбору еще два слова.

II.Наблюдение над местоимениями 1,2 и 3-го лица.

Напишите.

1)Книги какого писателя вы особенно любите читать?Какое слово вы употребляли,указывая на себя?(Я)Подчеркните его.

2)Какую сказку мы с вами читали на уроке?Какое слово в этом предложении указывает на всех?(Мы)Подчеркните его.

3)Составьте и запишите вопрос,адресуя его своему соседу по парте.Какое слово указывает на лицо,к которому вы обращались?(Ты)Подчеркните его.

А когда вместо слово ты необходимо употреблять вы?(В обращении к человеку старше тебя по возрасту,в обращении к незнакомому человеку и т.п.Это форма вежливого обращения.Вы употребляется также и в обращении к нескольким лицам.)

Подумайте,какое слово нужно заменить,чтобы избежать повторения:Очень давно человек приручил диких животных.Человек заставил их служить себе.(Учащиеся заменяют во втором предложении существительное человек словом он и записывают оба предложения.)


На кого указывает слово он?(На лицо,о котором мы говорим, о котором что-либо сообщаем)Подчеркните слово он.

Прочитайте все подчеркнутые слова.

Я,мы,ты,вы,он-это местоимения.Подумайте, почему так называется эта часть речи.

Прочитайте последнее предложение.

Было бы нам понятно, о ком идет речь, если бы не было предыдущего предложения?(Нет.)Местоимение он так же, как и другие местоимения,не называет предмета или лица,а только указывает на него.Вместо какой части речи употреблено местоимение он?(Вместо имени существительного.)В этом и состоит особенность местоимений.

Чем отличаются местоимения от существительных?(Существительные называют предметы,а местоимения только указывают на них.)

В нашем языке много местоимений.Мы познакомимся только с одной группой местоимений.(личные местоимения.)

Запись на доске: «Местоимения».

Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе.Запишите:

Единственное число Множественное число

Местоимения бывают 1,2,3-го лица. Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо,которое говорит о себе.Назовите это местоимение.(Я.)-Записывают.

Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)-Записывают на той же строчке.-Я,мы-это местоимения 1-го лица.Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.

Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо?(Он,она,оно,они.)-Запись местоимений 3-го лица.

Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.Знакомство с выводом на странице 56.

III.Замените,где нужно,выделенное существительное местоимением.Объясните употребление местоимения.

Учитель диктует:

У кого гнездо лучше всех?

Самое большое гнездо у орла.Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.(Перед записью второго предложения дети производят замену.)Самое маленькое гнездо у королька.Королек сам меньше стрекозы,и дом у него с кулачок.

Самый красивый домик у пеночки.Пеночка свила гнездышко на березовой ветке,убрала его лишайником и легкой березовой кожуркой.

(По В.Бианки.)

Подчеркните местоимения.Что можно сказать о местоимениях 3-го лица?(Изменяются по родам.)

Упражнение 293.Выполняется самостоятельно.Проверка коллективная.

IV.Обобщение по вопросам:

1)Что такое местоимение?(Часть речи.)

2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.

3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы,местоимения только указывают на них.)

4)Как изменяются местоимения 3-го лица?(По родам.)

V.Распознание местоимений в тексте.

-Отгадайте загадку.Назовите в тексте местоимение,укажите лицо и число.

Я на солнышке сверкаю, И тянусь верхушкой вниз:

А зимою вырастаю Ты меня поберегись.

(Сосулька.)

Я в дом любой тебя впущу, Но одного я не прощу-

Стучишь-я рада стуку. Коль не подашь мне руку.

(Дверь.)

VI.Составление предложений по предметным рисункам.(Обращается внимание на точность употребления местоимений вместо имен существительных.)

VII.Домашнее задание.Упражнение № 1.С.63.Выучить определения на С.56,57.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.

Автор: Мешелева Айнагуль Сайлаубаевна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация. Местоимение как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "122998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414393660"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""Местоимение как часть речи" 4 класс ."
    ["seo_title"] => string(34) "miestoimieniiekakchastriechi4klass"
    ["file_id"] => string(6) "280576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453391200"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""Местоимение как часть речи" 4 класс ."
    ["seo_title"] => string(35) "miestoimieniiekakchastriechi4klass1"
    ["file_id"] => string(6) "280577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453391207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства