kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по актерскому мастерству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассчитан на детей 10-15 лет, в большом пространстве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по актерскому мастерству»

План-конспект открытого урока

«Основы актёрского мастерства»

Тема урока:

«Темпоритм на сцене»

Автор:

Педагог дополнительного образования

Викторова А.С.

Возраст обучающихся: 10 -15 лет
Год обучения: 2 год обучения
Тема занятия: «Темпоритм на сцене»
Тип занятия: комбинированное 
Время занятия: 45 минут

Цели:

Освоение понятия "темпоритм" в применении к процессу сценического действия, формирование в ребенке готовности к творчеству, умения согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом, гармонизироватьфизические и психические действия.

Задачи:

Развивающая: Развивать внимание, фантазию и воображение, развивать произвольную память и быстроту реакции, творческое восприятие окружающего мира.

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения детей на сцене, в коллективе, воспитывать смелость и находчивость.

Образовательная: Научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке. Разрабатывать координацию движений, умение чувствовать партнера на сцене, оправдывать свои действия. Научить творчески активно применять на практике усвоенные теоретические знания и навыки.

Технологии:

Здоровьесберегающие технологии

Дифференцированный подход

Игровые технологии.

Развитие личности.

Личностно ориентированные технологии

Форма урока:

Групповая.

Тип урока:

Изучение темы. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Наглядность:

Личный показ, карточки с эмоциональными смайликами, карточки с терминами, музыкальный центр.

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Целеполагание (2 мин.)

3. Теоретическая часть. Понятия "темп" и "ритм". Понятие "темпоритм" по теории К.С. Станиславского. 10 основных темпоритмов. ( 10 мин.)

4. Двигательнаяразминка. Разогрев мышц тела. ( 5 мин.)

5. Наблюдение за темпоритмом людей. . Темпоритм и характер. Индивидуальные упражнения. Упражнения на развитие темпоритма и внимания. (15 мин.)

6. Тренинг по темпоритму. (10 мин.)

7.Рефлексия. (2 мин.)


Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

Дети садятся полукругом. Традиционная улыбка друг - другу.

2. Целеполагание (2 мин.)

Педагог:

Мы продолжаем с вами изучение основ актёрского мастерства . Сегодня наше занятие будет посвящено рассмотрению понятия "темпоритм" на сцене и его практической отработке при помощи специальных упражнений и тренингов.

В театральной деятельности объединяются комплекс двух действий: физического и психического. Гармония физических и психических действий нужна на сцене, потому-то сила воздействия на зрителя живет в умении раскрепостить в себе весь организм. Раскрепостить так, чтобы ничто в теле не мешало отражать внутреннюю жизнь роли точно и четко.

Соблюдение правильно найденной скорости необходимо для раскрытия образа персонажа. Верный ритмический рисунок его речи и движения создаёт определённый характер. В целом, заданные темп и ритм являются основой для театрального действия. И овладение этим приёмом необходимо при изучении основ актёрского мастерства.

Итак, сначала мы изучим понятия темп, ритм и "темпоритм" , предложенное К.С. Станиславским, также рассмотрим 10, выделенных им, основных темпоритмов, понаблюдаем за темпоритмом людей и их характерами, выполним индивидуальные и групповые упражнения на развитие внимания и темпоритма и проанализируем в конце занятия проделанную нами работу.

3. Теоретическая часть. Понятия "темп" и "ритм". Понятие "темпоритм" по теории К.С. Станиславского. 10 основных темпоритмов. ( 10 мин.)

Понятия темп и ритм изначально существуют в музыке.

Темп— это степень скорости исполняемого произведения.

Ритм—это равномерное чередование каких-либо звуковых элементов.

Оба термина прочно вошли в сценическую практику и педагогику для обозначения определенных свойств человеческого поведения. Темп на сцене - скорость происходящего действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро, что потребует от нас различной затраты энергии, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние.

Понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, т.е. ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве. Когда мы говорим, что человек ритмично двигается, говорит, дышит, работает, мы имеем в виду равномерное плавное чередование моментов напряжения и ослабления, усилия и покоя, движения и остановок. И наоборот, можно говорить об аритмии больного сердца, походки хромого, путанной речи заики, о неритмичной, плохо организованной работе . И то и другое, т.е. ритмичность и неритмичность, также входит в понятие ритма и определяет динамический характер действия, его внешний и внутренний рисунок.
Таким образом, под термином "ритм" подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и той же быстром темпе действия могут быть совершенно различными по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами, например, бег спортсмена и человека, убегающего от грабителей (темп в обоих случаях практически одинаковой, а ритмы разные, во втором случае он более напряженный и интенсивный).
В повседневной жизни каждый день мы слышим какой-нибудь ритм в природе, в городской среде . Например, ритм дождя, стук колёс, ритм движения машин, человеческих шагов. Если говорится, о ритме в спектакле, то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события.

Темп и ритм - понятия взаимосвязанные, поэтому К. С. Станиславский нередко сливает их воедино, употребляя термин темпоритм. Во многих случаях они находятся в прямой зависимости друг от друга: активный ритм ускоряет процесс осуществления действия и, наоборот, пониженный ритм влечет его замедление. Темпоритм спектакля - по К.С.Станиславскому - синтез темпа и ритма спектакля; нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия. Развитие темпоритма спектакля — волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпоритмов действий, эпизодов, сцен. Чувство темпоритма развивается на уроках ритмики и на других занятиях курса сценического движения.

Темпо-ритмом в сценическом искусстве называется степень концентрации эмоций, эмоциональных состояний персонажей. Различают по Станиславскому 10 темпоритмов.
1-й--полная апатия, безразличие, почти умирание.
2-й--оказывается надо что-то делать
3-й--делаю с художественным размахом ( для себя) .
4-й--делаю, потому что надо: не хочется, а надо ( воля) .
5-й--ясное видение цели, готовность плодотворно действовать.
6--й-- темпоритм насторожённого внимания, чётких решений.
7-й --бурная радость, преодоление препятствий, первое появление тревоги или опасности.
8-й--9-й--лихорадочный пульс жизни.

10-й--миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, потеря способности осознавать и регулировать свои действия.

Итак, каждый номер темпоритма обозначает ту или иную градацию физического самочувствия, которая зависит от интенсивности, насыщенности действия человека в данный момент, от напряженности предлагаемых обстоятельств, от степени волевого настроя человека.

Теперь, давайте, обратимся к практическому освоению темпоритма.

4.Двигательная разминка. Разогрев мышц тела. ( 5 мин.)

Выполним разминку мышц тела. Ставим ноги на ширину плеч. Ходьба, затем махи руками в стороны, растяжка корпуса в разные стороны. Тянемся затылком к солнцу. Сбрасываем "лишнее".(2,5 мин.)

Выполняем интенсивные похлопывания корпуса. Начинаем с рук ,затем грудную клетку, спину, затем бедра, голени. Встаём на носочки и плавно перекатываемся на пятки, балансируя телом. (2,5 мин.)

Во время выполнения упражнений контролируем дыхание- чередование глубоких выдохов и вдохов.

5. Наблюдение за темпоритмом людей. Темпоритм и характер. Индивидуальные упражнения. Упражнения на развитие темпоритма и внимания. (15 мин.)

Характер, темперамент каждого человека во многом определяет наиболее свойственные для него темпоритмы в повседневной жизни, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей его личности. В свою очередь, внешние обстоятельства, заданные обществом темпоритмы, влияют на поведение человека и формируют его характер. Очевидна психологическая взаимосвязь характера и темпоритма -интенсивности действий человека, причём действием считается не только внешняя активность человека, но и его внутреннее душевное состояние, мир эмоций и переживаний.

Каждый человек несет свой собственный темпоритм, который ему диктуют предлагаемые обстоятельства его жизни в данный момент и особенности его характера. 

Итак, давайте обратимся к своим жизненным наблюдениям и опишем представителей разных темпоритмов. Каждый участник занятия приводит свой пример темпоритма .

Теперь выполним несколько упражнений на развитие внимания и темпоритма, а затем перейдём к тренингу.

1. Упражнение "Передай ритм". Все становятся в круг и по очереди хлопают в ладоши, передавая заданный ритм соседу. Задача - не сбиться с заданного ритма и скорости передачи.

2. Упражнение "Клубок"

Группе необходимо встать в круг, вытянуть руки вперед и взяться левой рукой за любую руку одного человека, правой - за руку другого. Задача: распутаться так, чтобы получился круг. Захват руки можно менять, но не расцеплять. Если группа окончательно запуталась, можно разорвать руки 1-2 раза. Предупредите, чтобы руки не ломали!

3. Упражнение "Скульптура"

Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе) и т.п.

4.Упражнение "Толпа". Все участники выходят в центр студии, каждый со своим задуманным образом и начинают движение. Задача каждого - сохранить свой индивидуальный темпоритм и провести наблюдение при этом за поведением других. Затем все рассаживаются по местам и по очереди анализируют увиденные темпоритмы.


Итак ,мы настроились на нужную волну и переходим к активному тренингу.

6. Тренинг по темпоритму. (10 мин.)

1. Переключение темпоритмов.

Тренируя переключение из одного темпоритма в другой, воспользуемся любым упражнением на действие с воображаемыми предметами.

- Вы дома. Сидите за столом и пишите письмо. Нормальное физическое самочувствие, темпоритм №5. Решите, кому вы пишите, о чем? Действуйте.

- А если бы вам не хотелось бы писать? Но не напишешь, тетушка обидится. Придется для приличия что то нацарапать. Но что?.. Замените в своем внутреннем видении адресата и действуйте (№4)

- А если бы была жара, да вас тянуло бы еще ко сну, а писать тетушке все-таки пришлось бы? (№3)

- А если бы письмо, которое вы пишите, нужно было бы закончить ровно через две минуты? Нет ни жары, ни тетушки? Измените обстоятельства и действуйте! (№6)

- А если бы от этого письма зависела ваша жизнь? (№9)

2. Коробка скоростей.

- Велико ли расстояние до той стены?

Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:

- Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится , чтобы дойти не спеша до той стены? А сколько времени? Ну а быстрым шагом? Пройдите - сначала медленно, а второй раз быстрее. Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пойдите медленнее, на первой скорости. Нет не двигайтесь, пока я не дам вам команду "Вперед!", только будьте готовы идти! Меняем задание - вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовились... А если на первой? А если... на второй? Вперед!

Нужно, чтобы ученик почувствовал эту внутреннюю настройку организма, которая производится нашим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибулярного аппарата - настройку организма на ускорение или замедление, установку на новое действие, на организацию действий в пространстве и во времени. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность натренировать механизмы переключения, быстроты реакций.

- У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Вперед!

- Теперь в "копилке ощущений" ученика есть три разных настройки на скорость - медленно, быстро, стремительно.

- Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На второй!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед!

По тому, как двигается ученик после команды "Вперед!", можно судить, верная ли была до этого настройка, а также о том, насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.

3. Действие в двух темпоритмах.

Придумайте действие с воображаемыми предметами в темпоритме№3, а мысленное действие в темпоритме №7. Внешне спокойное действие с воображаемым предметом должно сочетаться с напряженным мысленным действием в воспоминании. Допустим, ученик начал с того, что неторопливо чинил велосипед. Потом, в мысленном действии, вспоминал, как он на днях потерял чужую, очень ценную вещь. Оправдание сложенных действий : "Я чиню велосипед; ко мне пришел товарищ, который оставил на хранение золотые часы, подарок отца; он еще не знает, что я их потерял; он сидит у меня дома и просматривает газету, а когда я закончу, конечно спросит меня о часах; я выдумываю как перед ним оправдаться, а чтобы он не забеспокоился раньше времени, не заподозрил неладное, я нарочито спокойно чиню велосипед..."

7.Рефлексия. (2 мин.)


Заключительный этап. Подведение итогов.

Комментарий педагога: - Сегодня мы изучили понятия темп, ритм и "темпоритм" , предложенное К.С. Станиславским, также рассмотрели 10, выделенных им, основных темпоритмов, понаблюдали за темпоритмом людей и их характерами, выполнили индивидуальные и групповые упражнения на развитие внимания и темпоритма.

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. - Всем спасибо! До следующей встречи!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по актерскому мастерству

Автор: Викторова Алена Сергеевна

Дата: 20.01.2023

Номер свидетельства: 623572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Игровой тренинг на уроке актерского мастерства"
    ["seo_title"] => string(46) "igrovoi_trening_na_uroke_akterskogo_masterstva"
    ["file_id"] => string(6) "625445"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676219988"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Развитие воображения и фантазии на уроке актерского мастерства"
    ["seo_title"] => string(64) "razvitie_voobrazheniia_i_fantazii_na_uroke_akterskogo_masterstva"
    ["file_id"] => string(6) "625446"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676220221"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА» Тема «Актерский тренинг – ключ к творческому саморазвитию личности»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_predmetu_osnovy_akterskogo_masterstva_tema_akterskii_trening_kl"
    ["file_id"] => string(6) "637355"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695855219"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ: "ПО СТРАНИЦАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-chtieniiu-po-stranitsam-russkikh-narodnykh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "119191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413364463"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "открытый урок по актерскому мастерству "Виды театрального искусства" "
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi-urok-po-aktierskomu-mastierstvu-vidy-tieatral-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "198390"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428403328"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства